Социально-экономическое развитие СССР: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Первые пятилетки — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Социально-экономическое развитие СССР: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Первые пятилетки

2017-11-28 136
Социально-экономическое развитие СССР: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Первые пятилетки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отказ от НЭПа, смена стратегии развития практически означали возврат к старой военно-коммунистической модели построения социализма, модели, для которой характерно резкое усиление государственного вмешательства в жизнь общества, использование административно-командных рычагов управления, государственное принуждение. Выбрав индустриальный сектор в качестве приоритетного направления народного хозяйства и сосредоточив все усилия страны на его развитии, сталинское руководство без должного экономического обоснования начало осуществлять политику подхлестывания страны. В результате: начали значительно повышаться важнейшие плановые показатели уже принятого первого пятилетнего плана. Усилилось централизованное планирование, ужесточился контроль за выполнением заданий, была резко ограничена сфера действия товарно-денежных отношений, жестко осуществлялось распределение ресурсов и продукции, предприятия практически лишались всякой самостоятельности. Форсированная индустриализация осуществлялась в основном путем штурмовщины, администрирования, ужесточения трудового законодательства, использования принудительного труда. Однако попытки достичь предельно высоких темпов оборачивались дезорганизацией производства.Руководство страны вынуждено было несколько уменьшить гонку за темпом в годы второй пятилетки 1933-1937 гг. В соответствии с провозглашенным летом 1929 г. курсом на сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств целых округов, руководством страны принимаются решения: об осуществлении политики ликвидации кулачества как класса в этих районах.Трагедия миллионов раскулаченных, оказавшихся в тюрьмах, концентрационных лагерях, спецпоселках. Характерно, что сталинская система вела в деревне борьбу не только против крестьянства вообще, но и против колхозного крестьянства. Чрезмерное изъятие хлеба у колхозов зерновых районов в целях осуществления промышленного рывка породило страшный голод 1932-1933 гг., охвативший Северный Кавказ, Поволжье, Украину, Казахстан.Осуществление форсированной индустриализации дало определенный эффект. К концу 30-х годов наша страна сумела преодолеть технико-экономическую отсталость, превратилась в независимую экономическую страну, по структуре промышленного производства вышла на уровень развитых стран, а по объему его в абсолютном измерении уступала только США.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.

Развитие СССР определялось заданиями третьего пятилетнего плана 1938-1942 гг. Несмотря на несомненные успехи, промышленное отставание от Запада не было преодолено. В легкой промышленности планы были выполнены лишь на 40-60% и не отвечали требованиям населения. Тяжелое положение наблюдалось и в сельском хозяйстве. Главные усилия в третьей пятилетке были направлены на развитие отраслей промышленности, обеспечивающих обороноспособность страны.

Особое внимание уделялось строительству авиационных, танковых заводов. Начался массовый выпуск стрелкового, артиллерийского оружия и боеприпасов. В первые месяцы войны стали производить автоматическое стрелковое оружие. Вместе с тем политика в области вооружения имела отстающий от фашистской Германии характер. Широкое производство самолетов до войны наладить не успели. Массовый выпуск современных танков к началу Великой отечественной войны промышленность также не освоила. В 1939 г. была принята программа развития государственных трудовых резервов. Создаются сеть школ фабрично-заводского обучения ремесленные училища для подготовки молодежи к трудовой деятельности. В 1940 г. был установлен 8-часовой рабочий день и 7-дневная рабочая неделя. Расширялось жилищное строительство и бесплатное медицинское обслуживание. Принятый в 1939 г. Закон о всеобщей воинской повинности позволил увеличить армию к 1941 г. до 5 млн. человек. Велась допризывная подготовка учащихся старших классов. Осуществлялось обучение медицинских сестер и санитаров. Партийное руководство страны и сам Сталин уделяли особое внимание патриотическому воспитанию народа. Предпринимались меры по увеличению рождаемости.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.