Типы нарушения звукопроизношения у детей с ринолалией — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы нарушения звукопроизношения у детей с ринолалией

2017-11-16 1336
Типы нарушения звукопроизношения у детей с ринолалией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Дефекты, типичные для других речевых нарушений (дислалия - из-за дефектов в строении органов артикуляции, недоразвития фонематического слуха, социальных факторов; дизартрия – из-за неправильной работы органов артикуляции вследствие нарушения иннервации (парезы, параличи, изменения тонуса)).

2. Дефекты, свойственные открытой ринолалии

 

Дефекты, типичные для других речевых нарушений

Нарушения произношения: На каждый момент вспомнить и объяснить

1. Л, Р – замены на звуки Й, ЛЬ, Д, искажения (двугубный = кучерской, велярный).

2. фрикативных звуков – свистящие, боковые, шипящие, призубные, межзубные сигматизмы, губно-зубное произнесение.

3. Дефекты смягчения (но редко).

4. Дефекты озвончения (но редко)

 

Разборчивость речи для окружающих – 60-100 %

 

Дефекты, свойственные открытой ринолалии

Общая характеристика: ТОТАЛЬНО НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ преобладание заднеязычной артикуляции с носовой утечкой воздуха и почти беззвучным произнесением глухих согласных, храп и гиперназализация, Все глухие приближены к Х, звонкие к Г украинскому (фрикативному), губно зубные к М, переднеязычные к Н.

Причины:

– паталогическая позиция языка, массивный (гипертрофированный) корень языка, перекрывающий проход в глотку, вялый кончик языка, не участвующий в артикуляции.

– Отсутствие сильной, направленной воздушной струи из-за утечек воздуха.

 

Дефекты произнесения гласных – усиление ринофонии (гиперназализации) в такой последовательости: а, о, э, и, у. (так как в данной последовательности изменяется (увеличивается) объем глотки при нормированном произнесении данных звуков. При открытой ринолалии при увеличении объема глотки во время речи увеличивается и проход в нос.

 

Дефекты произношения без атипичных компенсанаторных артикуляций:

1. Фрикативные заменяются велярными, боковыми, межзубными, шипящие свистящими и наоборот.

2. Взрывные

– Язычно-зубные (Т и Д на заднеязычные К и Г, или на ГГГГ – украинский, или на М и Н или просто очень ослабляются,

– Губно-губные П и Б на заднеязычные К и Г, или на губно-губной носовой М, м.б. беззвучное произнесение).

– Заднеязычные К и Г на фрикативный Х. Или Г украинский.

3. Африкаты (Ч и Ц) на заднеязычные фрикативные Х или заднеязычные взрывные К, Г.

4. Соноры (Р, Л) на носовой переднеязычный Н или на заднеязычные фрикативные или взрывные (Х, К, Г), м.б. двугубные (В, У), пропуски. Р – практически никогда не имеет нормативного звучания – не хватает силы выдоха для организации вибрации кончика языка.

 

Разборчивость речи для окружающих 50-90 %.

 

Дефекты произношения с атипичными компенсанаторными артикуляциями.

Используются глоточные и фарингетальные движения, нарушается произношение почти всех звуков.

Глоточные (гортанные, ларингеольные) артикуляции (звуки) – образуются в полости гортани, имеют щелкающий призвук.

Фарингетальные артикуляции (звуки) – образуются путем сближения корня языка со стенкой зева.

 

Разборчивость речи для окружающих – 20-50 %.

 

ЛЕКЦИЯ 8 «Нарушения слоговой структуры слова»

Ритмико-слоговая структура – способность к восприятию и воспроизведению количества слогов с выделением ударности, паузации.

Звуко-слоговая структура – восприятие и Воспроизведение не только количества, ударности и паузации, но и звукового наполнения каждого слога.

Нарушения:

1. Сокражения групп согласных звуков (платье – пате, кран – ман, книжка – хиха).

2. Сокращение звучания согласного в конце слова (строить – хои, месяц – мехя)).

3. Опускание начального согласного (волосы – ояси).

4. Добавление согласных (палец – палетф, сцена – фтфена).

5. Перестановка звуков в слоге (метатезис) (дрова – двора, труба – ртуба).

6. Сокращение числа слогов в слове (элизия) – двенадцать – хена, здание - хнани)

7. Увеличение числа слогов (вслед – уехед, встань – уситань).

 

Причины нарушения звукослоговосй структуры

1. нарушение речевого дыхания.

2. Нарушения звукопроизношения.

3. Нарушения фонематического слуха.

4. Рассогласованность моторных действий (изменения тонуса и пр.)

Нарушения фонематического слуха

Выражается в разной степени, от трудностей различения близких звуков, различающихся по одной характеристике С-З (звонкость), до не различения звуков, имеющих отличия по нескольким параметрам Например з и х (звонкость, место образования)

 

 

ЛЕКЦИЯ 9 «Нарушения голоса»

До 7-ми лет голос детей с открытой органической ринолалией имеет характеристики, свойственные норме, кроме гиперназализации (х-ка тембра), после 7 лет голос ухудшается, присоединяются функциональные, а затем и органические нарушения (парезы, параличи, узелки на голосовых связках и др.), которые проявляются в таких характеристиках голоса - слабый, истощаемый, монотонный, сиплый, гнусавый, металлический, носовой, сиплый, форсированный, хриплый, приглушенный.

Причины ухудшения х-к голоса – доказали, что изменение формы, строения, положения, работы мягкого неба влияет на положение и функционирование голосовых связок. То есть, они начинают работать дисфункционально (нарушено), что приводит к их постоянному перенапряжению, и в последствии провоцирует органические изменения в них. Операции по устранению расщелин, не изменяют ситуацию, так как мышцы не начинают работать правильно на все 100 %.

Характеристики голоса осложняются психологическим компонентом – дети стесняются своей речи, стараются, а затем и привыкают говорить тихо, незаметно для окружающих.

Речь детей с ринолалией характеризуется следующими нарушениями:

Ринофония – носовой (гнусавый) оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие механических (органических) дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого неба, либо расстройств функции мягкого неба.

Ринофония закрытая – носовые согласные приобретают носовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным = гипоназализация.

Ринофония открытая – патологическая назализация всех носовых звуков, слабые, сдавленный голос = гиперназализация, (носовой голос).

Голос обладает следующими характеристиками:

Металлический – отсутствует богатство, цвет.

Приглушенный – голос, как будто застревающий в задней части ротовой полости, быстро затухающий.

Сиплый – образуется при неполном смыкании голосовых складок, когда кроме звуковых волн, еще из гортани выходит «дикий» воздух, то есть не «обработанный» колебаниями голосовых складок. Происходит из- за раздражения и набухания гортани, голосовых складок, при скоплении слизи, что сопровождается состоянием гиперемии. Вы можете чувствовать такое после голосового утомления, перед болезнью горла, и во время неё, курения.

Слабый – недостаточная сила (громкость) голоса из-за слабости дыхательного аппарата или недостаточной энергичностью смыкания голосовых складок (часто при паретичности). Что такое паретичность.

Хриплый – более сильная степень сиплого голоса (дополнительные причины – папилломатоз, стеноз, парезы, параличи, гипертрофия гортани и голосовых складок, певческие узелки).

Состояние папилломатоза возникает у детей с ринолалией после 14 лет. Это патологический процесс, характеризующийся образованием множественных папиллом на каком-либо участке кожи или слизистой.

Папиллома – доброкачественная опухоль, выступающая над поверхностью кожи или слизистой в виде сосочка.

Узелки голосовых складок = певческие узелки – у 20 % ринолаликов после 15 летнего возраста.

Фонастения – (у 70 –80 % ринолаликов в возрасте после 15 лет) – нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. Проявления - быстрая утомляемость, прерывание голоса (осечки), неприятные ощущения в горле при долгой речи, пении, ощущение царапанья, жжения.

 

Ринолалики – как правило, имеют приобретенные нарушения слуха, значит, являются ранооглохшими (то есть, нарушение слуха возникло до освоения речи) или позднооглохшими, если речь у детей успела сформироваться.

Чаще у ринолаликов только снижение слуха, часто одностороннее или степень снижения слуха на разных ушах также различно.

Причины – отиты, антибиотики.

Степени снижения слуха


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.