Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-11-16 | 228 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Необходимо развести понятия «научное познание» и «научное Исследование». Научное познание рассматривается как общественно-исторический процесс. Оно отличается от обыденного познания тем, что чаще всего связано со специальными процедурами трансформации реальных объектов в идеальные, существующие только в мысли. Научное исследование является субъективным процессом получения новых знаний отдельным исследователем или группой исследователей.
Студент, выполняющий научное исследование, должен четко и осознанно представлять себе:
· каковы продукты научного исследования;
· каковы критерии научности нового знания, которое он намерен получить в результате исследования;
· какими типами научного знания он оперирует;
· какими формами научного знания он пользуется, и в каких формах научного знания он выстраивает структуру своего исследования;
· какие методы и средства научного познания он использует;
· что собой представляет научная теория, и какие требования к ней предъявляются в науке и др. (приложения 4-7).
На эти и другие вопросы можно получить ответы, изучив философскую литературу (раздел «Гносеология»).
Продуктом научной деятельности (или научных исследований) являются, прежде всего, знания. Существует совокупность критериев, используя которые можно отличить научные знания от ненаучных.
Главный признак научности знания — его истинность. Под истинностью знания подразумевается его соответствие исследуемому предмету.
Одновременно, характеризуя истинность знания, указывают на требование его достаточной обоснованности (принцип достаточного основания).
Одним из важнейших отличительных качеств научного знания является его системность. Системность связана с организованностью научного знания, его строгой индуктивно-дедуктивной структурой (когда в одной части получаемых новых знаний можно двигаться от частного к общему, а в другой — от общего к частному).
|
Еще одним очень важным признаком научного знания является его интерсубъективность. Данный признак выражает свойство общезначимости, общеобязательности научного знания для всех людей (в отличие от практически-обыденного индивидуального знания).
К критериям научности знания относятся также формальная непротиворечивость; опытная проверяемость; воспроизводимость и ряд других.
Однако продуктом научной деятельности могут быть не только знания. В XXI в. — веке постиндустриальной цивилизации, ценным продуктом исследовательской деятельности становится информация: ее поиск, создание, хранение, трансформация, тиражирование, распространение.Сегодня информация трактуется как некая субстанция, которая питает как исследователей, вчитывающихся в непознанное, так и тех, кто стоит у руля процессов управления производством и социальной жизни. Существуют философские концепции, в которых информация ставится в один ряд с протяженностью и движением и трактуется как отраженное многообразие, устранение неопределенности, отрицание энтропии, мера сложности структур, вероятность выбора и т.д. Если принять возможность развития общества как «информационного», можно утверждать, что центр тяжести перемещается с «энергетических» и «вещественных» моментов человеческого бытия на «информационные».
А теперь обратимся к функциям и принципам научного познания.
Рассуждало функциях научного исследования, французский философ О. Конт сказал так: «Знать, чтобы предвидеть». К этим функциям относятся функции наблюдения и описания. Эти довольно пассивные относительно самого исследователя функции позволяют, однако, успешно накапливать факты, так или иначе характеризующие изучаемые явления, процессы; функция получения информации в опыте и функция фиксация результатов опыта с помощью выбранного в данной научной отрасли языка (системы символов).
|
Начинающим исследователям полезно знать, что содержание науки не всегда сводится только к нерешенным задачам. Ткань науки составляют, прежде всего уже решенные проблемы, однако включение уже полученных решений в новые алгоритмы получения нового знания — тоже научная деятельность.
Выбор проблемы связан с очень сложной процедурой — обнаружением разного рода противоречий: основания для постановки проблемы, определения цели, задач исследования, формулировки гипотезы исследования. Противоречия чаще всего обнаруживаются:
· между теоретическими взглядами разных авторов на одну и ту же проблему;
· между теорией проблемы и практикой решения частных прикладных задач;
· между результатами, получаемыми разными авторами при решении аналогичных задач, но различными методами.
Примером противоречия является возрастание роли информационных технологий и их недостаточным реальным вкладом в персонификацию профессионального образования.
Именно на основе обнаруженных противоречий в теории и практике решения избранной проблемы должна быть в законченном виде сформулирована тема исследования.
Далее ставится вопрос: какова совокупность условий (организационных, технических, информационных, социально-экономических и др.), обеспечивающих эффективное использование избранных методов при решении поставленных задач. Решение этого вопроса составляет цель исследования.
Следующий шаг — определение объекта и предмета исследования. В качестве объекта исследования выступают, как правило, процессы, системы, явления и т.п. Предмет исследования всегда уже объекта исследования, и именно на изучение этого предмета бывают направлены основные усилия исследователя.
Гипотеза исследования — необходимый узловой связующий пункт на пути от обнаружения научной проблемы к построению теории. Это научное допущение или предположение, истинность которого еще требуется доказать. Необходимость гипотезы обусловливается тем, что законы непосредственно не обнаруживаются в отдельных фактах, поскольку суть никогда не лежит на поверхности вещей.
|
Существуют определенные ус л о в и я выдвижения и состоятельности гипотез:
· гипотеза не должна противоречить уже известным и проверенным фактам (но и здесь могут быть исключения, когда старые знания, уже вошедшие в научную практику, оказываются ошибочными, и это становится ясно во вновь открывшихся обстоятельствах научного поиска);
· должен соблюдаться принцип соответствия гипотезы известным законам науки;
· необходима попытка разрешить возникшее противоречие между новой гипотезой и старой теорией путем концептуального их соотнесения, в результате которого чаще всего оказывается, что старая теория есть частный случай нового знания.
Выдвижение гипотезы связано с творческим воображением исследователя (наряду с наличием достоверного уровня знаний и развитой способности к абстрактному мышлению). Способность к творческому воображению в равной степени важна на любом уровне научного познания (будь то эмпирический или теоретический) и на любом его этапе (обнаружение проблемы, формулирование гипотезы, обоснование концепции и т.д.). Именно фантазия, воображение, если они опираются на данные о реальных процессах, позволяют исследователю заглянуть дальше и глубже, проникнуть в суть и понять ее.
Дело в том, что происходящие в мире процессы нельзя чувственно воспринять как целое, но их можно вообразить, мысленно представить. Представление — высшая форма чувственного познания, переходная к логическому мышлению, которое во всех своих формах включает в себя творческое воображение.
Чтобы нагляднее представить роль воображения в науке, вспомним творчество Н.И.Лобачевского, который назвал свою неевклидову геометрию «воображаемая геометрия», поскольку в то время еще не были известны реальные процессы, предметы, пространственные свойства, которые отражаются в его теоретической системе.
Опорныйконспектлекции
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!