Особенности толстовского психологизма — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности толстовского психологизма

2017-11-16 254
Особенности толстовского психологизма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чернышевский говорил о Толстом как о мастере изображения диалектики души (в её движении). Высота нравственного чувства Все герои делятся на 2 группы: способные к нравственному усовершенствованию (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа) и не способных (Курагины).

У Т. Много внутренних монологов.

Анализ литературного произведения в школе представляет собой эволюционирующее, динамическое явление, испытывающие воздействие многочислен факторов, Менялись ценностные ориентации эпох, внедрялись в школу при помощи тех или иных типов анализа: 1. идеал гармонического устойчивого миропорядка упоминался в сознании учащихся вместе с риторическим анализом ценностей античной классики (до 30 г. 19 века), 2. идеал положительного знания в купе с принципом элитарности реализовался на основе научного филологического анализа (1 половина 19 века), 3. идеал человека-гражданина, общественного деяния делает его центром преподавания литературы, тип анализа, позволяющий критиковать общественное зло (2 половина 19 века). Пути анализа: - композиционный, - пообразный, - проблемный, - системный. Приемы анализа: - анализ композиции, - анализ стиля, - анализ творческой истории, - инсценирование, - составление киносценария, - претворение произведения в других видах искусства, - прием устного словесного рисования, - выразительное чтение текста. В качестве основных принципов школьного анализа выступают следующие: -объективность анализа, - изучение исторического контекста, - принцип целостности или взаимосвязь и взаимообусловленности в их компонентов произведения, - принцип содержательности формы, - учет жанрово-родовой специфики произведения, - обращение и сценичность истории, - учет психолого-возрастных особенностей школьников и уровня их литературного развития, - ориентированность на развитие разных сторон, личности читателя (воспитания, эмоциональности мира, нравственных представлений, усовершенствований, читательского вкуса, развитие творческого воображения и выработка эстетических взглядов на литературу и искусство в целом), - педагогическая целесообразность, - вариативность и избирательность, - мера научности. Основные вопросы к анализу литературного произведения: - источники текста (одисты прижизненные и академические издания, списки), - сюжет (конкретное содержание элементов сюжета, отношение к действительности), - художественное время и пространство, - тематика, проблематика, - образная система, - функции слова в выражении авторского сознания и сознания персонажей (тропы, фигуры, лексико-грамматические особенности), - композиция, - жанровая специфика, - творческий метод, литературное течение, направление, школа, - идеал произведения, - произведение в осмыслении критиков, - сценическая история (для драматических произведений), - система стихосложения, стилевая композиция (для лирики).

 

18.путь анализа- это порядок, ход, сюжет рассмотрения преп-я во времени. Долгое время в школе существовал един-й путь анализа по образу. Однако в сер 60-х г. Данный путь подвергся критике т.к выразился в формалистич-кий разбор пр-я, когда образы рассматрив-сь вне связи с контекстом пр-я с его худым своеобразием. Герой чаще всего хар-ся как психологический тип. И часто герои разн.пр-й и эпох были похожи др.на др. Методика начала поиск новых путей анализа лит-го пр-я,с тем чтобы учит-ть худож-ю специфику текста, его восприятие ребятами и ликвидировать однообразие анализа и уроков лит-ры. В результате были обоснованы следующ.пути анализа худож-х пр-й:

1)АНАЛИЗ ПРОИЗВЕД-Я ПО ХОДУ РАЗВИТИЯ «ДЕЙСТВИЯ»(ВСЛЕД ЗА АВТОРОМ); 2)ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ; 3)АНАЛИЗ ПРОИЗВЕД-Я ПО ОБРАЗАМ; 4) ПРОБЛЕМНЫЙ ПУТЬ АНАЛИЗА. Некотор.методисты выдел-ют стилистич.и компазиц-й анализ.

19. Анализ по ходу развития «действия»-данный путь анализа предпологает рассмотрение худож-го произведения сценам, главам,в том порядке как они были написаны автором(главная мысль-лит-ый герой,авторская позиция,худож-е своеобразие). Рассматрив-ся не все эпизоды из сцен, а наиболеее значимые-по выбору учителя или учащ-ся. Достоинство-есть возможность следить за мысльюавтора. Взаимные просчеты данного пути пути анализа: иногда утрачив-ся целостность восприятия;анализ замкнут в рамках эпизода, и остается непроясненной целостная цонцепция произведения. Сущ-ет опасность подмены анализа комментирован-м чтением. Учителю важно объеденять эпизода для анализа, и постоянно соотносить эпизод сцен с целостным контекстом. Неэкономично по времени. Чаще всего использ-ся в средн-х классах, где изуч-ся небольшое пр-е. данный путь анализа психологич-ки соответств-ет данному возрасту. В старших классах таким путем можно изучать драму, когда произведение сложно для восприятия учащимися (Евгений Онегин(безумный сердца разговор, Учитесь властвовать собой, Исповедь поэта)

 

20. проблемно-тематич. анализ. В основе лежат ведущие идеи, темы пр-я. Достоинства данного пути анализа: 1)сразуть, выявл-ся ведущ.мысль пр-я; учащ-ся обуч-ся умению сопоставлять, обобщать, теоретезировать, абстрактно мыслить. Данный путь анализа способствует формированию системных способн-тей уч-ся. Возможные просчеты: возможен отрыв от текста иногда не реализ-ся принцип анализа произв-я в единстве содерж-я и формы логич-го и эмоц-го. В связи с этим необходимо, расм-я проблему произв-я, постоянно опираться на текст детально анализировать отдельные эпизоды и постоянно читать текст на уроке.

2) экономичный путь –преоблад-т в старших классах и может быть использован только при условии прочит-го пр-я и довольно высоком уровне первичного восприятия (пример: Тургенев «Отцы и дети».

21. анализ произведения по образам. Данный путь анализа вполне правомерен, ибо основной лит-го худож-го пр-я явл-ся худ-й образ. Данный путь анализа импонирует подросткам., этот путь выбир-ся если в пр-ии система образов персонажей выписана выразительно и явл-ся гл-ым ср-вом выраж-я авторской мысли, главн.идеи пр-я, он выбирается если образовывает живой интерес учащ-ся. При рассмотрении образов лит-го пр-я важно обращ-ть внимание на его портрет, речевую хар-ку, мотивацию идейном содеоя в общей стр-ре пр-я, в ероям, роль герупков, линию поведения, эволюцию его хар-ра, его отношение к окружающим и окружающих к своим героям, роль героя в общей стр-ре пр-я, в его идейном соде жании. Т.Е. любой образ рассм-ся в единстве единичного, особенного и всеобщего.

Система уроков: (евгений онегин, эпич.пр-е)1 урок-Онегин и общество; 2) –онегин и Ленский; 3)-Ленский и Ольга; 4)- Татьяна и Онегин; 5) Онегин и Татьяна; 6) Герои и природа; 7) Автор и герои; 8)Жизнь поэта на стр-х романа.

Достоинства анализа пр-я по образам: интересен учащимся, экономичен

 

22. Пробблемный путь анализа. В основе данного пути анализа лежит рассмотрение тем и проблем пр-я, а прежде всего хар-р изуч-я пр-я стимулирующий познават-ю активность учащ -ся.В основе данного пути анализа лежит создание проблемных ситуаций. Проблемный путь анализа строится на сцеплении проблемных ситуаций: когда поиски решений общего перспективного вопроса привод ит к возникновению новых дополнит—х вопросов. Как возникает проблемная ситуация на уроке: 1) Противоречивое восприятие пр-я учащ-ся; 2)противоречивость позиций самого писателя. 3) образ худож-го пр-я; 4) образ лит-го героя; 5) оценка критикой эпохи пр-я; противоречивые трактовки произвед-й в критике; 6)противоречивые интерпретации худож-х пр-й др.видов искуства.

Требования к качеству проблемного вопроса: 1)проблемный вопрос должен быть сложным, содержать в себе противоречия, но при этом быть доступным для учащ-ся, разрешимым для учеников; 2) должен быть интересен для уч-ся, увлекателен, отвечать их потребностям;3) Должен быть емким, охватить широкий круг материала что бы пробл-й вопрос мог создать проблемную ситуацию, его необходимо развить, сопоставить разные грани его решения, разные вар-ты его ответа.

Достоинства данного пути анализа; 1) ребята активно включ-ся в процесс познания; 2) стимулир-ся интерес к вопросу, к лит-ре, к проблеме; 3) реализ-ся принцип связи процесса обуч-я с опытом учащ-ся, современной жизни. Для учащ-ся: использ-ся в старших классах. Это самый сложный путь анализа лит-го пр-я, требующ-й подробных знаний текста и высокого уровня самостоят-й работы учащ-ся. Требует продуманности урока, концептуальности пр-я, своббоды импровизации –для учителя неэкономичный путь анализа

14. Художественное мастерство А.П.Чехова – прозаика и драматурга (анекдот и притча, художествен-ная деталь, “подтекст” и “подводные течения”, типы конфликтов). А.П.Чехов вошел в литературу в 80-90г. Россия переживала крушение всех полит., нравств. программ рус.жизни, людьми была утрачена общая идея жизни,овладела уныние, апатия. Все программы обнаружили свою изжитость. Мелочи, пустяки стали подчинять себе человеч. жизнь. Жанр романа практ-ки исчезает как жанр., сама жизнь не дает мат-ла для романа. Чехов писал повести, рассказы (ни 1 романа) - малый жанр., обращ. к будням жизни и показ. как далеко уводят человека от смысла жизни мелочи и пустяки, кот. он подчиняет свою жизнь. Сквозь будничные ситуации в проивед. проступает драма жизни. Ч. говорит: «Я не знаю, как надо жить, но знаю как не надо.» Начинает с юмористич. рассказов, где показ. ненормальность того, что людям кажется нормальным. В рассказах «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» по-новому раскрывается тема «маленького человека». До Чех. Маленький человек – униженный, Ч. Показывает, что он сам себя делает маленьким, только его вина. Отношения людей заменились отношениями чинов. Далее комический элемент уходит из прозы Чехова, все дальнейшее творчество пронизано интонациями грусти. Сами названия рассказов предельно просты и явл.ключом к худ.тексту, построены на одном эпизоде. Причем этот эпизод вырван как бы из жизни, Чехов убежден, что любой момент жизни может дать повод для рассказа. Чудаков: реализм Чехова случайностный. Уже в ранних юмор.расск. появилась чеховская деталь (особ-ти чеховского восприятия) 1.Проза Ч. очень лаконична — в маленьких формах глубокий смысл. 2. мастер деталей с пом подчеркивания отд-ых деталей Ч. подчерк. хар-р героя, обстановку. («Толстый и Тонкий»- измен. поведения Тонкого, показ.ч/з детали- съежился,сморщился. Толстого стошнило от такого поведения). Ч. считал, что писатель д.б. обьективен как химик, т. е. он не должен навяз. читателю своего отнош. предельная объективность повеств. Пис-ль всегда рассчит. на сотв-во читателя (Краткость – сестра таланта его фраза, не говорит всего, все, что нужно додумает). Чит-ль увидит в тексте то, что захочет увидеть. Огромную роль играет подтекст- глубинный внутр.мир текста, кот. чит-ль м. почув-ть и угадать. 3. Тюпа заметил, что в произв-и соединены анекдот и притча. Слово притчи — авторитарное, назидательное, рассудительн oe. O но внутренне безошибочно в своей императивности и монологично. Несмотря на дидактическую направленность, это медитативное, «замкнутое» слово, обходящееся и без собеседника: притчу можно «рассказать» и себе самому, т. е. привлечь заключенную в ней мудрость для осмысления собственного личного опыта. Слово анекдота — инициативное, но одновременно и легковесное, «неосновательное слово» (выражение из чеховского рассказа «В сарае»). Оно в такой же мере плод остроумия, в какой и речевой ошибки, оговорки, описки, недоразумения. Анекдотическое слово принципиально «разомкнуто», диалогично, без слушателя его нет: анекдот невозможно рассказать самому себе. Если в анекдоте речь всегда ведется о других, то притча говорит прежде всего о нашей жизни. На поверхности анекдот, в подтексте – притча, внешн. план повеств. и глубинный подтекст. («Дама с собачкой» подтекст –притча – «вспомнила тебя душа моя», души, которые встретились слишком поздно, анекдот- курортный роман). 4. Поэтому важен подтекст — глубинный внутр.мир текста, кот. читатель может почувствовать и угадать.Подтекст выявляет себя еще и через заглавие, они просты, но содержат его («Смерть чиновника» - не человека, а именно чиновника, им завладел чин). Присутс. говорящие детали, н-р «его женили», он окончил университет филологии, а работал в банке.- говорит о том, что в глубине души Гурова есть поэзия, резал и ел арбуз- поначалу он смотрел на эту ситуацию как на обычный курортный роман. Диалог превращ. в диалог глухих. Случай лежит в основе сюжета, случайная деталь носит глубинный подтекст, у Ч. нет случ-ых деталей.(фигурка Дон Кихота с отбитой головой - Гуров превращается в Д.К., потерявшего голову). Чаепитие- финал открытый, часто в финале многоточие, знак недоговоренности, недосказанности, указание на неисчерпаемость жизни. Писатель всегда рассчитывает на сотворчество читателя. Этот жанровый импульс отозвался в чеховском повествовании чрезвычайно важным свойством стимулирования активности читательского восприятия. Функция последнего «неизмеримо усилилась... активизировалась роль читателя в решении поставленных писателем вопросов». Ни у кого до Чехова, по мнению Б. М. Мейлаха, «не стоял так остро вопрос о способах, благодаря которым можно было бы включить мысли и воображения читателя в самую суть проблемной ситуации». Особенностью сюжета сложения чеховск. повестей и рассказов явл. то, что все герои делятся у него на две категории:: 1- те, кто способен понять никчёмность, мелочность жизни (Гуров) и тех 2-кто не способен на это (повесть «Ионыч»). Герои — это люди из жизни,человек из толпы. Присутствует огромное кол-во героев разных проф. и социал. статусов. Он говорит о том, что мы в первую очередь люди. Ч. разглядывает в чел. истинную сущность, выстраивает временной ряд- образ времени в Ч.прозе и драматург. Имеет огромное значение. Жизнь проходит и ничего не происходит – драма жизни. Жизнь д.б. исполнена содержанием, движением жизни во времени. Композиционный прием- год, два, три года, н-р в «Ионыче»-осознав бездарность жизни герой в отчаянии делает свою жизнь еще более пустой. Дмитр.Старцев превр-ся в Ионыча, т.к. отчаялся, это его вина, а не вина обстоятельств. 5. Оппозиция (казалось-оказалось) лежит в основе композиции почти всех чеховских расск. и повестей. В «Даме с собачкой» Гурову казалось, что у него курортный роман, а оказалось влюблен. В «Ионыче» казалось, что счастье есть, а оказалось, что душой разложился. Язык Ч. прозы очень своеобразен, каждая фраза подобна муз.аккорду, она построена просто, но ритмически организована, музык. фраза. Описания предельно кратки. Но в каждом рассказе появл. пейзажные зарисовки. Пейзаж всегда лирич. окрашен, пронизан грустью. Он символизирует красоту жизни, мира, как на самом деле прекрасна жизнь. В 90 – е гг написаны 3 рассказа, которые являют «маленькую трилогию» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»): единым повествовательным приемом (рассказ в рассказе), образами рассказчика (ветеринарный врач, учитель гимназии, Алеша – помещик), общая тема (замкнутость футлярной жизни, знак разобщенности людей).

Новаторство Ч.- драматурга - новый вид драмы, новый тип театра: 1. Пьесы Ч.внешне не событийны, если события происходят, то они происходят вне сцены. Представлена только обыденная жизнь, никаких ярких событий. 2. Для Ч. важны не события, а прожив-ие и пережив-ие жизни людьми. Театр Ч.-импрессионистический театр -в основе лежит передача впечатления, важно, какое впечатление от жизни получ.чел-к .3.В традиц. драме присут.ярко выраж. конфликт и носители конфликта. У Ч. на 1-ый взгляд конфликт отсутствует вообще, никто не виноват в том, что вишн.сад продается, что 3 сестры уезжают в Москву. Нет виновников, нет яркого конфликта – просто так сложилась жизнь, что все герои испытыв. неудовлет-ть жизнью, осозн. того, что жизнь д.б. не такой. У Ч. присутствует не внешний, а глубинный внутренний конфликт – это конфликт м/у той жизнью кот. живут герои, какой она есть и той, кот. она д.б., той о кот.они мечтают, но кот. не м. создать, это конфликт всех Чех. пьес. Кроме этого конфликта, у Ч. почти всегда присут. образ времени, кот. и рождает конфликт м/у объективным ходом истории (истор. временем) и временем отд.личности.-жизнь проходит и ничего не происходит, «Чайка». 4. Ч. по- своему, необычно, дает жанровое определ. своим пьесам: драма «Три сестры», комедия «Чайка», комедия «Вишневый сад». В понятие комедия Ч. вкладывает смысл, что в основе комич.лежит несоответствие формы и содержания. По форме жизнь, кот.ведут герои – нормальная, чел. жизнь, а по сути- прожив.жизни. Для Ч. комедия - жизнеутвержд. жанр, вера в то, что чел. сумеет построить настоящую, красивую жизнь 5.В Ч. пьесах очень важным явл.внутр. движение драмы- подводное движение. Оно создаётся 1. -Ремарками (экспозиция пьесы «ВС», май, холодно, до сих пор не взошло солнце — создаёт настроение, которое невозможно отразить декорациями); 2 -«паузами» Имеет огромное знач.- говорит о погруженности героев в самих себя, что происх-т в героях помимо речи героя. Внутр. жизнь героев выявл. себя в том, что они произн. нелепые слова, что они замолкают, что они не слышат друг друга. Внутр. драматизм жизни- составляет суть Ч. подводного течения. Вводные ремарки создают определ.настроение; 3- звуковые ремарки создают определ.настроение. (бой часов- мотив уходящего времени, звук лопнувшей струны- символ знака уходящей культуры, стук топора – конец старой жизни, новая жизнь начин-ся со стука топора- ощущение тревоги.) 6.Заглавие в пьесах очень значимо, именно через заглавие выражает авторскую позицию. Н-р,образ вишневого сада-центральный, для Ч.- образ сада- символ красоты, поэзия, Россия в ее прошлом, наст., буд. Для каждого из героев он несет свой образ. Символика заглавия очень важна, н-р, «Чайка»-Треп. убил чайку и бросил ее к ногам Нины. Нина называет себя чайкой- знак чистоты и одиночества, погубленной любви. Для Ч. чайка- символ высокой силы искусства- освежающий. 6. Все пьесы Ч. начинаются классически- с приезда героев в ту или иную усадьбу, в тот или иной дом, а заканч-ся отъездом героев. Отъезд, приезд не явл. собств. событиями, н-р, если бы Раневская никуда не уехала, то вишневый сад все равно бы продали. Но приезд новых лиц как бы поднимает будни жизни над обычным прозаическим течением .7.Пьесы Ч. не сводимы целиком и полностью к понятию реализм. Ч. сумел показать жизнь в формах самой жизни. У Ч. всегда присут. глубинный внутр. смысл, погруженность в жизнь как в тайну- это придает его произвед.некий условный хар-р, выводит Ч. от реализма к символизму. В пьесе «В.С» герои предстают как носители разного типа культур (а не поколений)- Ран. и Гаев- носители двор.кул-ры, Лопахин- носит. буржуазн. кул-ры, Петя и Аня- носители новой культуры.

В.Н.Турбин отмечал, что жанр у Ч. «претерпевает ряд превращений, и претерпевает их жанр до тех пор, пока не превращ-ся он во что-то совершенно неожиданное». Рассказ «Ионыч» красноречиво подтвержд. это положение. Если же говорить о причинах таких метаморфоз, то они объясн-ся своеобразием чеховской концепции «среднего» человека, неустойчивого и шаткого в своих представлениях о мире.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.