Психология врачебного взаимодействия. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Психология врачебного взаимодействия.

2017-11-16 404
Психология врачебного взаимодействия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Больной и его образ «идеального врача». Коммуникационные барьеры в профессиональном общении между врачом и пациентом. Этические и деонтологические принципы.

Больной и его образ «идеального» врача

Каждый больной на основе культурных влияний (представлений общества о враче), своего прошлого опыта общения с медиками и характера ожидаемой помощи имеет определенный образ врача (эталон), который может удовлетворить его потребности в помощи и эмоциональном общении.

Пять факторов, влияющих на процесс взаимодействия врача и пациента: пол, возраст, национальность (раса), вероисповедание и сексуальная ориентация.

В.А. Ташлыковым (1984) образ «идеального» врача: «сопереживающий и недирективный», «сопереживающий и директивный» и «эмоционально-нейтральный и директивный».

1. Сопереживающий и недирективный: «Добрый, отзывчивый, терпеливый, склонный к глубокому сочувствию и состраданию, вызывающий у больного полное доверие и откровенность».

Предпочтителен больными с истероидными типами характера. У этих больных имеется повышенная потребность в особом понимании и признании их окружающими вследствие свойственного им эгоцентризма.

2. Сопереживающий и директивный: «стремление проникнуть в душу больного, понять суть его переживаний, но, несмотря на склонность к сочувствию, он будет действовать непреклонно и сможет заставить больного следовать его указаниям: своей чуткостью, отзывчивостью и в то же время твердостью, строгостью он вызывает доверие и уважение».

Выбор этого типа врача свойственен лицам с тревожно-мнителъными чертами характера и отражает их надежды избавиться от нерешительности с помощью доброжелательной и сильной личности врача.

3. Эмоционально-нейтральный и директивный: «твердые убеждения, целеустремленность, умение внести ясность в дело и довести его до определенного конца; по отношению к больным он внимателен, сдержан; вызывает доверие к себе своей уверенностью, волей и спокойствием, а умением убеждать и внушать он оказывает сильное влияние на больного».

Этот образ врача больше импонировал больным неврастенией в связи с их повышенной потребностью в приобретении прежде всего такого личностного качества, как самообладание.

Пол, возраст и другие личностные качества врача. Для большинства больных пол и возраст врача являются второстепенными факторами по сравнению с представлениями о его личности. Однако имеется некоторая тенденция к выбору врача, старшего по возрасту. Пол врача многими больными рассматривался как фактор, облегчающий общение (например, при обсуждении некоторых интим­ных вопросов своей жизни). В эталоне врача-женщины чаще преобладает «сопереживающий» комплекс личностных черт, а в эталоне врача-мужчины — «эмоционально-нейтральный».

Техники налаживания с пациентом определенного психологического кон­такта, необходимого для успеха того или иного терапевтического вмешательства, часто называют «техниками присоединения». Таких техник в профессиональ­ной психотерапии много, хотя умение «почувствовать» другого человека во многом зависит от психологических свойств самого врача, его эмпатийности и может быть естественным.

Этические и деонтологические принципы в психиатрии отражают отношения врача и пациента не в их непосредственном виде, а опосредуются образом жизни и той системой нравственных отношений к действительности, в которой они формировались как личности. В конечном же счете нравственные отношения имеют классовый характер. Поэтому медицинская этика и деонтология в психиатрии также характеризуются не только и не столько взаимоотношениями врача и больного, сколько их реальным положением в обществе.

Нравственное же воспитание врача-психиатра направлено на выработку у него соответствующих убеждений, нравственных склонностей, привычек, устойчивых моральных качеств. Этическая категория справедливости тесно связана с понятиями “нравственный идеал врача”, “врачебный долг” и другими категориями медицинской этики и деонтологии

Этика в клинической психологии. Истоки клинической психологии и ее развитие как специальности неразрывно связаны с медициной, особенно с психиатрией и психотерапией.

Различные нравственные регуляторы, функционировавшие на разных этапах развития общества, — религиозные, культурные, этнические, социально-экономические — влияли на формирование этических моделей и в медицине. Можно выделить 4 сосуществующие модели:

Модель Гиппократа (принцип «не навреди»).

Модель Парацельса (принцип «делай добро»).

Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»). Основой деонтологии является отношение к больному таким образом, каким бы в аналогичной ситуации хотелось, чтобы относились к тебе.

Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»).

Коммуникационный барьер - это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

Существует два основных вида барьера - объективные и субъективные.

Объективные барьеры- Физический шум, плохая телефонная связь, и т.д.

Субъективные барьеры делятся:

Барьер понимания (непонимания), который обычно связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка.

Данный барьер включает в себя:

-Фонетический барьер непонимания:А) иностранный язык; Б)иностранные слова или специальная терминология; В) говорят быстро, невнятно и с акцентом.

-Семантический барьер непонимания возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой».

-Стилистический барьер, возникает, когда происходит несоответствие между формой и содержанием общения.

-Логический барьер непонимания.

Барьеры социально-культурных различий

- Барьеры отношения - это уже чисто психологические феномены, возникающие в процессе общения коммуникатора и реципиента, к которым можно отнести возникновение чувства неприязни, недоверия к своему коммуникатору, влияющим и на передаваемую информацию. Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер - это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.

Барьеры восприятия - неоднозначное понимание или интерпретация информации в результате первого впечатления, стереотипов, определенных внутренних установок, конфликтной ситуации, личного неприятия темы или собеседника и т.д.

Барьеры восприятия так же включают в себя: Барьеры.Барьеры интереса.Эмоциональное состояние собеседника.Неумение или нежелание

Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим.

Барьер «избегание» человек во время общения избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником.

Барьерами коммуникаций может быть незнание основных каналов получения информации и неумение собеседников определять ведущий путь усвоения информации друг другом.

 

Психотерапия


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.