Несовершенная конкуренция: формы, виды, критерии. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Несовершенная конкуренция: формы, виды, критерии.

2017-11-16 390
Несовершенная конкуренция: формы, виды, критерии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и прежде всего на цены.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция.

Существуют три типа рынков несовершенной конкуренции их обязательные черты это:
1. наличие значимой доли рынка у отдельных производителей;
2. неоднородность продукта;
3. несовершенность информации.
Все они способствуют отклонению рыночного равновесия от точки.
Особенности рынков:
1.рынок монополистической конкуренции – одна из форм несовершенной конкуренции. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяется поведением фирм на этом рынке для обозначения которого экономисты не случайно используют название, включая оба эти термина. Ее отличительные признаки:
- Существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует зависимость и фактически невозможен тайный сговор;
- Продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;
- Эк. соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию;
- Вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в дол­гом периоде; тип продукта дифференцированный; неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.
Основные черты: дифференциация продукта; низкие барьеры; малые размеры и многочисленность фирм; несовершенная информация (страховые компании. консалтинговые компании…)
2.олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности имеют такую структуру.(ЧТПЗ, ЧМЗ…) Для олигополии характерны:
- наличие нескольких фирм;
- тип продукта (стандартизированный или дифференцированный);
- контроль над ценой;
- наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;
- неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.
Основные черты: однородность или разновидность продукции, малочисленность и крупные размеры фирм, крупные барьеры (размер фирм), несовершенная информация (субъективный фактор).
Объем произв-ва: Qмонополии < Qолигополии < Qсоверш.конкуренции; аналогично с ценой и прибылью.
Разновидности олигополий:
- нескоординированная – фирма не вступает ни в какие контракты друг с другом.
- картель (сговор) – цены и объем устанавливаются на том уровне, который избрала бы монополия, а полученная прибыль делится между участниками картели.
- картелеподобная структура рынка («игра по правилам») – фирмы сознательно делают свое поведение понятным для конкурентов, чем облегчает достижение равновесие Курно, фирма получает олигополистическую прибыль.
3.монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. В условиях монополии потребителям противостоит единый производитель – гигант.(Газпром, РАОЕЭС, искусственные монополии, создаваемы на время, например под госзаказы) Хочет того или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, согласится на его ценовые условия.
Черты монополии: уникальность продукции, единственная фирма гигант, непреодолимые барьеры, полная информация.
особенности монополии: - Единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единств. поставщиком услуги);
- Отсутствие близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив);
- Диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано.
Предпосылки несовершенной конкуренции.
1) значительная доля рынка у отдельных производителей;
2) наличие барьеров проникновения в отрасль;
3) неоднородность продуктов;
4)несовершенство (неадекватность) рыночной информации.
Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов - тем просто больше негде взять этот продукт.
Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несоверш. конкуренции явл-ся отриц. наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.