В предлагаемом курсе несколько основных блоков. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

В предлагаемом курсе несколько основных блоков.

2017-11-16 188
В предлагаемом курсе несколько основных блоков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В предлагаемом курсе несколько основных блоков.

Это - древ­нерусская литература и древнерусский театр. Проблемы поэтики ли­тературы и театра Древней Руси. Истоки русского театра. Элементы театральности в культуре Древней Руси. Особенности "смехового мира". Организация первого государственного придворного театра при царе Алексее Михайловиче (1672)

ХVШ век — Век Просвещения, построения русской культуры и однов­ременно "маскарадный" век. На родине первого русского театра осо­бое внимание уделено проблемам создания первого национального об­щедоступного театра Ф.Г.Волковым, его сподвижникам, нап­равлениям в развитии актерского искусства, которые берут свое начало от труппы и театра Ф.Г.Волкова.

В центре "пушкинско-гоголевского" периода - сво­еобразие историко-театральной концепции Пушкина, его теория драмы и театра, особенности жанров драматургии в системе классицизма (трагедия), особенности актерского искусства (Каратыгин-Мочалов-Щепкин), зрительного зала и публики. Поэтика пушкинского периода русской литературы включает в себя знание таких важных поведенческих моделей жизни дворянского общества как люди и чины, поэтика бала, русский дендизм, дуэль, карточная игра (Ю. Лотман). Проблемы духовных путей художников (Пушкин, Гоголь, Лермонтов). «Начала и концы» эстетики Гоголя, художественный и поэтический мир Лермонтова в его эволюции от романтизма к глубинам резкой психологической прозы."Петербургский текст русской литературы" (В. Топоров).

 

В качестве основных направлений в литературе и искусстве рассматриваются классицизм, романтизм, начала реализма. Особен­ности поэтики – Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Лермонтов. проблемы "циклизации" художественного творчества. В литературных текстах особое внимани6 уделено проблемам мифопоэтики, философской проблематики, психологизму, политическим, религиозным, социально-бытовые аспектам. Методологической основой в лекционном курсе служат труды А.Веселовского, М. Бахтина, Д. Лихачева, В. Проппа, Г. Гуковского, Ю. Лотмана, В. Топорова, Ю. Тынянова, А. Гуревича, Г. Кнабе.

М. С. Щепкин – основоположник русской реалистической актерской школы.

В изучении истории отечественного театра наиболее важными источниками остаются исторические документы эпохи, мемуары, записки, отзывы о театре, спектаклях, актерах. В театроведении центральное внимание посвящено трудам Б. В. Алперса, Б. Н. Асеева, П. А. Маркова.

Лекции

 

1. «Слово о полку Игореве». Летописи и «Слово». Образный мир «Слова о полку Игореве».

2. Истоки русского театра. Элементы театральности в культуре Древней Руси.

a. Народный театр и народная драма.

b. Смеховой мир Древней Руси. Смех как зрелище.

c. Святочный и масленичный смех.

3. Церковь и театр. "Пещное действо". Школьный театр в России в конце XVII века.

 

4. Организация первого государственного придворного театра при царе Алексее Михайловиче. 1672 г.

 

5. XVIII век - век Просвещения и Маскарада.

 

6. Создание русского национального театра. Ф.Г.Волков - ос­нователь театра в России. Ф.Г.Волков - актер. Воплощение в твор­честве Волкова основных черт русского актерского искусства. Мас­карад Ф.Г.Волкова "Торжествующая Минерва".

7. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»: проблематика и поэтика.

8. А.С.Пушкин - тео­ретик драмы и театра.

9. Театральные строфы "Евгения Онегина".

10. Актерское искусство Екатерины Семеновой. Пушкин о Семе­новой.

11. Пушкинский "план" "Бориса Годунова". "Сюжет" о русской Смуте и Борисе Годунове в "Истории государства Российского" Ка­рамзина и у Пушкина.

12. "Шекспиризм" пушкинской драматургии. Поэтика "Бориса Го­дунова”.

13. "Евгений Онегин". Поэтика. "Принцип противоречий" (Ю.Лотман).

14. Художественный мир "Маленьких трагедий".

15. Быт и культура пушкинской эпохи в литературе России XIX в. (Люди и чины, поэтика бала, русский дендизм, карточная игра, дуэль).

16. Актерское искусство П.С.Мочалова. Мочалов - Гамлет. Мо­чалов и Каратыгин.

17. М. С. Щепкин - реформатор русской сцены.

18. Гоголевский период в русской литературе. Гоголь и карна­вальное начало ("Вечера на хуторе близ Диканьки").

19. "Ревизор". Характер художественного обобщения. "Миражная интрига" как художественный прием Гоголя-драматурга. Гоголь - те­оретик театра и драмы.

20. Н. В. Гоголь. "Фантастическая реальность".("Петербургские по­вести" - "Нос", "Невский проспект", "Шинель", "Портрет","Записки сумасшедшего").

21. Духовный путь и духовная проза Гоголя.

22. Поэтический мир Лермонтова. Особенности поэтики романа “Герой нашего времени” (композиция; жанр; проблема героя времени; проблема «нашего»).

23. Лермонтов-драматург. Драма «Маскарад».

 

 

Художественные тексты

Монографии, исследования

Раздел 1. Литература Древней Руси.

Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко И.С. Смеховой мир Древней Руси". М., 1978. Переиздания.

 

Раздел 3. О Пушкине

1. Пушкин в русской философской критике. М., 1990.

2. Лотман Ю.М. Пушкин. - СПб., 1995.

3. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. – Изд. 2-е. – Л., 1983

4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - М., 1994.

5. Лотман Ю.М. Из размышлений над творческой эволюцией Пуш­кина (1830) // Лотман Ю.М. Пушкин.СПб.: Искусство-СПб, изд.1995, 2-е изд.2003.

В книге впервые собраны все работы Ю. М. Лотмана, посвященные жизни и творчеству

А.С. Пушкина.

6. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М., 1995.

7. Гроссман Л. Записки д'Аршиака. Пушкин в театральных крес­лах. М., 2014.

8. Непомнящий В. Поэзия и судьба. Статьи о Пушкине. - М., 1983.

9. Манн Ю. Динамика русского романтизма. - М.. 1996.

10. Тынянов Ю.Н. О композиции “Евгения Онегина” // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М.: Наука, 1977. – С.52-77.

 

 

Раздел 4. О Гоголе.

  1. Белый А. Мастерство Гоголя. - М., 1996.
  2. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том I. – М., 1986. – С.44-100.
  3. Бочаров С.Г. Загадка "Носа" и тайна лица. // Бочаров С.Г. О художественных мирах. - М., 1985.
  4. Манн Ю. Поэтика Гоголя. - М., 1978.
  5. Набоков В. Николай Гоголь. // В кн.: Владимир Набоков. Лекции по русской литературе. - М., 1996, 2012.
  6. Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Л., 1989. – 208 С.
  7. Мережковский Д.С. Гоголь и черт. (Исследование) // В кн.:Д.С.Мережковский. В тихом омуте. - М., 1991.
  8. Розанов В.В. О Гоголе. Пушкин и Гоголь (1891). Как произошёл тип Акакия Акакиевича (1894) // Розанов В.В. Мысли о литературе. – М., 1989. – С.158-176.
  9. Эйхенбаум Б.М. Как сделана “Шинель” Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. – Л., 1986. – С.45-63.

 

О Лермонтове

 

  1. Мережковский Д.С. Лермонтов — поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991. – С.378-415.
  2. Белинский В.Г. “Герой нашего времени” // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. – Том 1. – М., 1986. – С.375-534.
  3. Эйхенбаум Б.М. “Герой нашего времени” // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Л., 1986. – С.94-185.
  4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., 1988. – С.206-234

 

  1. Ваняшова М.Г. Между романтизмом и постмодернизмом. «Маскарад» на современной сцене.

Материалы научной конференции «Лермонтов и театр» Lermontov and the theatre: сборник статей / Ком. по культуре Правительства Санкт-Петербурга, - Санкт-Петербург: Лики России, 2012. – c. 3- 32

 

Раздел 5. Театр

1. Белинский В.Г. "Гам­лет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета. Павел Степанович Мочалов. И мое мнение об игре г.Каратыгина.

2. Гоголь Н.В. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность? Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует "Ревизора". Петербургские записки 1836 г. О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односто­ронности. Письма к Щепкину.

3. Пушкин А.С. Мои замечания об русском театре. Наброски предисловия к "Борису Годунову". О народной драме и драме "Марфа Посадница".

4. Щепкин М.С. Записки. Письма. Современники о М.С.Щепкине.(Любое издание).

 

Практическое занятие. А.С.ПУШКИН. ТРАГЕДИЯ “БОРИС ГОДУНОВ”

Вопросы:

1. Михайловское как этап творческой эволюции Пушкина.

2. “Борис Годунов”: драматургическое новаторство Пушкина.

3. Вопросы историзма в творчестве Пушкина. Проблема “личность и народ” в трагедии “Борис Годунов”.

Литература:

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. – М., 1985 (любое издание)

2. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя. – Л., 1983. – С. 111–136.

3. Томашевский Б.В. Пушкин. – Том 2. – М., 1990. – С. 268-356.

4. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1969. – С.145-153.

5. Фомичёв С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. – Л., 1986. – С.64-89.

6. Фомичёв С.А. Драматургия А.С.Пушкина // История русской драматургии. XVII – первая половина XIX века. – Л., 1982. – С.261-295.

7. Винокур Г.О. Язык “Бориса Годунова” // Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М.,1991. – С.94-225.

Аксаков Сергей Тимофеевич Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости; Литературные и театральные воспоминания // Собр. соч.: В 4 т. М., 1955-1956. Т. 2-3.

Жихарев Степан Петрович Воспоминания старого театрала // Жихарев С.П. Записки современника: В 2 т. Т. 2. Л., 1989.

3.

Белинский Виссарион Григорьевич И мое мнение об игре г. Каратыгина; «Гамлет», драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета; Павел Степанович Мочалов.

Гоголь Николай ВасильевичОтрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору: Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»; Развязка «Ревизора».

Гончаров Иван Александрович «Мильон терзаний».

Пушкин Александр СергеевичМои замечания об русском театре; Письмо к Н.Н. Раевскому (1825); Письмо к издателю «Московского вестника»; Заметки на полях статьи П.А. Вяземского «О жизни и сочинениях В.А. Озерова»; Наброски предисловия к «Борису Годунову»; О народной драме и драме «Марфа Посадница»; Планы статьи «О народной драме и драме «Марфа Посадница».

4.

Берковский Н.Я. «Русалка», лирическая трагедия Пушкина // Берковский Н.Я. Статьи о литературе. М.;Л., 1962.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1978.

Марков П.А. Малый театр тридцатых и сороковых годов Х1Х века (период: Мочалов — Щепкин) // Марков П.А. О театре: В 4 т. Т. 1. М., 1974.

Тынянов Ю.Н. «Архаисты» и Пушкин; Сюжет «Горе от ума» // Тынянов Ю.Н. История литературы. Критика. СПб., 2001.

Федор Волков. Щепкин. Глинка. Даргомыжский. Серов. СПб., 1996.

 

В предлагаемом курсе несколько основных блоков.

Это - древ­нерусская литература и древнерусский театр. Проблемы поэтики ли­тературы и театра Древней Руси. Истоки русского театра. Элементы театральности в культуре Древней Руси. Особенности "смехового мира". Организация первого государственного придворного театра при царе Алексее Михайловиче (1672)

ХVШ век — Век Просвещения, построения русской культуры и однов­ременно "маскарадный" век. На родине первого русского театра осо­бое внимание уделено проблемам создания первого национального об­щедоступного театра Ф.Г.Волковым, его сподвижникам, нап­равлениям в развитии актерского искусства, которые берут свое начало от труппы и театра Ф.Г.Волкова.

В центре "пушкинско-гоголевского" периода - сво­еобразие историко-театральной концепции Пушкина, его теория драмы и театра, особенности жанров драматургии в системе классицизма (трагедия), особенности актерского искусства (Каратыгин-Мочалов-Щепкин), зрительного зала и публики. Поэтика пушкинского периода русской литературы включает в себя знание таких важных поведенческих моделей жизни дворянского общества как люди и чины, поэтика бала, русский дендизм, дуэль, карточная игра (Ю. Лотман). Проблемы духовных путей художников (Пушкин, Гоголь, Лермонтов). «Начала и концы» эстетики Гоголя, художественный и поэтический мир Лермонтова в его эволюции от романтизма к глубинам резкой психологической прозы."Петербургский текст русской литературы" (В. Топоров).

 

В качестве основных направлений в литературе и искусстве рассматриваются классицизм, романтизм, начала реализма. Особен­ности поэтики – Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Лермонтов. проблемы "циклизации" художественного творчества. В литературных текстах особое внимани6 уделено проблемам мифопоэтики, философской проблематики, психологизму, политическим, религиозным, социально-бытовые аспектам. Методологической основой в лекционном курсе служат труды А.Веселовского, М. Бахтина, Д. Лихачева, В. Проппа, Г. Гуковского, Ю. Лотмана, В. Топорова, Ю. Тынянова, А. Гуревича, Г. Кнабе.

М. С. Щепкин – основоположник русской реалистической актерской школы.

В изучении истории отечественного театра наиболее важными источниками остаются исторические документы эпохи, мемуары, записки, отзывы о театре, спектаклях, актерах. В театроведении центральное внимание посвящено трудам Б. В. Алперса, Б. Н. Асеева, П. А. Маркова.

Лекции

 

1. «Слово о полку Игореве». Летописи и «Слово». Образный мир «Слова о полку Игореве».

2. Истоки русского театра. Элементы театральности в культуре Древней Руси.

a. Народный театр и народная драма.

b. Смеховой мир Древней Руси. Смех как зрелище.

c. Святочный и масленичный смех.

3. Церковь и театр. "Пещное действо". Школьный театр в России в конце XVII века.

 

4. Организация первого государственного придворного театра при царе Алексее Михайловиче. 1672 г.

 

5. XVIII век - век Просвещения и Маскарада.

 

6. Создание русского национального театра. Ф.Г.Волков - ос­нователь театра в России. Ф.Г.Волков - актер. Воплощение в твор­честве Волкова основных черт русского актерского искусства. Мас­карад Ф.Г.Волкова "Торжествующая Минерва".

7. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»: проблематика и поэтика.

8. А.С.Пушкин - тео­ретик драмы и театра.

9. Театральные строфы "Евгения Онегина".

10. Актерское искусство Екатерины Семеновой. Пушкин о Семе­новой.

11. Пушкинский "план" "Бориса Годунова". "Сюжет" о русской Смуте и Борисе Годунове в "Истории государства Российского" Ка­рамзина и у Пушкина.

12. "Шекспиризм" пушкинской драматургии. Поэтика "Бориса Го­дунова”.

13. "Евгений Онегин". Поэтика. "Принцип противоречий" (Ю.Лотман).

14. Художественный мир "Маленьких трагедий".

15. Быт и культура пушкинской эпохи в литературе России XIX в. (Люди и чины, поэтика бала, русский дендизм, карточная игра, дуэль).

16. Актерское искусство П.С.Мочалова. Мочалов - Гамлет. Мо­чалов и Каратыгин.

17. М. С. Щепкин - реформатор русской сцены.

18. Гоголевский период в русской литературе. Гоголь и карна­вальное начало ("Вечера на хуторе близ Диканьки").

19. "Ревизор". Характер художественного обобщения. "Миражная интрига" как художественный прием Гоголя-драматурга. Гоголь - те­оретик театра и драмы.

20. Н. В. Гоголь. "Фантастическая реальность".("Петербургские по­вести" - "Нос", "Невский проспект", "Шинель", "Портрет","Записки сумасшедшего").

21. Духовный путь и духовная проза Гоголя.

22. Поэтический мир Лермонтова. Особенности поэтики романа “Герой нашего времени” (композиция; жанр; проблема героя времени; проблема «нашего»).

23. Лермонтов-драматург. Драма «Маскарад».

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.