Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-11-16 | 188 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В предлагаемом курсе несколько основных блоков.
Это - древнерусская литература и древнерусский театр. Проблемы поэтики литературы и театра Древней Руси. Истоки русского театра. Элементы театральности в культуре Древней Руси. Особенности "смехового мира". Организация первого государственного придворного театра при царе Алексее Михайловиче (1672)
ХVШ век — Век Просвещения, построения русской культуры и одновременно "маскарадный" век. На родине первого русского театра особое внимание уделено проблемам создания первого национального общедоступного театра Ф.Г.Волковым, его сподвижникам, направлениям в развитии актерского искусства, которые берут свое начало от труппы и театра Ф.Г.Волкова.
В центре "пушкинско-гоголевского" периода - своеобразие историко-театральной концепции Пушкина, его теория драмы и театра, особенности жанров драматургии в системе классицизма (трагедия), особенности актерского искусства (Каратыгин-Мочалов-Щепкин), зрительного зала и публики. Поэтика пушкинского периода русской литературы включает в себя знание таких важных поведенческих моделей жизни дворянского общества как люди и чины, поэтика бала, русский дендизм, дуэль, карточная игра (Ю. Лотман). Проблемы духовных путей художников (Пушкин, Гоголь, Лермонтов). «Начала и концы» эстетики Гоголя, художественный и поэтический мир Лермонтова в его эволюции от романтизма к глубинам резкой психологической прозы."Петербургский текст русской литературы" (В. Топоров).
В качестве основных направлений в литературе и искусстве рассматриваются классицизм, романтизм, начала реализма. Особенности поэтики – Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Лермонтов. проблемы "циклизации" художественного творчества. В литературных текстах особое внимани6 уделено проблемам мифопоэтики, философской проблематики, психологизму, политическим, религиозным, социально-бытовые аспектам. Методологической основой в лекционном курсе служат труды А.Веселовского, М. Бахтина, Д. Лихачева, В. Проппа, Г. Гуковского, Ю. Лотмана, В. Топорова, Ю. Тынянова, А. Гуревича, Г. Кнабе.
|
М. С. Щепкин – основоположник русской реалистической актерской школы.
В изучении истории отечественного театра наиболее важными источниками остаются исторические документы эпохи, мемуары, записки, отзывы о театре, спектаклях, актерах. В театроведении центральное внимание посвящено трудам Б. В. Алперса, Б. Н. Асеева, П. А. Маркова.
Лекции
1. «Слово о полку Игореве». Летописи и «Слово». Образный мир «Слова о полку Игореве».
2. Истоки русского театра. Элементы театральности в культуре Древней Руси.
a. Народный театр и народная драма.
b. Смеховой мир Древней Руси. Смех как зрелище.
c. Святочный и масленичный смех.
3. Церковь и театр. "Пещное действо". Школьный театр в России в конце XVII века.
4. Организация первого государственного придворного театра при царе Алексее Михайловиче. 1672 г.
5. XVIII век - век Просвещения и Маскарада.
6. Создание русского национального театра. Ф.Г.Волков - основатель театра в России. Ф.Г.Волков - актер. Воплощение в творчестве Волкова основных черт русского актерского искусства. Маскарад Ф.Г.Волкова "Торжествующая Минерва".
7. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»: проблематика и поэтика.
8. А.С.Пушкин - теоретик драмы и театра.
9. Театральные строфы "Евгения Онегина".
10. Актерское искусство Екатерины Семеновой. Пушкин о Семеновой.
11. Пушкинский "план" "Бориса Годунова". "Сюжет" о русской Смуте и Борисе Годунове в "Истории государства Российского" Карамзина и у Пушкина.
12. "Шекспиризм" пушкинской драматургии. Поэтика "Бориса Годунова”.
|
13. "Евгений Онегин". Поэтика. "Принцип противоречий" (Ю.Лотман).
14. Художественный мир "Маленьких трагедий".
15. Быт и культура пушкинской эпохи в литературе России XIX в. (Люди и чины, поэтика бала, русский дендизм, карточная игра, дуэль).
16. Актерское искусство П.С.Мочалова. Мочалов - Гамлет. Мочалов и Каратыгин.
17. М. С. Щепкин - реформатор русской сцены.
18. Гоголевский период в русской литературе. Гоголь и карнавальное начало ("Вечера на хуторе близ Диканьки").
19. "Ревизор". Характер художественного обобщения. "Миражная интрига" как художественный прием Гоголя-драматурга. Гоголь - теоретик театра и драмы.
20. Н. В. Гоголь. "Фантастическая реальность".("Петербургские повести" - "Нос", "Невский проспект", "Шинель", "Портрет","Записки сумасшедшего").
21. Духовный путь и духовная проза Гоголя.
22. Поэтический мир Лермонтова. Особенности поэтики романа “Герой нашего времени” (композиция; жанр; проблема героя времени; проблема «нашего»).
23. Лермонтов-драматург. Драма «Маскарад».
Художественные тексты
Монографии, исследования
Раздел 1. Литература Древней Руси.
Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко И.С. Смеховой мир Древней Руси". М., 1978. Переиздания.
Раздел 3. О Пушкине
1. Пушкин в русской философской критике. М., 1990.
2. Лотман Ю.М. Пушкин. - СПб., 1995.
3. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. – Изд. 2-е. – Л., 1983
4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - М., 1994.
5. Лотман Ю.М. Из размышлений над творческой эволюцией Пушкина (1830) // Лотман Ю.М. Пушкин.СПб.: Искусство-СПб, изд.1995, 2-е изд.2003.
В книге впервые собраны все работы Ю. М. Лотмана, посвященные жизни и творчеству
А.С. Пушкина.
6. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М., 1995.
7. Гроссман Л. Записки д'Аршиака. Пушкин в театральных креслах. М., 2014.
8. Непомнящий В. Поэзия и судьба. Статьи о Пушкине. - М., 1983.
9. Манн Ю. Динамика русского романтизма. - М.. 1996.
10. Тынянов Ю.Н. О композиции “Евгения Онегина” // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М.: Наука, 1977. – С.52-77.
Раздел 4. О Гоголе.
|
О Лермонтове
Материалы научной конференции «Лермонтов и театр» Lermontov and the theatre: сборник статей / Ком. по культуре Правительства Санкт-Петербурга, - Санкт-Петербург: Лики России, 2012. – c. 3- 32
Раздел 5. Театр
1. Белинский В.Г. "Гамлет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета. Павел Степанович Мочалов. И мое мнение об игре г.Каратыгина.
2. Гоголь Н.В. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность? Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует "Ревизора". Петербургские записки 1836 г. О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности. Письма к Щепкину.
3. Пушкин А.С. Мои замечания об русском театре. Наброски предисловия к "Борису Годунову". О народной драме и драме "Марфа Посадница".
4. Щепкин М.С. Записки. Письма. Современники о М.С.Щепкине.(Любое издание).
Практическое занятие. А.С.ПУШКИН. ТРАГЕДИЯ “БОРИС ГОДУНОВ”
Вопросы:
1. Михайловское как этап творческой эволюции Пушкина.
2. “Борис Годунов”: драматургическое новаторство Пушкина.
|
3. Вопросы историзма в творчестве Пушкина. Проблема “личность и народ” в трагедии “Борис Годунов”.
Литература:
1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. – М., 1985 (любое издание)
2. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя. – Л., 1983. – С. 111–136.
3. Томашевский Б.В. Пушкин. – Том 2. – М., 1990. – С. 268-356.
4. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1969. – С.145-153.
5. Фомичёв С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. – Л., 1986. – С.64-89.
6. Фомичёв С.А. Драматургия А.С.Пушкина // История русской драматургии. XVII – первая половина XIX века. – Л., 1982. – С.261-295.
7. Винокур Г.О. Язык “Бориса Годунова” // Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М.,1991. – С.94-225.
Аксаков Сергей Тимофеевич Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости; Литературные и театральные воспоминания // Собр. соч.: В 4 т. М., 1955-1956. Т. 2-3.
Жихарев Степан Петрович Воспоминания старого театрала // Жихарев С.П. Записки современника: В 2 т. Т. 2. Л., 1989.
3.
Белинский Виссарион Григорьевич И мое мнение об игре г. Каратыгина; «Гамлет», драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета; Павел Степанович Мочалов.
Гоголь Николай ВасильевичОтрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору: Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»; Развязка «Ревизора».
Гончаров Иван Александрович «Мильон терзаний».
Пушкин Александр СергеевичМои замечания об русском театре; Письмо к Н.Н. Раевскому (1825); Письмо к издателю «Московского вестника»; Заметки на полях статьи П.А. Вяземского «О жизни и сочинениях В.А. Озерова»; Наброски предисловия к «Борису Годунову»; О народной драме и драме «Марфа Посадница»; Планы статьи «О народной драме и драме «Марфа Посадница».
4.
Берковский Н.Я. «Русалка», лирическая трагедия Пушкина // Берковский Н.Я. Статьи о литературе. М.;Л., 1962.
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1978.
Марков П.А. Малый театр тридцатых и сороковых годов Х1Х века (период: Мочалов — Щепкин) // Марков П.А. О театре: В 4 т. Т. 1. М., 1974.
Тынянов Ю.Н. «Архаисты» и Пушкин; Сюжет «Горе от ума» // Тынянов Ю.Н. История литературы. Критика. СПб., 2001.
Федор Волков. Щепкин. Глинка. Даргомыжский. Серов. СПб., 1996.
В предлагаемом курсе несколько основных блоков.
Это - древнерусская литература и древнерусский театр. Проблемы поэтики литературы и театра Древней Руси. Истоки русского театра. Элементы театральности в культуре Древней Руси. Особенности "смехового мира". Организация первого государственного придворного театра при царе Алексее Михайловиче (1672)
ХVШ век — Век Просвещения, построения русской культуры и одновременно "маскарадный" век. На родине первого русского театра особое внимание уделено проблемам создания первого национального общедоступного театра Ф.Г.Волковым, его сподвижникам, направлениям в развитии актерского искусства, которые берут свое начало от труппы и театра Ф.Г.Волкова.
|
В центре "пушкинско-гоголевского" периода - своеобразие историко-театральной концепции Пушкина, его теория драмы и театра, особенности жанров драматургии в системе классицизма (трагедия), особенности актерского искусства (Каратыгин-Мочалов-Щепкин), зрительного зала и публики. Поэтика пушкинского периода русской литературы включает в себя знание таких важных поведенческих моделей жизни дворянского общества как люди и чины, поэтика бала, русский дендизм, дуэль, карточная игра (Ю. Лотман). Проблемы духовных путей художников (Пушкин, Гоголь, Лермонтов). «Начала и концы» эстетики Гоголя, художественный и поэтический мир Лермонтова в его эволюции от романтизма к глубинам резкой психологической прозы."Петербургский текст русской литературы" (В. Топоров).
В качестве основных направлений в литературе и искусстве рассматриваются классицизм, романтизм, начала реализма. Особенности поэтики – Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Лермонтов. проблемы "циклизации" художественного творчества. В литературных текстах особое внимани6 уделено проблемам мифопоэтики, философской проблематики, психологизму, политическим, религиозным, социально-бытовые аспектам. Методологической основой в лекционном курсе служат труды А.Веселовского, М. Бахтина, Д. Лихачева, В. Проппа, Г. Гуковского, Ю. Лотмана, В. Топорова, Ю. Тынянова, А. Гуревича, Г. Кнабе.
М. С. Щепкин – основоположник русской реалистической актерской школы.
В изучении истории отечественного театра наиболее важными источниками остаются исторические документы эпохи, мемуары, записки, отзывы о театре, спектаклях, актерах. В театроведении центральное внимание посвящено трудам Б. В. Алперса, Б. Н. Асеева, П. А. Маркова.
Лекции
1. «Слово о полку Игореве». Летописи и «Слово». Образный мир «Слова о полку Игореве».
2. Истоки русского театра. Элементы театральности в культуре Древней Руси.
a. Народный театр и народная драма.
b. Смеховой мир Древней Руси. Смех как зрелище.
c. Святочный и масленичный смех.
3. Церковь и театр. "Пещное действо". Школьный театр в России в конце XVII века.
4. Организация первого государственного придворного театра при царе Алексее Михайловиче. 1672 г.
5. XVIII век - век Просвещения и Маскарада.
6. Создание русского национального театра. Ф.Г.Волков - основатель театра в России. Ф.Г.Волков - актер. Воплощение в творчестве Волкова основных черт русского актерского искусства. Маскарад Ф.Г.Волкова "Торжествующая Минерва".
7. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»: проблематика и поэтика.
8. А.С.Пушкин - теоретик драмы и театра.
9. Театральные строфы "Евгения Онегина".
10. Актерское искусство Екатерины Семеновой. Пушкин о Семеновой.
11. Пушкинский "план" "Бориса Годунова". "Сюжет" о русской Смуте и Борисе Годунове в "Истории государства Российского" Карамзина и у Пушкина.
12. "Шекспиризм" пушкинской драматургии. Поэтика "Бориса Годунова”.
13. "Евгений Онегин". Поэтика. "Принцип противоречий" (Ю.Лотман).
14. Художественный мир "Маленьких трагедий".
15. Быт и культура пушкинской эпохи в литературе России XIX в. (Люди и чины, поэтика бала, русский дендизм, карточная игра, дуэль).
16. Актерское искусство П.С.Мочалова. Мочалов - Гамлет. Мочалов и Каратыгин.
17. М. С. Щепкин - реформатор русской сцены.
18. Гоголевский период в русской литературе. Гоголь и карнавальное начало ("Вечера на хуторе близ Диканьки").
19. "Ревизор". Характер художественного обобщения. "Миражная интрига" как художественный прием Гоголя-драматурга. Гоголь - теоретик театра и драмы.
20. Н. В. Гоголь. "Фантастическая реальность".("Петербургские повести" - "Нос", "Невский проспект", "Шинель", "Портрет","Записки сумасшедшего").
21. Духовный путь и духовная проза Гоголя.
22. Поэтический мир Лермонтова. Особенности поэтики романа “Герой нашего времени” (композиция; жанр; проблема героя времени; проблема «нашего»).
23. Лермонтов-драматург. Драма «Маскарад».
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!