СловоополкуИгореве»–призывкединениюрусскойземли. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

СловоополкуИгореве»–призывкединениюрусскойземли.

2017-11-18 248
СловоополкуИгореве»–призывкединениюрусскойземли. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

БИЛЕТ№1

Жанрыдревнерусскойлитературы

Древнерусскаялитератураначалаформироватьсяпослепринятияхристианстваинапервыхпорахдолжнабылазнакомитьсисториейрелигиииспособствоватьеераспространению.Немаловажнойнаэтомэтапебылаидругаяеефункция–воспитыватьчитателейвдухехристианскихзаповедей.

Существуетмнение,чтолитератураДревнейРусивышлаизвизантийскойиболгарской.Этоутверждениеотчастиправомерно,таккаксистемажанровувсехэтихнародовнасамомделеимеетопределенноесходство.

Вчислопервичныхжанровдревнерусскойлитературывходилижитие,поучение,слово,повесть,летописныйрассказилисказание,погоднаязапись,церковнаялегенда.Наибольшуюизвестностьполучилипервыечетыре.

Житие–произведение,содержащеерассказожизнисвятых.Оновоспринималоськакобразецнравственности,которомуследуетподражать,истроилосьпоопределеннымканонам.Классическоежитиесодержалоисториюрождения(обычновымоленныйребенок)иблагочестивойжизни,описаниечудес,связанныхсгероем,прославлениесвятого.Однимизизвестнейшихпроизведенийэтогожанрастало«ЖитиесвятыхГлебаиБориса».

Кжанрамдревнерусскойлитературыотносятсяипоучения,содержавшиеправилаповедениячеловеканезависимоотегоположения.Ониимелимощноевоспитательноевоздействиеначитателяикасалисьразличныхсфержизни.СамоеизвестноепоучениесоставленоВладимиромМономахомиадресованоотрокам.

Древнерусскоекрасноречиевполноймерепроявилосьвтакомжанре,какслово.Ономоглоиметьразнуюнаправленность.Примерторжественногопроизведения–«СловооЗаконеиБлагодати»митрополитаИллариона,написанноевначале11векавсвязисостроительствомвКиевевоенныхукреплений.

Вершинойжеэтогожанрасталопроизведениеопоходерусскогокнязяпротивполовцев.

Существуютиобъединяющиежанрыдревнерусскойлитературы,названныетакиз-засмешенияосновныхжанровводномпроизведении.

Летописькакжанрдревнерусскойлитературыначалаформироватьсяпредположительноужевконце10века.Вначале12веканаосновеимевшихсязаписеймонахНестор,жившийвКиево-Печерскоммонастыре,составил«Повестьвременныхлет».Еесобытияохватываютбольшойпериод:отпроисхожденияславянскихплемендосовременности.

Жанрдревнерусскойлитературыповестьосновывалсянапереводахвизантийскихифольклорныхпроизведенийиявляетсясамымизученнымнасегодняшнийдень.Повестиделилисьна:

· воинские–вцентреисторическаяличностьиважнаябитва(«ПовестьобитвенарекеКалке»);

· сатирические–обобщественнозначимыхпроблемах,частоносилихарактерпародий(«ПовестьоШемякиномсуде»);

· бытовые–(«ПовестьоГоре-Злосчастии»).

Вершинойстала«ПовестьоПетреиФевронииМуромских»,которуюназываютгимномверностиилюбви.

ПопулярныбылинаРусиихожения(илихождения),повествовавшиесначалаопутешествияхпаломниковвсвятуюземлю(«ХожениеИгуменаДаниила»),апозже,всвязисразвитиемторговли,опоездкахкупцов.Этобылрассказотом,чтобылоувиденособственнымиглазами.

Созданнаяк17векусистема,включавшаяразнообразныежанрыдревнерусскойлитературы,ознаменовалапереходклитературеновоговремени.

 

 


БИЛЕТ№2

БИЛЕТ№3

БИЛЕТ№4

А.С.Пушкин.Мотивылирики.

ЛирикаПушкина–«явлениечрезвычайное»,говорилГоголь,и,восхищаясьмногогранностьюеготворчества,добавлял:«Чтожбылопредметомегопоэзии?Всесталоеепредметом,иничтовособенности».

Действительно,пушкинскоетворчествомногомерноимногообразно,настолько,чтоможновыделитьдостаточномногоосновныхтемимотивовегопроизведений.

«Свобода»дляПушкина–понятиеосновополагающее,иэтатемакраснойнитьюпроходитчерезвсееготворчество,каксоциальный,политическийинравственныйидеалпушкинскойпоэзии:здесьвыделяетсянесколькоболееконкретныхмотивов.

Мотивполитическойсвободы,идеи,близкиевзглядамдекабристов:служениеобщественнымидеалам,осуждениетирании,угнетения(«КЧаадаеву»,«Деревня»).

Мотивличнойсвободызвучитвстихотворениях«Узник»,«Птичка»,гдеромантическийпризывбегстваизмира–«темницы»ижеланиедатьосвобождение«хотьодномутворенью»усиливаетсяобразамиптиц,олицетворяющимиприродноестремлениекволе.

Встихотворении«Яваслюбил:любовьеще,бытьможет...»яркопроявляетсяещеодинмотивсвободы–уважениеличностидругогочеловека.

Рабствокакпротивопоставлениясвободевыводитсявстихотворении-притче«Анчар».

Свободатворческойличности–важнейшиймотивтемыподнимаетсявстихотворениях«Поэту»

Свободукаквсеобъемлющеепонятие,какосновужизничеловекапоэтрассматриваетвстихотворениях«Пора,мойдруг,пора...»,«Покойиволя».

Впроизведениях«Кавказ»,«Осень»отраженмотивлюбвикроднойприродекаквыражениелюбвикРодине.

Мотивслуженияобщественнымидеаламкакпроявлениегражданскойпозиции–встихотворениях«КЧаадаеву»,«Кинжал».

Встихотворениях«КлеветникамРоссии»,«Япамятниксебевоздвигнерукотворный...»Пушкинприводитсвоиполитическиеидеалы,любовькотечествуиготовностьслужитьему.

Темадружбы:стихотворениявчестьлицейскихгодовщин(19октября),посланияктоварищам-лицеистам:«19октября»,«И.И.Пущину»иобращенныекдекабристам,смногимиизкоторыхПушкинбылвдружескихотношениях,–«Арион»ипослание«КЧаадаеву».

Темалюбвинашласвоевоплощениевстихотворениях«Хранименя,мойталисман...»,«К***»,«Яваслюбил:любовьеще,бытьможет…»

ТеманазначенияпоэтаиегопоэзиинаравнестемойсвободойглавенствуетвтворчествеПушкина:высокоепредназначениепоэзиислышитсявстихотворениях«Поэт»,«Пророк».

То,чтопоэтявляетсявысшимсудьейдлясвоихпроизведений–важныймотивтемыпредназначенияпоэтаиегопоэзии.Пушкинрассуждаетосвободепоэтическоготворчества,осложныхвзаимоотношенияхпоэтасвластью,снародом,счернью:«Поэтитолпа»,«Эхо».

ФилософскаялирикаПушкина:«Анчар»,«Бесы»–размышленияпоэтанадобщефилософскимипроблемами.

МотивсмертивлирикеПушкина-это«пирвовремячумы»:всегдаодновременнокто-нибудьпирует,икто-нибудьумирает,цепьжизнь-смертьнепрерывна:«Этачернаятелегаимеетправовсюдуразъезжать».Инаодномизэтихпразднеств,окаймленныхчернойсмертью,Пушкиннаднеюсмеется,дерзновеннославитЦарствиечумыираскрываетглубиныобезумевшегосердца:

ПоэтическиестрокиПушкинавсегдапредполагаютбесконечноемножествоосмыслений.Перечитывая,каждыйразпо-новомупонимаешьихсодержание.

ВсяпоэзияПушкинаявляетсяоправданиемБога,творца,оправданиемдобра.Иэтоееназначениесказываетсяивсамойформе,всамихзвукахегостихотворений.Нетолькоопределенныесюжетыиобщийстройегопесен,ноисамионикакпесни,дажеотдельныетонаих,ласкающиесердце,ужепримиряютсприродойижизнью.Пушкин«виделивнимал»всюокружающуюжизнь.Егопроизведенияименнопоэтомутакблизкимногимчитателям.Онсмог«жить,чтобмыслитьистрадать»,и,читаяегостроки,мымыслимистрадаемвместесПушкиным.


БИЛЕТ№5

Критическийреализм

Крити́ческийреализм–вмарксистскомлитературоведенииобозначениехудожественногометода,предшествующегосоциалистическомуреализму.Рассматриваетсякаклитературноенаправление,сложившеесявкапиталистическомобществеXIXвека.Онотличаетсяповышеннымвниманиемкотображениюреальнойжизнинаосновееекритическоговосприятия,правдивоеизображениеповседневнойжизнилюдей,преждевсегообездоленныхистрадающих;обратившеесякзлободневнымсовременнымсюжетам.

Принятосчитать,чтокритическийреализмвскрываетобусловленностьобстоятельствжизничеловекаиегопсихологиисоциальнойсредой(романыОноредеБальзака,ДжорджЭлиот).ВсоветскоевремявобоснованиекритическогореализмавРоссиипривлекалиматериалистическуюэстетикуВ.Г.Белинского,Н.Г.Чернышевского,Н.А.Добролюбова.

МаксимГорькийпризнавалпоследнеговеликогопредставителякритическогореализмавА.П.Чехове.СсамогоГорького,поофициальнымсоветскимпредставлениям,начиналсяотсчётновогохудожественногометода–социалистическогореализма.


 

БИЛЕТ№6

БИЛЕТ№7

М.Ю.Лермонтов.Мотивылирики.

ВпроизведенияхМихаилаЮрьевичаЛермонтовачитательможетуслышатьисповедьэтоговеликогочеловека,потомучтовсестихотворенияявляютсяличнымиисториями,которыедовелосьпережитьпоэту,внихскрываетсяегодушаичувства.

ОсновныемотивылирикиМ.Ю.Лермонтова–этоодиночествоитоска,потомучтоеготалантрасцвелвовремяразгромадворянскойреволюции,когдановоепоколениеборцовещенеуспелопоявиться.Поэтвсегдаверилвсилусвоегонарода,иэтопомогалоемужитьитворить.

ОсновныетемылирикиЛермонтова–этоненавистьксамодержавиюипрезрениекмолодомупоколению.Писательпрезиралсвоихсовременниковзаузостьмышления,инертность.Дажесамыеумные,образованныеиталантливыепредставителитойэпохинезнали,вкакоеруслонаправитьсвоиумения,поэтомумногиеизнихстали«лишнимилюдьми»,безразличнымиковсему,чтотворитсяунихпередглазами.МихаилЮрьевичдажеустроилгражданскийсамосуднадсвоимисовременникамивстихотворении«Дума».

ОсновныетемыимотивылирикиЛермонтовакасаютсяненавистногоцарскогорежима.Свойпервыйпротестпоэтвыразилвстихотворении«Смертьпоэта»,вкоторомонпризываеткотмщеньюзагибельвеликогописателя,всмертикоторогообвиняетсуществующийрежим.

ВомногомосновныетемыимотивылирикиЛермонтовакасаютсяинеобъятнойотчизныписателя.Стихотворения«Бородино»,«Родина»раскрываютистинноеотношениепоэтаксвоейстранеинароду.МихаилЮрьевичлюбитРоссиюособеннойлюбовью,искреннейичистой.

Поэтсособымтрепетомотноситсякприроде,ноещебольшеонвосхищаетсяпростымикрестьянами,привидеэтихтружениковегосердценачинаетрадостнобиться,наполняетсявесельемилюбовью.

ОсновныетемыимотивылирикиЛермонтоватакжекасаютсяпредназначенияпоэта,егомиссиивобществе.Ониполностьюраскрываютсявстихотворениях«Пророк»и«Поэт».Авторсравниваетпоэтаскинжалом,темсамымутверждая,чтословамогутбытьсерьезныморужием.Нобедавтом,чтовXIXвекеэтотсамыйкинжалпревратилсявзолотуюигрушкудлязабав.

ВстихахЛермонтованикогданеслышалосьотчаяния,оннепокорялсясудьбе.Писателюприсущтихий,грустныйзовуставшегоборотьсячеловека,новсежевбольшинствепроизведенийчувствуетсямятежныйдух.

Лирикакакродлитературы.

Ли́рика–родлитературы,воспроизводящийсубъективноеличноечувство(отношениекчему-либо)илинастроениеавтора.ПословарюОжегова,лиризмозначаетчувствительностьвпереживаниях,внастроениях,мягкостьитонкостьэмоциональногоначала.Влирикувходят:стихотворение,романс,послание,элегия.Истокилирикилежатвумениипевцапередатьнастроение,эмоциювокалом,интонацией,словомирифмой.

ЛирическоенастроениевдохновляетрусскихпоэтовначалаXIXвека–В.А.Жуковского,К.Ф.Рылеева,А.С.Пушкина,М.Ю.Лермонтова.

Лиризмпроникаетвовсеродыпоэзии,дажевповествовательныепоэмы.«ПесньоКолоколе»,«Цыганы«,«Кавказскийпленник«носятлирическийотпечаток.Формалирикистановитсясвободнойиподчиняетсятольковнутреннимэстетическо-психологическимзаконам.Лирическиепьесыромантическогопериодаисовременнойлирикиназываютсяпростостихотворениямиичащевсегонеподходятнипододнуизтрадиционныхформ.

Специальноразрабатываласьромантикамибаллада,сюжетыкоторойберутсяилиизсредневековья,илиизсовременногонародногобыта.

Русскаябалладаначаласьспереводной,как,например,уЖуковского,нопозднееприобреланациональныйхарактер,например,уПушкина,уТолстого.Таковединственныйопределённыйвидромантическойлирики;остальнаялирикаромантиковлучшевсегоможетбытьподразделенаповнутреннемусодержанию–настихотворения,посвящённыеизображениючувства,восприятияилиидей.Перваягруппавключаетвсебянаиболеесубъективныепьесы,напримерлюбовные.

Кстихотворениям,отвечающимвосприятию,принадлежатпреждевсегоописанияприроды.Стихотворенияописательногохарактерачастосовпадаютсизображающимиличноенастроениепоэта,ночастоограничиваютсячистоописательнымицелями.

Последнийотделлирическойпоэзии,идейный,воспроизводиткакую-либофилософскую,политическуюилисоциальнуюмысль.Вромантическийпериодевропейскаялирикадостигласвоеговысшегосовершенства;носкоронасменуромантизмупришлореалистическоенаправление,исэтоговременипоэзияперестаётбытьпопреимуществулирической.Напервыйпланвыступаютболееобъективныевидыпоэтическоготворчества:роман,повестьипр.


 

БИЛЕТ№8

Романкакжанрлитературы.

Рома́н–литературныйжанр,чащепрозаический,зародившийсявсредниевекауроманскихнародовкакрассказнанародномязыкеинынепревратившийсявсамыйраспространенныйвидлитературы,изображающийжизньчеловекасеёволнующимистрастями(напервомпланелюбовь),борьбой,социальнымипротиворечиямиистремлениямикидеалу.Будучиразвернутымповествованиеможизнииразвитииличностиглавногогероя(героев)вкризисный,нестандартныйпериодегожизни,отличаетсяотповестиобъёмом,сложностьюсодержанияиболееширокимзахватомописываемыхявлений.

Таккаксуществуетмножестворазнообразныхпроизведенийэтогожанра,былапринятаихклассификациявзависимостиотнекоторыхспецифическихособенностей.Кнаиболеераспространеннымформамроманаотносятследующие.

Авантюрныйроман.Внемсюжетзакручиваетсявокругприключенийгероев,которыепопадаютвразличныеспецифическиеситуации.

Историческийроман.Кэтойжекатегорииотносятсявсемизвестныеэпопеи.Втакихпроизведенияхавтор,какправило,обращаетсяккакой-либоконкретнойэпохеистремитсяизобразитьсудьбутогоилииногоклассалюдей.

Психологическийроман.Внемнапервыйпланвыходятразмышленияипереживанияглавногогероя(который,какправило,один).Действеннаялиниясюжетаможетприэтомпрактическиотсутствовать.

Сатирическийроман.Каквидноизназвания,вэтойформероманавысмеиваютсяразличныеобщественныеявления.

Реалистическийроман.Произведенияэтойразновидностинаправленынаобъективноеотображениеокружающейдействительности.

Фантастическийроман.Сюдажеотносятсяпроизведениявжанре«фэнтези».Вроманахэтойформыавторсоздаетсобственныймир,вкоторомпроисходитдействие.Этоможетбытькакая-либопараллельнаяреальностьилидалекоемеханизированноебудущее.

Публицистическийроман.Представляетсобойпроизведениепублицистики,созданноеприпомощихудожественныхсредствиснабженноесюжетом.

Этотжанрнеотделимотвремени,вкотороежилисоздавалегоавтор.Итогдастановитсяпонятно,чтороман-этохудожественноеотражениедействительности.

БИЛЕТ№9

БИЛЕТ№10

А.А.Блок.Мотивылирикипоэта.

Всеявленияокружающегомираивсесобытияистории,всепреданиявеков,народноегоре,мечтыобудущем–все,чтостановилосьтемойпереживанийипищейраздумий,Блокпереводилнаязыклирикиивоспринималкаклирику.Россиябыладлянего«лирическойвеличиной»,ионабыластольогромной,чтонесразувместиласьврамкитворчества.

Крайнесущественното,чтобольшаяпатриотическаятема,темаРодиныиеесудеб,входитвлирикуБлокаодновременностемойреволюции,захватывающейпоэтадосамыхпотаенныхглубинегодушиипородившейстройсовершенноновыхчувств,переживаний,стремлений,возникавшихсловнопригрозовыхразрядах,вихослепительномсвете,–итемаРодиныстановитсявтворчествеБлокаосновнойиглавнейшей.

Казалосьбы,всеоднообразно,привычно,издавназнакомовэтих«мокрыхдолах»,новнихпоэтувиделнечтоновое,неожиданное.Переднимвозникаютнастоящиелеса,поля,косогоры,егоманитпропадающийвдалипуть.

Чувством,опаляющимсердцепоэтаиеготворчество,неизменнопримешивающимсяккаждоймысли,ккаждомупереживанию,становится,помимолюбвикРодине,илюбовькматери.Матери,вподвигесынакоторойвидитсясияниесамогосолнца,ипустьэтотподвигстоитсынувсейжизни

Еголирикасталасильнееегосамого.Этояснеевсеговыраженовегостихахолюбви.Сколькобыоннитвердил,чтоженщины,которыхмылюбим,картонные,онвопрекисвоейволевиделвнихизвезды,чувствовалвнихнездешниедали,и–сколькобысамнисмеялсянадэтим–каждаяженщинавеголюбовныхстихахсочеталасьдлянегособлаками,закатами.

Самалюбовьсобираетвглазахпоэтачертыидеальные,небесные,ивсвоейвозлюбленнойонвидитнеобычнуюземнуюдевушку,аипостасьбожества.ВстихахоПрекраснойДамепоэтвоспеваетееинаделяетвсемиатрибутамибожественности–такими,какбессмертие,безграничность,всемогущество,непостижимаядляземногочеловекапремудрость.

ДажекогдалирикаБлокаговорила,казалосьбы,всеготолькоочастном,интимном,личном,ибовнейсквозьличное,неповторимоепрорываетсявеликое,мировое.«Единствосмиром»–этотмотив,общийдлявсейлирикиБлока.Поэтисследовалмногиеобластичеловеческихотношенийипереживаний,насебеиспытывалвесьциклчувств,страстей,стремлений–всеэтосоставляетсодержаниетого«романавстихах»,какимиявляетсялирикаБлока,взятаявцелом.

БИЛЕТ№11

1.А.Н.Островский.Нравственныепроблемывпьесе(напримерепроизведения«Гроза»).

В1859году,наканунеобщественногоподъема,которыйприведетв61годукотменекрепостногоправа,появиласьпьесасназванием«Гроза».Подобнотому,каксимволичноназваниепьесы,многограннаиеенравственнаяпроблематика,вцентрекоторой–проблемывнешнейивнутреннейсвободы,любвиисчастья,проблеманравственноговыбораиответственностинего.

Проблемавнешнейивнутреннейсвободыстановитсявпьесеоднойизцентральных.Лишьодномучеловекудановыделятьсянафонеунижающихиунижаемых–Катерине.Ужепервоепоявлениеоткрываетвнейнеробкуюневесткустрогойсвекрови,ачеловека,имеющегодостоинствоиощущающегосебяличностью.Катерина–одухотворенная,светлая,мечтательнаянатура,она,какниктовпьесе,умеетчувствоватьпрекрасное.Дажееерелигиозность–этотакжепроявлениедуховности.МотивсветастановитсяоднимизцентральныхвхарактеристикеКатерины.Ееречьнапевна,образна,напоминаетрусскиенародныепесни.ОтличаетКатеринувнутренняясвобода,страстностьнатуры.Неволякабановскогодомагнететее,душит.ОнанечувствуетсчастьявдомеКабановых.

СобразомКатеринысвязанаиещеоднанравственнаяпроблемапьесы–правочеловеканалюбовьисчастье.ПорывКатериныкБорису–этопорывкрадости,безкоторойнеможетжитьчеловек,порывксчастью,которогоонабылалишенавдомеКабанихи.КакнипыталасьКатеринаборотьсясосвоейлюбовью,борьбаизначальнобылаобречена.ВлюбвиКатерины,каквгрозе,былочто-тостихийное,сильное,ноитрагическиобреченное,неслучайносвойрассказолюбвионаначинаетсловами:«Яумрускоро».УжевэтомпервомразговоресВарваройпоявляетсяобразпропасти,обрыва.

Наиболеедраматичноезвучаниеприобретаетназваниепьесы,когдамычувствуем,какназревает«гроза»вдушеКатерины.Центральнойнравственнойпроблемнойпьесыможноназватьпроблемунравственноговыбора.СтолкновениедолгаичувстваразрушилогармониювдушеКатерины,скоторойонажила.БезсогласияссобойКатеринанеможетжить,онаникогданесмоглабы,подобноВарваре,довольствоватьсяворовской,потаённойлюбовью.СознаниесвоейгреховноститяготитКатерину.Героинянеможетжитьвмиреразлада–этимобъясняетсяеегибель.Онасамасделалавыбор–исамазанегоплатит,необвиняяникого.

БИЛЕТ№12

Содержаниеиидеяхудожественногопроизведения.

Содержание–этосмыслпроизведения,воплощенныйвособой,образнойформе.Изучениеразличныхсторонсодержанияведетотповерхностных,неглубокихсужденийоматериале,избранномписателем,кверномупониманиюидей,настроений,мировосприятияписателя,выраженныхвпроизведении.

Всодержаниилитературногопроизведенияразличаютсятристороны:тема(тематика,тоестьсовокупностьтем),проблема(проблематика,тоестьсовокупностьпроблем)иавторскаяпозиция.

Форма–этоспособобнаружениясодержаниялитературныхпроизведений.Содержаниепроизведениявсегдакаким-тообразомоформлено,внеформывсеэлементысодержаниянемогутсуществовать.

Идея(греч.Idea,понятие,представление)–основнаямысльхудожественногопроизведения,предложенныйавторомспособрешенияпоставленныхимпроблем.Совокупностьидей,системуавторскихмыслейомиреичеловеке,воплощеннуювхудожественныхобразахназываютидейнымсодержаниемхудожественногопроизведения.


БИЛЕТ№13

М.И.Цветаева.Мотивылирики.

ВсевличностиипоэзииЦветаевой(длянееэтонерасторжимоеединство)выходилозарамкитрадиционныхпредставлений.Вэтомбылаисила,исамобытностьееслова.Сострастнойубежденностьюонаутверждалапровозглашенныйеюещевраннейюностижизненныйпринцип:бытьтолькосамойсобой,нивчемнезависетьниотвремени,ниотсреды,иименноэтотпринципобернулсявдальнейшемпротиворечиямивтрагическойсудьбе.

ЧерезвсюжизньпронеслаМ.ЦветаевасвоюлюбовькМоскве,отчемудому.Онавобралавсебямятежнуюнатуруматери.Самыепроникновенныестрокивеепрозе–оПугачеве,австихах–оРодине.Еепоэзиявошлавкультурныйобиход,сделаласьнеотъемлемойчастьюдуховнойжизни.

СтихибылидляМ.Цветаевойпочтиединственнымсредствомсамовыражения.СлаванакрылаЦветаевуподобношквалу.ЕслиАннуАхматовусравнивалисСапфо,тоЦветаевабылаНикойСамофракийской.Новместестем,спервыхжееешаговвлитературеначаласьитрагедияодиночестваинепризнанности.Ужев1912годувыходитеесборникстихов«Волшебныйфонарь».Характернообращениекчитателю,которымоткрывалсяэтотсборник.Здесьмывидимзарисовкисемейногобыта,очеркимилыхлицмамы,сестры,знакомых,естьпейзажиМосквыиТарусы:

В1913-1915годыЦветаевасоздаетсвои«Юношескиестихи»,которыеникогданеиздавались.Сейчасбольшинствопроизведенийнапечатано,ностихирассыпаныпоразличнымсборникам.Необходимосказать,что«Юношескиестихи»полныжизнелюбияикрепкогонравственногоздоровья.

Пониманиереволюции1917годабылосложным.Кровь,проливаемаявгражданскойвойне,отталкивалаЦветаеву.Этобылкрикдушипоэтессы.

ЦветаевапереезжаетвБерлин,гдеонанаписалаоколотридцатистихотворений.ВоФранциионапишетсвою«ПоэмуЛестницы»–одноизсамыхострых,антибуржуазныхпроизведений,вершинаэпическоготворчествапоэтессывпарижскийпериод.В1939годуЦветаевавозвращаетсявРоссию,таккаконахорошознала,чтонайдеттолькоздесьистинныхпочитателейееогромноготаланта.Нонародинеееожидалинищетаинепечатание,арестованыеедочьАриаднаимужСергейЭфрон.

Подлиннымноваторствомпоэтическойречиявилосьестественноевоплощениевсловемятущегосяввечномпоискеистиныбеспокойногодухаэтойзеленоглазойгордячки,«чернорабочейибелоручки».

ПоэзияМариныЦветаевойобрелачитателя–огромного,какокеан:народногочитателя,какогоприжизниейтакнехватало,носпустявремя.

3.Стихотворныйразмер(двухсложныйразмерстиха).

Отхарактерастопызависятстихотворныеразмеры.Какопределятьхарактерстопы,подскажетскандирование,записьстихаввидесхемыиопределениетого,какоеместозанимаетударныйслогвкаждомповторяющемсяэлементестихотворения.

Двусложныестопысостоятиздвухслогов(тоестьэлементповторяетсякаждыедваслога).

Еслипервыйслогповторяющегосяэлементаударный,авторой–безударный,тоэтохорей.Достаточноповторитьнесколькоразлюбоехореическоеслово(лето,осень),чтобыпочувствоватьзвучаниехорея.Хорейоченьраспространенвпоэзиииизвестенчитателямкакпопроизведениямсовременныхавторов,такипотворчествуклассиков.Хореическиестихиоченьхарактерныдляпоэзии,адресованнойдетям.

Еслиударнымвстопеявляетсявторойслог,тоэтоямб.Ямбическиестихинеменеепопулярны.

Чтобы«услышать»звучаниеямба,достаточноповторятьлюбоеямбическоеслово(весна,жара).

Ямбобычноассоциируетсясозвучаниемпушкинского«ЕвгенияОнегина».


 

БИЛЕТ№14

БИЛЕТ№15

БИЛЕТ№16

1.Н.С.Лесков.Изображениерусскогонациональногохарактера(напримерепроизведения«Очарованныйстранник»).

ВсвоихпроизведенияхН.С.Лесковраскрываетдушурусскогочеловека,пытаетсявыявитьврусскомхарактеретолькоемусвойственныечертыиособенности.ОднимизтакихсталИванФлягин.Впортретегерояугадываютсяфольклорныеипреждевсегобылинныечерты.ЛесковсопоставляетИванасИльейМуромцем.

ИванФлягинпрожилнелегкуюжизнь.Емувыпалонемалостраданий,ноонпостоянностремитсянайтисебя,понятьжизньилюдей.Онвсевремяпутешествует,имотивдорогиещебольшеподкрепляетавторскуюмысльотом,чтогеройнаходитсявпостоянномпоиске,вдвижении.Изкаждогоэтапажизнигеройвыноситопыт.Жизньегоначинаетсяспреступления.Вазартебыстройездыонпонеосторожностигубитмонаха.ИхотяИванФлягинещеоченьмолодинеочень-тораздумываетнадсвоимпреступлением,монахвсевремяявляетсяемувосне,будоражаегодушу.Итотначинаетпонимать,чтокогда-нибудьемупридетсяискупитьэтотгрех.

ОднимизважныхмоментоввжизниФлягинасталовоспитаниедевочки,откоторойуехаламать.Мывидим,чтослужбавнянькахпомогаетгероюраскрытьегощедруюдушу,егоогромнуюдоброту.Когдажеемуприходитсявыбиратьмеждудолгомимилосердием(отдаватьилинеотдаватьдевочкуприехавшейзанейматери),онпоступаетсядолгом.

Иванпопадаетвпленктатарам.Здесьонначинаетлюбитьсвоюродину,иемуоткрываетсясвойственнаярусскомутоскапородимойземле.

Флягиннеможетстатьсвоимсредитатар,потомучтоегодушаэтогонепринимает.Иванвсемсердцемтоскуетпорусскимпросторам.

Когдажегероюстановитсяневмоготу,онуходиткуда-нибудьподальшеимолится.Онбросаетсвоихтатарскихженидетейнепотому,чточерствсердцем,апотомучтотужизньвпленуонневоспринимаетвсерьез.Онадлянегочужая,азначит,чужоевсето,чтоснейсвязано.Онсбегает.

НоинаРусинетгероюпокоя.Онвсенеможетпоканайтисвоеместовжизни.Иванбросаетсявбеспробудноепьянство,однакослучайспасаетего,ионнавсегдаизлечиваетсяотпагубнойпривычки.ОнвстречаетцыганкуГрушу.Грушанаделенанеобыкновеннойкрасотойиталантомпеть.СилачувствкнейФлягинанастолькоглубока,чтоонживетотныненедлясебя.Любовьизменяетего.Онсновасовершаетпреступление–толкаетГрушувреку.Нотеперьужеонделаетэтодлятогочтобыспастидушуженщины.Иначеонагрозитрукинасебяналожить,асамоубийц,какизвестно,церковьнепрощает.

ИопятьИванвпути.Чтобыискупитьсвойгрех,онидетвсолдаты,меняясьжребиемснезнакомымчеловеком,пожалевегородителей-стариков.Однаждыемуприходитсясовершитьподвиг.Послеэтогоонрассказываеткомандирувсюправдуосебе.Онсамсудитсебя,осознавсебя«великимгрешником».Онрастетдуховно,потомучтонесетответственностьзасвоипоступкипередБогомилюдьми.

ЖизньФлягинаудивительна:внейестькакая-тотайна,загадка.Так,например,виденияичудесасопровождаютгероянапротяжениивсейегожизни,Лесковподчеркиваетэтимнепредсказуемыйхарактеррусскойжизни.

Религиозно-мифологическиеэлементывповестиподнимаютеенадповседневностьюивыводятнауровеньбиблейскоготолкованиясудьбычеловека.НапримереисторииИванаФлягинаавторпоказываетпутьчеловека,смыслкоторогосостоитвобретениидуши.ГеройЛесковапоследовательнопроходитстадии:грешник–скиталец–странник–праведник.Иванначинаетснеразличениядобраизла.Ондаженечувствуетвинызагибельмонаха,ажалеяголубков,нежалееткошку,отсекаяунеехвост.Нозатемпроисходитпробуждениедушигероя.Причемважныммоментомявляетсято,чтопомогаютемувэтомГрушинакрасота,еепениеилюбовькней,Такимобразом,черезлюбовьикрасотугеройидеткпониманиюдобра.ИменновлюбвикГрушеИванФлягинперестаетжитьдлясебя.Убиваяцыганку,онберетеегрехнасвоюдушу.

ВконцеповестиИванстановитсямонахом.Ноивмонастыреоннеуспокаивается.Онпродолжаетдуховнорасти.

Слово«очарованный»вотношениикгероюЛесковаможнопониматьпо-разному.Онживетзагадочнойжизнью,вкоторойнаходитсяместовидениям,страннымсобытиям,ангелам-хранителямидажеколдовству.Крометого,подочарованностьюможнопониматьитотпериод«снадуши»,вкоторомнекотороевремяпребываетгерой.

Вповести«Очарованныйстранник»Лесковсоздалобразрусского«очарованногобогатыря»,которыйтипизируетвсебечертынациональногохарактера:бесстрашие,чувствособственногодостоинства,артистизмнатуры.Ноглавнаясутьэтогорусскогочеловека–житьдлядругих,отдаваявсегосебясвоемународу.


2.ТемаВеликойОтечественнойВойнывпоэзииXXвека(напримерепроизведенияА.Твардовского«ВасилийТёркин»истихотворения

К.Симонова«Ждименя»).

Впамятноетревожноеутро22июня1941года,когдапредутреннюютишинусоветскогопограничьянарушилипервыезалпынемецкихорудий,ревтанковсосвастикойнаброне,войпадающихбомб,нашнародвсталвовесьростназащитуОтечества.

Вобщемстроесражающегосянароданашласвоеместоимногонациональнаясоветскаялитература.Всамыетрудныедлянародаднивойныгромкозвучалиголосасоветскихпоэтов.

Поэма«ВасилийТёркин»рассказываетопохожденияхбойцаВасилияТеркинавовремяВеликойОтечественнойвойны.Поэмасочиняласьавторомбуквальновпромежуткахмеждубоями,напередовойлинии.ВасилийТеркинподдерживалдухнарода,помогалнаходитьсилыдляпродолженияборьбы,вселялнадежды.Основнаячертапоэмы–смысловаязавершенностькаждойглавы.Любуюизнихможночитатькакотдельнуюисторию,новместеониобразуютвеликуюпоэму.Авторзавершалглавы,таккаквовремявойнылюбойденьмогоказатьсяпоследнимдлялюбогобойца,втомчислеидлясамогоавтора.Второйпричинойбылото,чтосвязьвтегодыосуществляласьсперебоями,ибылобыпроблематичнодоставлятькаждуюизглавдокаждогогородкаилидеревни.

Вфеврале1942года,когдаподударамисоветскихвойскгитлеровцыоткатилисьотМосквы,«Правда»опубликоваластихотворениеК.Симонова«Ждименя».Онобыстрозавоевалосердцачитателей.Солдатывырезалиегоизгазет,переписывали,сидявокопах,заучивалинаизустьипосылаливписьмахженаминевестам.Егонаходиливнагрудныхкарманахраненыхиубитых.

Всёстихотворениечитаетсякакписьмосфронталюбимойидалёкойженщине.Онозвучиткакзаклинание,какмолитва.Ключевоесловоздесь–«жди»,повторяющеесямногораз,наводитнамысльотом,чтоименноотэтойспособностиженщинывконечномитогеизависитжизньипобеда.

Каждаястрофаначинаетсясловами«ждименя,иявернусь»–этоглавнаямысльпроизведения.Онапростаипо-житейскипонятна,но,сдругойстороны,этосвоеобразноезаклинаниезвучиткак«Аминь»вмолитве.Безнеговсёпроизведениепотерялобыобщуюэмоциональнуюнаправленность,целостность.

Повестькакжанрлитературы.

Повесть –этоэпическийпрозаическийжанрнеустойчивогообъёма(преимущественносреднегомеждуроманомирассказом).Сюжет повести тяготеетболеекхроникальномусюжетуикомпозиции,воспроизводящиместественноетечениежизни.Возможнастиховаяформа. Повесть изображаетрядсобытий.Онааморфна,событиянередкопростоприсоединяютсядругкдругу,большуюсамостоятельнуюрольиграютвнефабульныеэлементы.Неимеетсложного,напряженногоизаконченногосюжетногоузла.Лишённыйинтригисюжетсосредоточенвокругглавногогероя,личностьисудьбакоторогораскрываютсявпределахнемногихсобытий.

Повести чуждыэпическаяширотаромана,законченнаябиографиягероянасоциально-историческойоснове,плавное,медленноеразвитие,осложненноезначительнымколичествомдействующихлиц.П овесть относитсякроману,какстихотворныйрассказ–кэпопее.

Предмет повести –отдельныйэпизодизличнойжизни;ограничиваясьнезначительнымкругомучаствующихлиц,онанедаеткартиныцелогообщественно-политическогоилиморальногостроя;онапроще,цельнее,однороднее,развиваетсябыстрееиэнергичнеероманаи,приближаясьпосиледвижениякдраме;напоминаетпоследнююипобольшемуединствудействия.Иногдавнейсоблюдаютсятакжеединствавременииместа.Отблизкихкнейпоэтическихформзападноевропейскойновеллыинашегорассказа– повесть малоотличаетсяпосуществу;можносказатьтолько,чтоонасложнееибольшерассказа.

Висториилитературы повесть развиваласьнеразрывносроманом,предшествуяему,подчассмешиваясьснимивсегдапитаясьтемижеэлементами.Поформе,современная повесть ведетсвоепроисхождениеотстольпопулярныхвсредниевекафантастическихсборников,аиногдаибытовыхрассказов,перешедшихсВостокаилисозданныхподеговлиянием.


 

БИЛЕТ№17

БИЛЕТ№18

1.М.А.Салтыков-Щедрин.Сказкидля«детейизрядноговозраста»(напримерепроизведения «Премудрый пескарь»).

В «Сказкахдлядетейизрядноговозраста»Салтыков-Щедринпоказывает,насколькодуховноскуднойипорочнойоказываетсячеловеческаяжизнь,утратившаявысшеепредназначение.Используятакиеприемысозданиякомическогоэффекта,какаллегорию(иносказание),гиперболу(преувеличение)игротеск(сильноепреувеличение,выводящееизображаемоевсферуфантастики),писательподнимаетнетолькоконкретно-историческиепроблемыпоследнихдвухдесятилетийдевятнадцатоговека,ноиобщечеловеческие,вневременные–проблемынравственноговыбора,смыслажизни,предназначениячеловека.

Всказке«Премудрый пескарь»валлегорическихобразахпескаряищукиотражаютсятрусливый,соглашательскийхарактеррусскоголиберализмаконцаXIXвекаисамодержавие,неспособноеизменитьсвою«хищную»природу.Скрываясьвсюжизньотщук,пескарь,посути,позволялимтемсамымделатьвсё,чтоонихотят.

Центральнойвсказкестановитсяпроблемасмыслажизни:оправданналижизнь,единственнаяцелькоторой–думаосебе?Страх,появившийсяещедорожденияпескаря,былпереданемуврассказахотца,однакоеслипескарь-отецвсеже«помаленькудаполегоньку»жил,тосуществование«премудрогопескаря»ужетрудноназватьжизнью–этоскореестрах,растянутыйболеечемнастолет.Цельжизнипескаря–«надотакпрожить,чтобниктонезаметил»,апотомупервое,чтоонделает,-придумываетособуюнору,«чтобемузабратьсявнеебыломожно,аникомудругому–невлезть».Образнорыстановитсясимволическим,отражаяабсолютнуюзамкнутость,бегствоотмираибезотчетныйстрахпередним.

Итогбесцветной,бессмысленнойжизни«премудрогопескаря»-пустотаиполноеодиночество.Всесодержаниеегоблёклогосуществованияуместилосьводнитолькоотрицательныечастицы:«неженился,детейнеимел»,«нидрузейунего,ниродных»,«неест,непьет,никогоневидит,нискемхлеба-солиневодит».Единственныйглагол,неимеющийотрицательнойчастицы,-«дрожал»:«Онжилидрожал-толькоивсего».Незадолгодосмертивнезапнопробуждаетсявпескарегорькоеосознаниебессмысленностипрожитойжизни:словнокто-тоневидимыйнапомнилемуосуществованиивечныхценностей,окоторыхпескарьвсвоемдрожаниизабыл,-иемуоказалосьнечемоправдаться.

Сатиракакжанрлитературы.

Сатира–видкомического,отличающийсяотдругихвидов(юмора,иронии)резкостьюобличения.Сатираприсвоемзарожденииявляласьопределеннымлирическимжанром.Онапредставляласобойстихотворение,частозначительноепообъему,содержаниекоторогозаключаловсебенасмешкунадопределеннымилицамиилисобытиями.

Какжанр,сатиравозниклавримскойлитературе.Самоеслово«сатира»происходитотлатинскогоназваниямифическихсуществ,насмешливыхполубогов-полуживотных–сатиров.Филологическионосвязаноисословомsatura,означавшимвпростонародьиблюдомешанины,чтоуказывалонасмешениеразличныхразмеров(сатурническийстих,нарядусгреческимиразмерами)инаприсутствиесамыхразнообразныхописанийвсевозможныхфактовиявленийвотличиеотдругихлирическихжанров,которыеимелистрогоограниченнуюиопределеннуюобластьизображения.

Сатираестьпроизведениепоэтическое,лирическоестихотворениеболееилименеезначительногообъёма,вкотороммынаходимболееилименееотрицательноеилирезкоосуждающееинегодующееизображениесвойствикачествотдельныхтипическихлицилиболееилименееобширнойгруппылициявлений.

Отсатирыпоопределенноличномусодержаниюнападенийиобличенийвпроизведенииследуетотличатьпамфлетипасквиль;последнийхарактеризуетсяболеевсегоморальнойнечистотойпобужденийавторавегонападениииобличенияхпротивтогоилидругоголица,тогдакакпамфлет–иногдатолькопублицистическоевыступление,номожетбытьихудожественнойсатиройпротивопределенноголица,стоящейнавсейвысотеответственногосвободногослова.Всвязисэтимморальнымиобщественнымсодержаниемсатирынаходитсяихудожественнаяеёценностьвзависимостиотсоответствиямеждуеёлирическимподъемомивысотоюидеаласатирика,соднойстороны,имеждузначительностьюобличаемогоявления–сдругой.

Лирическаясубъективнаяокраскавотношенииктипамиявлениямобычнолишаетсатируобъективнохудожественногозначенияизачастуюпридаетеймимолетныйхарактер.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.