Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-10-16 | 199 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В духовном освоении действительности человеческая чувственность ответственна за эстетическое, образное постижение человеком мира. Эстетическое – сфера чувственно-выразительных форм, созданных человеком и природой. Чувственная выразительность имеет место тогда, когда творения человека и природы своим содержанием, формой, масштабом вызывают у нас эмоциональный подъем, волнение, бескорыстный интерес. Осознавая мир теоретически, человек восходит от конкретных явлений к абстракциям, обобщениям, в которых исчезает живое многообразие действительности. Эстетическое же сознание, в противоположность научному понятию, отражает предмет в конкретном образе.
Эстетическое отношение к действительности не следует смешивать с элементарным чувственным восприятием, с переживанием. При эстетическом осознании мира человек, как и в науке, проникает в сущность предмета, в его содержание и смысл, но охватывает его в образной форме, через все богатство конкретных сторон, свойств и особенностей единичных предметов, поступков. Никакое эстетическое восприятие не может быть сведено только к чувственному восприятию. Даже элементарные эстетические эмоции, восприятие красоты, формы, цвета обязательно в той или иной мере опосредуются разумом. В то же время эстетическое переживание всегда имеет иррациональное содержание, не выразимое полностью на рациональном языке.
В эстетическом восприятии отражаются не только объективные свойства предметов, но и человеческая субъективность. В эстетическом отношении происходит постоянное соотнесение чувственных явлений с сущностью, с тем общим, непреходящим, что лежит в основе чувственного многообразия бытия. Начало эстетического отношения заложено в эстетических потребностях, которые являются показателем объективно существующего несоответствия между человеком и окружающим миром и стремлением устранить это несоответствие, преодолеть ограниченность, выявить общее и существенное и духовно-эмоционально приобщиться к этому общему, проявляющемуся в единичном. В эстетическое сознание входят эстетические потребности, чувства, вкус, эстетические нормы, образцы, идеалы.
|
Эстетическое сознание носит ценностно-нормативный характер. В процессе взаимодействия личности с природными и общественными явлениями формируются эстетические значения, возникают эстетические свойства, формируются эстетические ценности как образцы целостности и совершенства.
Эстетическое отражение действительности начинается с эстетического восприятия, включающего чувственный, рациональный и эмоциональный моменты. В его структуру входят, во-первых, ощущения; во-вторых, – эстетическая оценка данных эстетических образов на основе их сопоставления с идеалами и образцами; в-третьих, – эстетическое чувство, которое является наиболее отчетливым признаком эстетического переживания. Способность непосредственно в процессе восприятия различать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в явлениях действительности есть эстетический вкус.
Эстетическое суждение – более высокая ступень развития эстетического сознания. Оно представляет собой логическое осмысление воспринятого в единстве с интуитивным, непосредственным постижением. Главным мерилом оценки для него выступает эстетический идеал.
Эстетическое сознание существует в каждой форме человеческой активности, будь то научное мышление, чувственное созерцание, производственная деятельность или сфера быта. Человек может оценивать с эстетических позиций свое поведение и деятельность, любое объективное явление.
Эстетическое освоение действительности осуществляется в понятиях прекрасного, безобразного, трагического, комического, возвышенного, низменного. В понятиях возвышенного, трагического, низменного наряду с эстетическим содержанием есть и религиозное, нравственное содержание. Эстетическими их делает предельная выразительность содержания, художественность формы. Предельную выразительность в гармонии мы называем прекрасным, изящным; в дисгармонии – безобразным, уродливым. Понятие прекрасное отражает положительное общественное значение явлений.
|
Прекрасно все, что утверждает жизнь. Прекрасное есть образец, идеал, в соответствии с которым рассматривают все другие эстетические явления. Прекрасное всегда исторически конкретно и национально окрашено. В разные исторические периоды провозглашались разные идеалы красоты, но все они включали и нечто общее. Это общее Кант сформулировал в виде четырех признаков: прекрасное вызывает удовольствие, свободное от всякого интереса; прекрасно то, что нравится всем; красота – это целесообразность предмета без представления о цели; прекрасное познается без посредства понятия.
В трагическом не совпадает идеал и действительность, что приводит к страданию и порой к гибели героя. Однако в трагическом через гибель утверждается бессмертие. Комическое – то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается не страданием, а смехом.
Высшей формой эстетического отражения действительности является искусство. Искусство отражает действительность в художественных образах, в которых через индивидуальное, единичное художник стремится выразить общее, существенное.
Искусство оказывает большое влияние на человека и общество. Осуществляя идейно-эстетическое воздействие на человека, включает его в преобразовательную деятельность, побуждает к определенным действиям. Велики познавательные возможности искусства. Человек через произведения искусства познает мир, раскрывает его эстетическое многообразие. Искусство способно к отражению тех сторон жизни, которые недоступны науке.
Искусство оказывает внушающее воздействие на человека, подчас гипнотически воздействуя на психику, внедряя определенный строй мыслей и чувств. Искусство формирует и развивает эстетический вкус, способности, потребности, учит его видеть жизнь сквозь призму образности. Произведения искусства доставляют человеку наслаждение.
|
Еще древние отмечали особый, духовный характер эстетического наслаждения, отличный от плотских удовольствий. Искусство также является средством художественного общения. Благодаря искусству человек общается с другими людьми, народами, эпохами. Искусство также выполняет и воспитательную функцию, воздействуя на весь духовный мир человека, формируя целостную личность.
Однако, искусство, эстетическое переживание в целом, будучи оторваны от нравственного идеала, превращаются в разрушительную для человека силу. Красота плюс сила, лишенные внутреннего благородства, любви, вносят черты сатанинства в духовный мир человека, дегуманизируют отношения между людьми.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!