История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-09-30 | 481 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Лекция 1. Познание как предмет философского анализа.
Время: 2 часа.
Вопросы лекции
1.Теория познания как философская дисциплина.
2. Проблемы гносеологии в истории философии.
3. Особенности познавательных способностей человека.
4. Состав и структура знания.
Конспект лекции
Вопрос 1. Теория познания, как философская дисциплина.
Познание – это активное, целенаправленное отражение действительности в сознании человека; процесс проникновения человека в сущность действительности (вещей, явлений), в их закономерные связи и отношения, т.е. установление:
а) существенных;
б) устойчивых;
в) повторяемых связей и отношений, т.е. законов.
Теория познания (гносеология) – от греч. «gnosis» - познание и «logos» -понятие, учение, т.е. учение о познании.
Термин «гносеология» введен в философию шотландским философом Дж. Феррером в 1854 г., хотя само учение о познании разрабатывалось уже в античной философии (Гереклит, Платон, Аристотель).
В западной философии распространен термин «эпистемология» - от греч. «episteme» - знание. Эта часть философии исследует общие черты процесса научного познания и знания, как его результат.
Проблемы, которые исследует гносеология.
1. Природа познания (что, как и зачем познает человек).
2. Возможности и границы познания (до каких пределов познаваем мир).
3. Отношения знания и реальности (соответствуют ли наши знания действительности).
4. Условия действительности знания, критерии его истинности.
5. Формы и уровни познания и т.д.
Таким образом, гносеология – этораздел философии, где изучается: как мы получаем знание о разных предметах и явления действительности, каковы основания и границы нашего познания, насколько достоверно человеческое знание.
|
Подлинная философская проблема – «познаваем ли мир?» включает в себя:
1) можно ли достоверно познать предметы;
2) можно ли познать их сущности;
3) можно ли познать проявление сущности.
Специфика философского подхода к анализу познавательной деятельности состоит:
во-первых, в обосновании мировоззренческой позиции при соотношении сознания и материи;
во-вторых, в изучении взаимодействия субъекта и объекта познания;
в-третьих, в анализе уровней, способов и форм содержания и результатов процесса познания;
в-четвертых, рассмотрения общей и всеобщей методологии познавательной деятельности человека, особенностей научного и вненаучного познания, критериев познавательной деятельности.
В решении проблемы: «познаваем ли мир?» обобщенно выделяют две основных позиции:
1. Гносеологический оптимизм – человек располагает достаточными средствами для познания окружающего мира;
2. Агностицизм – отрицает возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.
Разновидностями агностицизма являются: скептицизм, релятивизм, иррационализм, религиозное откровение и др.
Сторонники скептицизма сомневаются в возможностиили результативности каких- либо конкретных познавательных процессов, но не отрицают способности человека к познанию.
Релятивисты отстаивают относительный характер соответствия знаний объекту познания, считают, что, истинного знания, которому можно было бы доверять, не существует.
Иррационализм присущ религиозной философии, мистицизму, экзистенциализму и ряду других философских учений. В них он рассматривается как ведущий, надрациональный уровень и способ постижения бытия; или как способ постижения только божественного, тайного, идеального; или как необходимое дополнение к чувственному и рациональному познанию.
Важно отметить, что ограничение познавательных возможностей человека имеет и некоторую реально-фактическую основу. Агностицизм «живуч», потому что это обусловлено сложностью проблем процесса познания, таких как:
|
а) неисчерпаемость границ познания;
б) невозможность полностью познать вечно изменяющееся бытие;
в) существование субъективных особенностей восприятия бытия;
г) ограниченность познавательных возможностей человека.
Агностицизм, как уже говорилось, проявляется в различных формах, но их объединяет ответ на вопросы:
1) о возможности получения достоверного знания о сущности предметов. Агностики отвечают отрицательно;
2) о закономерностях развития природы и общества.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!