Семинарское занятие 1.2. Классическая наука. Новое время. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семинарское занятие 1.2. Классическая наука. Новое время.

2017-09-30 336
Семинарское занятие 1.2. Классическая наука. Новое время. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.У истоков классической науки. Небесная и зеленая механика. Т.Браге, И.Кеплер, Г Галилей.

2.Роль И.Ньютона в создании классической науки.

3.Парадигма классической науки. Классический тип научной рациональности. Механицизм и метафизика.

4.Философско-методологические проблемы Нового времени. Эмпиризм и рационализм.

1.Начало классического периода науки положили труды Т.Браге, И.Кеплера, Г.Галилея. К ним прежде всего необходимо обратиться для понимания науки Нового времени.

При изучении творчества Т.Браге(1546-1601) следует отметить ключевую роль в его научных исследованиях: 1)изобретение телескопа,2)точного наблюдения,3)классификация эмпирических данных. Именно эти три составляющие позволили создать базу экспериментальных астрономических данных. Вопрос: Кому было передано все это наследство?

И.Кеплер(1571-1630) начинает с обоснования своих научных результатов, где он опирается на теоретические и философские предпосылки прошлого:

1.Гелиоцентрическая система Н.Коперника,

2.Идея Пифагора о математической гармонии мироздания,

3.Утверждения Аристотеля о круговом движении планет,

4.Геометрические фигуры Платона, которые позволяли создать ему модели движения планет.

В итоге он сформулировал три закона небесной механики:

1)Каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце

2)Линия, соединяющая Солнце и планету описывает за равные промежутки времени равные площади.

3)Квадрат периодов обращения планет пропорциональны кубам их средних расстояний до Солнца.

Галилео Галилей(1564-1642) выдвинул три методологических принципа:

1)В основе познания лежит эксперимент.

2)Экспериментальные данные должны доводиться до законов.

3)систематизация экспериментальных данных проводит путем математического анализа. В итоге: провозглашалась идея синтеза эксперимента и математики. Именно за это Эйнштейн называл Галилея «отцом современной физики». Приводите примеры о достижениях физической науки полученных в результате математизации в XX веке, как она повлияла на ход НТП?

2.В своем основном труде «Математические начала натуральной философии» Исаак Ньютон (1642-1727) показал связь фундаментальных проблем науки с философией. В частности, еще «логос» Гераклита выявил физическую закономерность в «одеянии» натурфилософии, т.е. фундаментальные проблемы природы, как правило, соответствуют онтологическим проблемам философии, которые трактуются как «метафизические», т.е. «дофизические», предшествующие физическим законам. Достижение современной физики в двух полярных сферах: микромир и мегамир(квантовая механика и релятивистская физика) являются весьма примечательными примерами, по глубине и по всеобщности, соответствующие философской онтологии и кантианской гносеологии.

Следует ли утверждать, что слияние математики и механики в эксперименте и в последующем в теоретических обобщениях сталкиваются взаимопроникновением онтологии, гносеологии и методологии, подлинных оснований философии науки.

3. Что касается парадигмы классической науки, то она реализовала свою сущность в познании законов природы. Именно способ открытия законов природы символизирует классическую форму науки и её главную особенность.

Онтология классической науки основывается на механические законы движения, которые тела получают от внешнего толчка. Тело имеет массу, импульс, скорость, ускорение. Движение происходит в трехмерном пространстве.

Субъект и объект познания противопоставлены, господствующие методы- эмпирические, в результате чего получаем факты, которые, затем подвергаются математическому анализу.

Интенсивное развитие математических знаний, внедрений их в естествознание привело к образованию новых естественнонаучных дисциплин, что, впоследствии, вызвало неоднозначную реакцию по отношению к философии со стороны первых позитивистов (О.Конт, Г.Спенсер), которые отрицали роль философии в познании приписывали его только лишь к позитивным наукам.

Интересно было бы, объяснить появление на научной арене подобных оппонентов философии. В качестве аргументов в их пользу можно назвать научные открытия в начале 19 века и образование естественно научных дисциплин.

4. Существенные изменения в философии Нового времени характеризуются новой проблематикой исследований, новыми характерными чертами, появившимися под влиянием классической науки.

Во-первых, в связи с интенсивным развитием естественных наук появилась необходимость в философском обосновании научных методов познания. Эта задача осуществляется в философии Ф.Бэкона, Р.Декарта, Дж.Локка, Г.В.Лейбница, других ученых и философов.

Во-вторых, философская онтология под воздействием классического естествознания становится механистической в том смысле, что в ней все формы движения упрощаются, сводится к механическому движению. В частности, Ж.Ламетри в своей книге «Человека-машина» рассматривает человека лишь как сложный механизм и дает следующее его определение: «Человек есть просвещенная машина»

В-третьих, время бурных общественных перемен, период подготовки и проведения буржуазных революций активизировали внимание к социальной философии, особенно у представителей французского Просвещения. В этот период разрабатываются теории общественного договора, идеи естественного права, демократических свобод и правового государства.

Продумайте ответы на вопросы проистекавших из вышеупомянутых выводов: Какими аргументами обосновывают актуальность поиска всеобъемлющего универсального метода Ф.Бэкон и Р.Декарт. Рассматривается соотношением понятий механицизм, метафизика. и редукционизм. Какие цели преследовали французские просветители? Каков их идейных вклад в западную демократию?

Литература.

1.Бернал Дж.Наука в истории общества.-М.,1956.

2.Гайденко П.П.Эволюция понятия науки(17-18 вв.).-М.,1987.

3.Декарт Р.Рассуждение о методе.Соч.:В 2т.-М.,1989.

4.Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая.-М.,2001.

5.Рассел Б. История западной философии.-М.,1992.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.