Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-09-10 | 441 |
5.00
из
|
Заказать работу |
С несколько иных позиций эволюционная теория отвергалась представителями теории культурно-исторических типов – Николаем Яковлевичем Данилевским, Освальдом Шпенглером, Арнольдом Тойнби.
Для них существовали не абстрактные, а множество реально существующих типов культур.
Объектом изучения выступали крупные социальные и культурные феномены, существующие в виде целостностей.
Концепция локальных культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского
Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1825) – известный социолог и общественный деятель.
Данилевский был последователем «органической теории», суть которой – в перенесении законов развития природы на социальную действительность.
В книге «Россия и Европа» Данилевский утверждает, что цивилизация проходит несколько периодов: рождение, расцвет и упадок.
Главная идея культурологической концепции Данилевского – эта идея о локальных культурно-исторических типах, соответствующих типам цивилизаций.
Н.Я. Данилевский полагал, что история каждого народа представляет собой самостоятельный культурно-исторический тип.
Всю совокупность прошлых и ныне существующих культур он сводит к десяти типам:
1. Египетский
2. Китайский
3. Ассирийско-вавилоно-финикийский, или древнесемитский
4. Индийский
5. Иранский
6. Еврейский
7. Греческий
8. Римский
9. Новосемитский, или аравийский
10. Германо-романский, или европейский
К этим типам, по мнению ученого, можно добавить еще два, исчезнувших в результате колонизации Южной Америки – мексиканский и перуанский.
Перечисленные цивилизации выступают у Данилевского как «положительные деятели в истории человечества» (не народ – субъект истории, а созданная им развитая культура). Однако есть и «отрицательные деятели», оказывающие разрушительное воздействие на цивилизации: «…есть еще временно появляющиеся феномены, смущающие современников, как гунны, монголы, турки, которые, совершив свой разрушительный подвиг, помогли испустить дух борющимся со смертью цивилизациям и, разнеся их остатки, скрываются в прежнее ничтожество».
Наряду с ними существуют племена, которые «потому ли, что самобытность их прекращается в чрезвычайно ранний период их развития или по другим причинам» являются только этнографическим материалом, входящим в культурно-исторические типы.
Таковы, по мнению Данилевского, финны и многие другие.
Зарождение и развитие культурно-исторических типов, по Данилевскому, подчиняется определенных законам. Их пять:
1) наличие у племени или народа близкого по фонетической основе языка;
2) политическая независимость;
3) выработка каждым культурно-историческим типом только ему присущих черт;
4) разнообразие элементов, составляющих культурно-исторический тип;
5) процесс развития культурно-исторических типов подобен «тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу».
Культурно-исторические типы могут иметь различные основания в соответствии с направленностью культурной деятельности человека.
Данилевский выделяет:
1. первичные культуры (египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская, которые полностью не реализовали себя ни в одной из областей культуры);
2. одноосновные культуры (еврейская, греческая и римская): еврейская проявила себя в религиозной сфере, греческая – в художественной, римская – в политической области;
3. двухосновная (германо-романская, или европейская культура), имеющая ярко выраженный научный и индустриальный характер.
Сейчас, убежден Данилевский, рождается четырехосновная культура. Данилевский верит, что будущее принадлежит славянскому культурно-историческому типу. Надежда его основана на особенностях славянского национального характера, особом типе духовности, стремлении к высшей духовности, а не к материальному благу.
Концепция культуры и цивилизации О. Шпенглера
Близки к идеям Данилевского философские построения немецкого математика Освальда Шпенглера (1880-1936), которые нашли отражение в его книге «Закат Европы» (1914).
Им также отрицается идея единства человеческой истории.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!