Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-09-10 | 417 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Значительное место в концепции культуры Ницше занимает его анализ европейской культуры.
В работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) он выявил два фундаментальных начала европейской культуры – дионисийское и аполлонийское.
Разные полюсы человеческой культуры он отождествляет с образами древнегреческих богов Диониса и Аполлона.
Они олицетворяют два противоборствующих начала и одновременно выражают всю полноту жизни.
Мир Диониса – это стихийный, неуправляемый, хаотичный мир эмоций.
Он выражается через стихию звуков, обращается исключительно к слуху, и связан с первичным трагическим переживанием жизни.
Поэтому дионисийское начало воплощается в трагедии и музыке.
Мир Аполлона связан с гармонией, спокойствием, красотой и четкой формой.
Аполлонийское начало связано с замещением трагического переживания жизни прекрасными формами в изобразительных, пластических искусствах.
Противопоставление аполлонийского и дионисийского начал началось еще в античности, так как, по мнению Ницше, именно греки в полной мере ощутили трагичность бытия, а также скорбь и восторг, являющиеся первопричиной творчества.
Соединяясь и растворяясь друг в друге, эти два начала должны восстановить давно разорванное единство природы и человека.
Однажды этого удалось добиться в античной трагедии, в которой оба начала проявляют себя в равной степени.
Вновь этого удастся добиться лишь после появления сверхчеловека, который сможет окончательно примирить эти два начала.
Оценивая состояние современной ему европейской культуры, Ницше отмечает, что она находится в состоянии кризиса.
Показателями кризиса Ницше считает недостаточность питания, преждевременное эротическое развитие, которое является бичом молодежи, вступающей в жизнь уже развращенной и неспособной избавиться от позорных наклонностей, а также алкоголизм, который стал привычкой.
|
Свидетельством кризисного состояния европейской культуры, с точки зрения Ницше, также является широкое распространение декадентского искусства, которое служит не духовному возвышению человека, а направлено на подавление его воли.
В перспективе европейскую культуру ожидает печальная судьба, но после того как она достигнет низшей точки в своем развитии, начнется новый подъем и цикл повторится.
1.3. Неокантианство (баденская школа)
Представители этой школы (Генрих Риккерт (1863-1936), Вильгельм Виндельбанд (1848-1915)) попытались установить фундаментальное отличие «наук о культуре» от «наук о природе».
Они пришли к выводу о том, что различие между этими науками заключается не в предмете, а методе познания, исследования.
Науки о природе стремятся установить сходное, повторяющееся в явлениях природы, законы их развития.
Для естественных наук характерен генерализирующий метод – выделяющий общее в вещах.
Науки о культуре пытаются объяснить единичные, однократные культурно-исторические факты, которые нельзя подвести под понятие общего закона.
Для гуманитарных наук характерен индивидуализирующий метод – подчёркивающий неповторимость, уникальность явления.
По мнению неокантианцев, науки о природе и науки о культуре различаются их отношением к ценностям.
Культура имеет ценностную природу.
Познание культурно-исторического факта и состоит в его отнесении к определённого рода ценности – политической, религиозной, моральной, эстетической.
По мнению неокантианцев, ценности – это не объективная реальность, а идеальное бытие, идеалы истины, добра и красоты, которые носят абсолютный, вневременной характер.
По словам Г. Риккерта, «без идеала человек в духовном смысле не может правильно жить».
|
Ценности, воплощённые в идеалах, придают смысл человеческой жизни, выступают как духовные опоры, ориентиры жизни человека, его деятельности, культурного развития общества.
Школа диффузионистов
В конце XIX-начале XX вв. эволюционные представления о культуре были подвергнуты критике баденской школой неокантианства и представителями культурно-исторической школы диффузионистов – немецкими исследователями Фридрихом Ратцелем (1844-1904) и Лео Фробениусом (1873-1938).
Ф. Ратцель рассматривал общества и культуры различных народов в неразрывной связи с природными условиями.
Нерасторжимая связь между человеком и «землей» – основополагающий принцип разработанной им антропогеографии.
В историю науки Ратцель вошел прежде всего как один из наиболее ярких представителей географического детерминизма.
Лео Фробениус выдвигает теорию «культурного круга».
В соответствии с ней любой предмет рассматривается как творческий акт, который возникает лишь однажды в истории и, возникнув однажды, распространяется по всему миру.
Исследователь проводит аналогию кругами от брошенного в воду камня.
Диффузионисты о культуре как сочетании творчества и заимствования
Развитие культуры объясняется в соответствии с данным подходом не закономерной линейной эволюцией от примитивного к более высокому уровню, а случайным сочетанием творчества и заимствования.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!