Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-08-24 | 353 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Понятие «иерархия мотивов» подразумевает существование иерархизированной системы деятельностей субъекта. Парадоксально, но в отечественной психологии до 2005 года не было понятия, характеризующего всю систему актуально (сегодня, сейчас) реализуемых субъектом деятельностей. Таким понятием является введенное нами понятие «образ жизни» в его психологическом наполнении [20]. В психологическом понятии «образ жизни» учитываются специфика и различие образов жизни одного и того же человека в разные периоды, динамика изменения образов жизни (Петров – ребенок и Петров – взрослый, в студенчестве и на пенсии, и т. д.) и разных людей в рамках одного и того же общественно-исторического уклада, периода, региона (например, моряка и учителя, политика и отшельника).
В философии, социологии и экономике с помощью понятия «образ жизни» описываются типичные виды жизнедеятельности в единстве с исторически конкретными условиями жизни. В психологических словарях понятие «образ жизни» не определяется, но в психологической литературе употребляется в сходном [13, 18 и др.] контексте с указанием именно на уникальность индивидуальных образов жизни.
Соответственно требованиям деятельностной методологии к дихотомии описаний психологической феноменологии «субъектный план – проявления активности субъекта» (например: цель – действие, мотив – деятельность, потребности – жизнедеятельность, идея – реализация, значение – знак и т. п.) должна быть построена и дихотомия описания «образ мира – образ жизни», в которой второй член вводится для описания всей совокупности деятельностей (действий), регулируемых образом мира и изменяющих его. Описание индивидуальной субъективной специфики образа мира всегда будет оставаться неполным и спекулятивным без описания детерминирующей их и детерминируемой ими феноменологии жизни (деятельности) субъекта – индивидуального образа жизни в течение конкретного (актуального) периода.
|
Образ жизни – система деятельностей, которые человек актуально реализует как субъект индивидуальной деятельности или в которые «включен» (субъектом которых являются общество, группа) в течение определенного жизненного периода, этапа или цикла (до изменения иерархии мотивов). Структура образа жизни детерминируется и образом мира, и планом реальных взаимодействий и в свою очередь детерминирует развитие образа мира.
Именно с изменением иерархии мотивов связано для личности осознание какого-либо периода жизни как психологического прошлого (если иерархия уже изменилась) или психологического настоящего (если иерархия пока неизменна) независимо от внешнего событийного ряда.
В структуре образа жизни выделяются следующие три уровня активности (табл. 2):
Таблица 2: Структура образа жизни [20]
На уровне внутренней деятельности представления пространство и время субъективно изменяются и даже инверсируются: я могу думать за секунды о событиях, происходящих часами и годами, произвольно изменять временной порядок событий и расположение предметов, их размеры, структуру и другие свойства.
На уровне коммуникации пространство и время становятся конвенциальными (согласованными с другими): чтобы встретиться, мы должны согласовать и время, и место; чтобы понимать друг друга или совместно действовать, мы должны синхронизировать наши ритмы [13].
На уровне практической деятельности ритмы и свойства реальных предметов становятся решающими: чтобы действовать практически, я должен соотнести свое время, свои психические процессы, свои эффекторы (тело и инструментарий) с «сопротивлением реальности», со свойствами предметной реальности.
|
На ранних этапах развития общества образ жизни целых сообществ был профессионально специфичным. Например, охотничьи племена продвигались по маршрутам миграции дичи, скотоводческие – по маршрутам выпаса скота. Даже жилища (юрты, яранги и пр.) были специально приспособлены для таких постоянных переездов. Весь общественный уклад, распределение обязанностей, иерархия отношений во многом были детерминированы требованиями основной профессиональной деятельности. Соответственно складывался и детерминируемый образом жизни образ мира, который, в свою очередь, начинал влиять на образ жизни. Вся космогония, представление о мире, о календарных циклах, злых и добрых духах неразрывно были связаны с циклами сельскохозяйственной, охотничьей или скотоводческой деятельности.
Сегодня существует множество профессий (геологи; моряки; рыбаки; летчики; космонавты; машинисты поездов дальнего следования; проводники; военнослужащие; специалисты, работающие вахтовым методом и др.), освоение которых требует освоения не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и особого профессионального образа жизни. Результаты наших работ и работ наших сотрудников по описанию психологического содержания труда инспекторов рыбоохраны [6], специалистов, работающих в режиме сменного графика [8], старателей [7], военнослужащих, учителей, преподавателей и экономистов [20], бухгалтеров [25] и геологов [29] свидетельствуют о том, что одним из основных условий освоения вышеприведенных профессий является именно освоение (для каждого специалиста – формирование) профессионального образа жизни. То есть в профессии чаще остаются и долго работают те, кто не только хорошо обучался в учреждениях среднего или высшего профессионального образования, но и успешно освоил и принял специфичный профессиональный образ жизни. Таким образом, прогноз успешности процесса профессионализации должен основываться не только на результатах профессионального обучения, но и на готовности и возможности оптанта осваивать профессионально специфичный образ жизни.
Может возникнуть впечатление, что особый профессиональный образ жизни необходим лишь для определенной, хотя и большой группы профессионалов. Однако исследования наших сотрудников [17, 20, 25], показывают, что и учителя, и преподаватели вузов, бухгалтера, экономисты, и психологи с возрастанием стажа работы все более начинают вести особый профессионально специфичный образ жизни, обладающий четко выраженными характеристиками. Чем больше стаж профессиональной деятельности, тем более сходными по группе являются и ценностные ориентации, и семантические оценки, и поведенческие проявления. Обобщая результаты вышеприведенных работ, можно сказать, что все сформировавшееся профессионалы ведут особый профессионально специфичный образ жизни, осваиваемый в процессе профессионализации.
|
Выделенные ниже четырнадцать параметров описания профессионального образа жизни [23] особенно ярко проявляются в вышеперечисленных профессиях, но присущи в той или иной мере большинству профессионалов (табл. 3).
Таблица 3: Особенности образа жизни профессионалов
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!