Тема 4. Деловое общение в рабочей группе — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 4. Деловое общение в рабочей группе

2017-08-11 1240
Тема 4. Деловое общение в рабочей группе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. Ответьте на вопросы

1. Охарактеризуйте рабочую группу как социально-психологическую общность людей.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выделите факторы формирования рабочей группы. Объясните суть профессиональной зрелости рабочей группы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что такое морально-психологический климат коллектива? Какую направленность имеет групповая сплоченность?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Охарактеризуйте неформальную структуру рабочей группы, раскройте особенности её формирования.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В чем заключается проблема лидерства? Дайте характеристику основным типам лидерства.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 5. СТИЛЬ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ РУКОВОДСТВА

I. Заполните таблицу – Характерные черты классических стилей руководства

Критерий Авторитарный Демократический Нейтральный (попустительский)
1. Постановка целей      
2. Распределение заданий      
3. Оценка работы      
4. Трудовая атмосфера      
5. Групповая сплоченность      
6. Интерес к выполненным заданиям      
7. Интенсивность (качество работы)      
8. Готовность к работе      
9. Мотивация труда.      

 

II. Дайте определения понятиям

управление __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

руководство _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

лидерство ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

III. Проанализируйте возможные плюсы и минусы коллегиального принятия решения

+ (плюсы) – (минусы)
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

IV. Сформулируйте свой «кодекс» этичных взаимоотношений руководителя и подчиненного

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 6. КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

 

I. Ответьте на вопросы

1. Поясните, почему вопрос о возникновении конфликтов является одним из самых сложных в социально-психологической проблематике их изучения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Конфликт по существу своему – дисфункция, аномалия или норма отношений, неизбежное явление? Любой ответ поясните.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Прокомментируйте мнение, что конфликты возникают не столько в силу действия объективных обстоятельств, сколько образа их восприятия, осознания, оценки, отношения к ним.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какова роль субъективных факторов в возникновении конфликта?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Конфликтной называют личность, которая является инициатором конфликтов, причем негативных (деструктивных). А кто такой «бесконфликтный» человек?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Поскольку конфликты неизбежны во взаимодействии людей, поясните, в чем выражаются позитивные функции конфликта и его деструктивные проявления.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

II. Тест для самоконтроля

1. Можно ли согласиться со следующим определением конфликта?

Конфликт – это вид межличностного или межгруппового взаимодействия, в основе которого лежат объективно противоречивые цели, интересы, мнения участников.

а) да; б) нет.

 

2. Выделите общее в понимании сущности конфликта:

а) наличие противоречий, принимающих форму разногласий;

б) отсутствие согласия и разнообразные мнения по определенным вопросам;

в) нарушение нормального взаимодействия людей;

г) препятствия к достижению поставленных целей.

 

3. Отметьте объективные и субъективные причины конфликтов:

а) неполная или искаженная информация;

б) несовпадение представлений и ценностей личности, недостаток общей культуры;

в) нарушение структуры отношений;

г) нечеткое распределение обязанностей;

д) эмоциональность отношений и неудовлетворенность отношениями с другими;

е) различия в поведении партнеров;

ж) психологическая несовместимость;

з) неадекватная самооценка;

и) излишняя принципиальность, прямолинейность и критичность.

Объективные причины:________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Субъективные:_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. В структуру конфликта входят (укажите правильные ответы):

а) объект – ценность, по поводу которой возникает конфликт;

б) цели сторон, которые они считают для себя привлекательными;

в) субъективные мотивы участников, обусловленные их интересами;

г) оппоненты – конкретные лица или группы людей, участвующие в конфликте;

д) методы и средства, используемые участниками для достижения целей;

е) способы разрешения конфликта;

ж) социальная среда – ближайшее или дальнее окружение, поддерживающее участников конфликта;

з) пространственные и временные границы;

и) динамика конфликта.

 

5. Допишите названия стадий динамики конфликта:

а) накопление и обострение противоречий – ______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________;

б) действия одной из сторон по достижению своих целей в ущерб другой стороне – ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________;

в) прямые или косвенные действия по блокированию целей оппонента – стадия конфликтного поведения;

г) частичное или полное разрешение конфликта – _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________;

д) ликвидация напряженности и нормализация отношений между сторонами –

________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

6. Существует пять основных типов конфликтов. Допишите название каждого из них:

а) конфликт между психологическими факторами внутреннего мира личности, кажущимися или являющимися несовместимыми – ________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________;

б) конфликт между руководителем и подчиненным по поводу отношения к работе – ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________;

в) отступление личности от принятых в группе норм и правил – _____________

________________________________________________________________________________________________________________________________________;

г) несовместимость целей в борьбе за ограниченные ресурсы в условиях возникновения или существования реальной конкуренции называется __________

________________________________________________________________________________________________________________________________________;

д) предельное обострение социальных противоречий и столкновение интересов различных социальных общностей вызывает _____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

7. Соотнесите понятия:

 
 

1 Конфликты, способствующие а) деструктивные

принятию обоснованных решений (дисфункциональные)

и развитию взаимоотношений, – это…

 

 
 

2 Конфликты, препятствующие б) конструктивные

эффективному взаимодействию (функциональные)

и принятию решений, – это…

 

 

8. Назовите понятия, определяющие характер конфликта:

а) конфликт, вызванный неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым распределением каких-либо преимуществ и направленный на достижение конкретного результата, носит название _____________

________________________________________________________________________________________________________________________________________;

б) конфликт как самоцель, без достижения конкретного результата, открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, враждебности – это _______

________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

9. Существует несколько точек зрения на оценку функций конфликта в обществе (выберите единственно правильный ответ):

а) с обыденной точки зрения конфликт – явление нежелательное;

б) конфликт – не только негативное социальное явление, но также еще и позитивное;

в) конфликт – это не отклонение от нормы, а норма социальных отношений, нормальное состояние общества.

 

10. Предупреждению и сдерживанию конфликтов способствуют (выберите правильные ответы):

а) кадровая политика: подбор и расстановка кадров с учетом их качеств;

б) авторитет руководителя, его личностные качества и профессиональная компетентность;

в) объективная оценка и дифференцированное стимулирование труда работников;

г) укрепление неформальных отношений в коллективе;

д) социально-профессиональное обучение работников и содействие развитию их возможностей и способностей;

е) поддержание стабильного состава коллектива;

ж) избавление от нерадивых и неугодных работников;

з) завышенная оценка работника как проявление симпатии к нему;

и) ротация кадрового состава руководителей;

к) авторитарный (директивный) и либеральный стиль руководства.

 

11. Выбор конкретных способов и методов преодоления конфликтов зависит от:

а) источника и причин их возникновения;

б) динамики развития;

в) психологического состояния конфликтующих сторон;

г) контрмер оппонентов относительно друг друга и применения или наступательной, агрессивной тактики;

д) типа конфликта;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

 

12. Для управления конфликтной ситуацией руководитель должен (выберите правильные ответы):

а) знать источники и причины конфликта;

б) знать психологический механизм действия конфликта;

в) использовать только административные меры воздействия для предотвращения и разрешения конфликта;

г) знать динамику развития конфликта;

д) умело выбирать стратегию и тактику своего поведения;

е) предусматривать развитие конфликта и поведение оппонентов;

ж) не принимать во внимание субъективные интересы и причины конфликта, отстаивая интересы дела;

з) применять только психологические методы воздействия (убеждение, беседы и др.);

и) знать и уметь использовать в разрешении конфликта как положительное поведение (сотрудничество, конкуренцию), так и негативное (приспособление, уклонения);

к) использовать административные методы воздействия, только если психологические и другие методы оказались неэффективными.

 

13. Соотнесите тип конфликтов и методы их разрешения:

  Тип конфликта Методы разрешения
  Информационный конфликт а) поиск объективных критериев оценки интересов; разработка возможно большего числа вариантов решения; разработка решения, соответствующего потребностям всех сторон
  Конфликт интересов б) договоренность о важности и достоверности информации; способах ее сбора, порядке ее оценки и интерпретации
  Конфликт в общении в) установление общепризнаваемых критериев оценки идей и поведения; признание права оппонентов соглашаться или оставаться на своих позициях; не навязывать своего понимания ценностей
  Конфликт системы ценностей г) учет психологической совместимости оппонентов; блокирование негативного поведения; придерживаться совместно выработанных правил взаимодействия
  Организационно-структурный конфликт д) нейтрализация негативного поведения сторон; перераспределение ресурсов; поиск приемлемого и справедливого способа решения конфликта; устранение неравенства в осуществлении власти; устранение причин, тормозящих сотрудничество.

14. Отметьте позитивные (конструктивные) функции конфликта и негативные:

а) коммуникативно-информационная: получение информации о проблемах и противоречиях в группе, обществе;

б) эмоциональное отреагирование («выхлопной клапан» общественных страстей);

в) тенденция к эскалации: расширение в пространстве и во времени;

г) блокирование деятельности и нарушение отношений;

д) стабилизация: возобновление уравновешенных взаимоотношений;

е) инновации: создание новых норм поведения, контроля и институтов для разрешения конфликтов;

ж) угроза интеграции и целостности общества, стабильности властных структур;

з) иногда могут сплотить коллектив против внешнего давления;

и) ведут к ухудшению социально-психологического климата;

к) повышают нервозность людей, приводят к стрессам;

л) отвлекают внимание многих людей от выполнения непосредственных служебных обязанностей;

м) при всех минусах конфликтов они неизбежны, зачастую необходимы;

н) помимо них иногда проблема так и не разрешается.

Позитивные (конструктивные) функции: ________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Негативные функции: _________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Какое выражение является правильным:

1. «Конфликт – это динамическое явление».

2. «Конфликт – явление статическое».

III. Задания и упражнения

1. Какой из вариантов ответа кажется наиболее оправданным с точки зрения психологии? Выберите свой вариант и аргументируйте ответ.

Межличностные конфликты в коллективе:

а) всегда вредны;

б) вполне естественны, поэтому их нельзя оценивать по критерию «вредны» или «не вредны»;

в) конфликты иногда полезны, если происходят на принципиальной почве.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Выберите свой вариант и аргументируйте ответ. Для разрешения конфликтной ситуации полезно:

а) промолчать и не идти на конфликт;

б) выяснить скрытые и явные причины конфликта, интересы обеих сторон;

в) искать решения, учитывающие нужды всех участников конфликта;

г) критически оценивать соперника;

д) отстаивать свою точку зрения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 7. СТРЕССЫ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ
В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

 

I. Тест для самоконтроля

1. Состояние психического напряжения, обусловленное выполнением деятельности в особо сложных условиях, – это:

а) срыв;

б) депрессия;

в) стресс;

г) нервное перенапряжение.

 

2. Понятие стресса и характеристику его ввел в психологию:

а) Уолтер Кеннон;

б) Карл Ланге;

в) Ганс Селье;

г) Уильям Джеймс.

 

3. К каким признакам стресса относятся депрессия, импульсивное поведение, раздражительность, плохое настроение, отдаление от других людей:

а) физическим;

б) поведенческим;

в) мыслительным;

г) эмоциональным.

 

4. Стресс связан:

а) с прогрессирующем истощением организма;

б) с неожиданной и острой ситуацией;

в) со способностью каждого идти на риск;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

 

5. Ваша склонность к стрессу. Подчеркните номера вопросов, на которые вы ответили бы утвердительно.

1. Часто ли вам хочется плакать?

2. Грызете ли вы ногти, притопываете ли ногой, крутите ли волосы?

3. Вы нерешительны?

4. Ощущаете ли вы, что вам не с кем поговорить?

5. Часто ли вы раздражаетесь и замыкаетесь в себе?

6. Едите ли вы, когда не испытываете голода?

7. Возникает ли у вас ощущение, что не можете справиться с чем-то?

8. Возникает ли у вас чувство, что вы вот-вот взорветесь, часто ли вы впадаете в бешенство?

9. Пьете ли вы или курите, чтобы успокоиться?

10. Страдаете ли вы бессонницей?

11. Вы постоянно пребываете в мрачном настроении и с подозрением относитесь к намерениям окружающих?

12. Вы водите машину на больших скоростях и часто рискуете?

13. Вы утратили интерес к половой жизни?

 

6. Стресс представляет (выберите правильные ответы):

а) неспецифическую приспособительную реакцию на воздействие экстремального фактора;

б) срочную мобилизацию защитных сил организма для правильной реакции на непосредственную трудность или поиск приемлемого способа ее преодоления;

в) эмоциональное напряжение, исчезающее после прекращения действия стрессора.

 

7. Согласны ли вы с утверждением, что стресс является своеобразной защитной реакцией организма, которая мобилизует внутренние резервы в ответ на действие сильных внешних влияний.

а) согласен;

б) не согласен.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Дайте краткую характеристику фаз развития стресса:

а) фаза тревоги: ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

б) фаза стабилизации: _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

в) фаза истощения: исчерпание функциональных резервов организма приводит к гибели организма. При достаточных адаптационных ресурсах организма истощение может не наступить.

 

9. Выберите правильные ответы.

Чтобы справиться со стрессовой ситуацией, необходимо:

а) знать свои сильные стороны, преимущества своего характера;

б) стремиться получить поощрение, принимая условия деятельности в группе;

в) понять поведение и состояние других, мотивы их действий;

г) найти баланс между предполагаемыми требованиями обстановки и своими предполагаемыми способностями их удовлетворить;

д) использовать брань и агрессивные физические действия; слезы;

е) принимать конфликт как неизбежность, приводящую к стрессу;

ж) решить все проблемы с помощью успокоительных средств и/или алкоголя;

з) знать и уметь оказать себе первую помощь в острой стрессовой ситуации;

и) применить/использовать приемы аутотренинга;

к) выплеснуть свои отрицательные эмоции на подчиненных, близких или беззащитных окружающих.

 

10. Поиски путей оправдания обидчика методами «зато», «могло быть и хуже» и методом «виноград еще зелен» относятся к:

а) логическим приемам успокоения;

б) приемам устранения конфликта;

в) отвлекающим приемам;

г) приемам успокоительных средств.

 

11. К последствиям стресса могут относиться:

а) субъективные эффекты: усталость, апатия;

б) поведенческие: суетливость, злоупотребление алкоголем;

в) физиологические: повышение кровяного давления, сердцебиение;

г) проблемы со здоровьем: головные боли, обострение болезней и недомогание;

д) организационные проблемы: прогулы, нелады с коллегами;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

 

12. Когда у работника нет внутренних ресурсов для достижения того уровня успеха профессиональной деятельности, на который он рассчитывает, то налицо:

а) стресс конкуренции;

б) стресс достижения;

в) стресс успеха;

г) информационный стресс.

 

13. Если после достижения значимого результата у человека наступает состояние «обессмысливания» того, что осуществлено, то у человека:

а) эмоциональный стресс;

б) стресс достижения;

в) стресс успеха;

г) информационный стресс.

 

14. Какую причину профессионального стресса называет В.В. Маяковский в стихотворении «Прозаседавшиеся»?

а) плохую организацию деятельности;

б) недостаток сотрудников;

в) неудобный режим рабочего времени;

г) заорганизованность, формализм и заседательство;

д) нечеткие ролевые обязанности.

 

15. Допишите определение понятий:

1. Сильные реакции организма как благоприятные, так и неблагоприятные под воздействием раздражителей называются ________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Значительное по силе и продолжительности экстремальное воздействие, вызывающее стресс, – это ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Напряженное состояние работника, возникающее у него под воздействием эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью, называется _____________________

____________________________________________________________ стрессом.

4. Совокупность методов, приемов, позволяющих человеку предотвратить негативное воздействие стрессоров либо свести это воздействие к минимуму, составляет сущность ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. ________________________________________ – это способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках.

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.187 с.