Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-07-25 | 264 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Австрийский анатом Ф. Галль (1758 – 1829) высказал гипотезу о размещении различных способностей в определённых участках мозга и влиянии этого размещения на форму и характер развития черепа. «Френология» Галля пользовалась широкой популярностью, пока не была опровергнута экспериментами П. Флуранса, доказавшими, что головной мозг – целостный субстрат основных психических функций. Впрочем, подтвердилось предположения Галля о том, что «умственные силы» локализованы в извилинах коры.
Ф. Гальтон первым заговорил о генетических предпосылках способностей. Он разработал метод близнецов для выявления соотношения между наследственностью и влиянием внешних условий в развитии способностей. Гальтон предположил существование корреляции между физическими и психическими способностями.
В. Штерн, предложивший разделение способностей на предрасположенности и задатки, внёс свой вклад в развитие психотехники, задача которой заключалась в разработке основ профотбора и профконсультации. теоретическое оформление психотехника получила в работах Г. Мюнстерберга, посвящённых анализу закономерностей формирования навыка, тренировке психических функций в процессе труда, исследованию способов преодоления утомления.
В. Штерну также принадлежит заслуга разработки коэффициента интеллектуальности как частного от деления умственного возраста (по Бине) на хронологический, умноженного на 100. В настоящее время шкала Стэнфорд – Бине, по которой определяется коэффициент интеллектуальности, претерпела несколько редакций и не утрачивает своей популярности во всём мире. По этой шкале проверяются на валидность вновь создаваемые интеллектуальные тесты. Хотя, конечно, она не лишена недостатков.
|
Шкала Бине – Симона, на основе которой возникла шкала Стэнфорд – Бине, была создана для исследования мышления детей методом тестирования. Авторами методики было введено понятие базового умственного возраста. Этот возраст мог быть увеличен в зависимости от того, сколько заданий для более старшей возрастной группы мог выполнить ребёнок: за каждое ему прибавлялось определённое количество месяцев. Несовпадение умственного и хронологического возрастов интерпретировалось как одарённость или умственная отсталость.
В истории изучения способностей особая роль принадлежит методу факторного анализа, позволившему выявить как три основных типа способностей (вербальный, нумерический и пространственный интеллект), так и «генеральный фактор», показывающий положительную корреляцию между тестами на различные способности у одного индивида.
Развитие способностей
Важно понимать, что вопрос о развитии способностей носит общественный характер. Культурно-исторический подход, как было показано выше, вскрывает непосредственную зависимость необходимости развития способности от наличия общественной потребности.
Вопрос о том, можно ли и нужно ли развивать способности, решается, как мы могли убедиться, в зависимости от интерпретации самого этого понятия.
Отрицательный ответ предполагает истолкование способностей как проявления врождённых задатков. Положительный ответ очевиден при рассмотрении способностей по типу построения высшей психической функции (по Выготскому).
Практика показала, что с помощью применения ряда приёмов (персонификация материала, работа с чувственной тканью, метод бисоциации Кёстлера, синектический метод Гордона) удавалось до некоторой степени повышать уровень креативности испытуемых. Однако все эти попытки сталкивались с невозможностью создать внутреннюю мотивацию творческой деятельности, которая является необходимым, хотя и не достаточным, условием инсайта.
|
В этой связи заслуживает внимания гештальтистская теория визуального (или перцептивного) мышления Арнхейма. Согласно этой теории, творческое мышление исключительно образно: смысл воплощается в образе и лишь затем может быть осознан, что является принципом создания произведений искусства и литературы. Важно понимать, что речь в этом случае идёт об обобщённом (а не перцептивном) образе-символе, имеющем отношение к процессу творческого воображения как построения «образа мира».
Выводы психологической теории о связи развития специальных способностей, мышления в целом с динамикой личности должны определять разработку практических методов в педагогике.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!