Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-07-01 | 554 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Дерево, земля и глина были единственными стройматериалами. В деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приёмы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, оказавшим позднее влияние на каменное зодчество. Недолговечность дерева ускорило применения камня. (Пожары). Архитектура городов: Новгорода, Пскова, Смоленска, Вологды, Москвы, Минска и так далее сохранилась частично в идее жилых и хозяйственных построек. Были распространены подземные и наземные жилища (XII в.).
В XIV в. – жилища более сложные. Княжие замки – целые комплексы хозяйственных и жилых построек. Вокруг замка – ров, имелся мост, башни. Главное архитектурное сооружение по центру – башня – вяжа. (Срубы различных типов). Имелась естественная и искусственная дренажная система.
Крепостные сооружения – защита от внешних врагов. Укрепления XI-XIII веков. не имели башен в стенах и только над въездом рубилась проездная башня. Археологические раскопки свидетельствуют о высоком строительном искусстве плотников в IX-XIV вв.
Каменное зодчество.
Основано изначально на реконструкции деревянных построек. Татаро-монгольские нашествия уничтожили почти все памятники деревянного зодчества. Планировочная структура городов включала первоначальное поселение, вокруг него формировался окольный город, окружённый деревоземельным укреплением.
Основные постройки X-XI вв. – храм Успения Богородицы (каменный) – в 3 кирпича, розовый известковый раствор (византийские мастера), Золотые ворота (Киев), Софийский Собор (крестово-купольный храм), Спасо-Преображенский Собор в Чернигове.
Архитектура древнерусского государства.
На основных водных путях возникают многочисленные русские города, укрепляемые деревянными стенами и тыном, земляными валами, естественными или искусственными водоёмами; основываются монастыри. Строятся жилые дома и княжеские палаты – деревянные. Дерево используется для мощения дорог. Первые каменные храмы – собор Софии в Киеве (1037), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036), собор святой Софии в Новгороде (1045-1052). Лидировали в архитектуре 3 региона: северо-запад (Новгород, Псков), юго-запад (Приднепровье, Рязань, Галицко-Волынская земли), северо-восток (Владимир – Суздаль).
Тип храма развивался на основные крестово-купольной системы Византии с 5 или 3 нефами с куполами на парусах. Основной крест перекрывался цилиндрическими сводами, боковые ячейки - цилиндрическими, сферическими (реже сомкнутыми) с выступающими подпружными арками. Система арок представляла собой систему Взаимного погашения усилий, столбы, поддерживающие арки, в плане крестообразного сечения. На стенах делались пилястры, усиливающие место опирания арок. С востока располагались полукруглые объёмы апсид, а с 3-х сторон – более низкие открытые галереи. Смешанная кладка из плинфы и камня на цеменочном растворе (Византийская кладка – ряд камень, 2-3 ряда кирпич). Позже кирпич не применяется.
В XII-XIII веках размеры зданий уменьшаются, преобладает трёхнефный, 1 куполом на высоком световом барабане. Структура храмов упрощается: уменьшаются размеры галерей-хор, исчезают внешние галереи и 2-х этажный западный притвор, вместо них делаются 1-этажные притворы со стороны входов с западной, южной, северной сторон – церковь Михаила Архангела в Смоленске. Единство опор и системы подпружных арок сохраняется во Владимиро-Суздальских храмах. В Новгороде и Пскове крестообразные столбы заменяются квадратными или круглыми.
Развитие получает система сводов и закомар фасадов. Боковые пролёты трёхнефных храмов перекрываются половинками цилиндрических сводов, которые с цилиндрическим сводом главного нефа составляют трёхлопастное завершение.
Пятницкая церковь в Чернигове (вторая половина XII в.).
Древнерусское искусство.
Софийский собор в Киеве – пятинефный крестово-купольный храм с галереями. Сочетание светского и духовного в убранстве. Фрески. Сложная объёмно-пространственная форма. Символ мощи государства. Много изменялся. Особенности: уступчатое повышение коробовых сводов, разгрузочные полуарки. Наружи, поверх сводов покрывалась свинцовыми листами.
Софийский собор в Новгороде – единый объём, каменная и смешанная кладка. «Схема упрощена». 5 глав, вместо трёхпролётной арки (Киев) – двухпролётная аркада. Интерьер проще.
Десятинная церковь в Киеве – в 1240 году разрушен. трёхнефная шестистолпная крестово-купольная постройка с галереями и развитой западной частью. Кладка скрыта. Богатое убранство, керамика, мрамор.
Спасский собор в Чернигове – прямоугольник, расчленённый столпами на 3 нефа, завершённые апсидами, с запада – нартекс с лестничной башней. Нет галерей. Клака – камень + кирпич. Средний неф завершался куполом. Мраморные колонны.
Пятницкая церковь в Чернигове – (Пётр Милонеч). Четырёхстопный одноглавый храм с центрической композицией. Высота в 2 раза больше ширины. 3-х лопастная закомара – впервые. Вертикальная композиция.
Церковь Михаила Архангела в Смоленске – (1191-1194 годы) – центрическая композиция, полуцилиндрические своды, трёхлопастное завершение стен. Ступенчатая центрическая композиция. Динамика криволинейных форм. Ритм окон и ниш. Собор Ефросиньского монастыря в Полоцке.
Дворцовый комплекс в Боголюбово – (1158-1169 годы). Укреплённый замок на берегу Клязьмы. Окружен башнями, стенами – крепость.
Покрова на Нерли (1165) – небольшой храм с 4-мя крестообразными столбами в устье реки Нерли. Стоит на искусственной насыпи. Облицован известняковыми плитами. Ритм колончатого пояса. Тектоника стены. Библейские сюжеты.
Дмитриевский собор во Владимире (11194-1197 годы). Похож на Нерли. На западном фасаде 2 лестничные башни соединены с хоромами князя. 600 резных камней. Зрительное восприятие кладки. Плоскостной строчный вид резьбы. В начале XIX века башни уничтожены. Христианство и язычество.
Георгиевский храм в Юрьеве-Польском (1230-1234 годы) – заключительный аккорд «белокаменной симфонии» (похож на Нерли) Крестообразное, уступчатое строение, 2 ряда закомар. В XI веке верх собора обрушился, собирал наугад. Восстановлен Ворониным и Вагнером.
Георгиевская церковь в Ладоге. Кубический объём, живописность. Вместо хоров – приделы. Узкая лестница, лестничная площадка, ведущая в изолированное помещение.
Церковь Спаса на Нередице (1198 год). Компактность, грузноватость. Крупные силуэты, лаконичность. Сокращённая внутренность пространства. Треугольное расположение окон, нет хоров, мощная глава. Роспись почти вся уничтожена в Великую Отечественную войну. Горизонтальное членением стен и вертикальность изображений.
Церковь Спаса на Ильине улице (1377 год). Новгородское влияние, торжественность. Посводное покрытие. Рельефность стен. Живописные детали и лаконичность образа.
Церковь Петра и Павла (середина XII века). Центричность, нарядность. Полуколонн. Аркатурный пояс. Купол (карниз с керамическими вставками).
Церковь Василия с Горки (1413 год). Церковь на подвалах, куполообразный объём. Стройная глава, геометрически четкий. Свободная композиция. Акустические свойства (четыре ряда голосников). Звонницы. Простота.
Московский Кремль – комплекс церквей и соборов. В 1339 году обносится стеной. Сначала дерево, потом камень.
Успенский собор в Звенигороде (1398 год). Четырёхстолпный одноглавый трёхапсидный храм с хорами. Архитектоника (устойчивость и органичность. Внешнее членение стены не соответствует внутренним стенам. Стена теряет вес, соответственно вертикальность.
Троице-Сергиев монастырь. Троицкий собор – канонический тип, усыпальница Сергия Радонежского. Мемориальность, монументальность, мощный цоколь. Горизонтальность. Иконопись А. Рублёва (тяжелая архитектура).
Спасский собор Андроникова - монастырь (середина XIV века). Прогрессивность. Четырёхстолпный храм с пониженными угловыми ячейками. Динамическая, эмоциональная композиция. Нарастание объёмов. Предшествие шатровым храмам. Отход от Византии.
Собор Софии в Киеве (1037) – 5 нефов, гульбища, похож на Византийские храмы. Многообъёмный, ярусный, динамичный – нет прототипов даже в Византии. Ступенчатость (пилястры и закомары).
Собор святой Софии в Новгороде (1045-1052 годы) – отличается от Киевского большей массивностью, строгостью, лаконизмом, 5 нефов, 5 куполов, шестой купол над лестницей на хоры вносит асимметрию. С увеличение на фасадах пилястр, прясла (участки стен между пилястрами) полностью освобождены от неконструктивных деталей, лишь верх барабанов украшен арочным поясом – отзвук арочно-сводчатых конструкций.
Новшество – двускатные формы покрытия малых нефов и половинки цилиндрических сводов.
Пятницкая церковь в Чернигове – развитие тектонического типа путём введения новых конструктивных приёмов и изменением объёмно-пространственных структур. Устремлённость ввысь, 3 нефа, 1 купол, ступенчатость закомар, трёхлопастное завершение фасада.
Храм Покрова на Нерли близ Владимира (1165 год) – чёткое разделение пространства с помощью конструкторских элементов, которые связаны с членением фасада. Столбам соответствуют пилястры фасадов. Трёхчастные фасады завершены плавной линией единого ряда закомар.
Дмитриевский собор Владимира (1194-1197 годы) – изменены немного пропорции, обильная резьба фасадов.
Успенский собор Владимира (1158-1160 годы) – сначала 1 купольный, 3-х нефный, позже расширен до 5-ти нефного, пятикупольного.
Дворец в Боголюбов е – 2-х этажный жилой дом (дворец), храм, каменные лестницы и переходы, соединяющие здания.
Московский Кремль – в 1326 году появляется Успенский собор белокаменный, через 3 года неподалёку – церковь-колокольня Иоанна Лествичника, которая была дозорной башней, в 1333 году появляется каменный Архангельский собор. Группа каменных зданий определяет место Соборной площади кремля. Западную часть замкнули постройки великокняжеского двора. В 1339 году обносят дубовыми стенами.
1. Успенский собор
2. Колокольня Ивана Великого
3. Церковь Спаса на Бору
4. Архангельский собор
5. Благовещенский собор
6. Грановитая палата
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!