Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-06-13 | 424 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Показатели интеллектуальной готовности | |
Образный компонент | Вербальный компонент |
1. Способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета | 1. Способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные |
2. Зрительная память на образной основе | 2. Слуховая память на речевой основе |
3. Способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении) | 3. Способность обобщать множество единичных понятий при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов |
4. Развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза | 4. Развитие мыслительных операций классификации, анализа |
5. Эвристичность мышления | 5. Критичность мышления |
Такой подход к разработке показателей развития интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению помогает, во-первых, избежать одностороннего перекоса в оценке интеллектуальных возможностей ребенка. Во-вторых, такое сочетание критериев позволяет учесть специфику мышления детей дошкольного возраста, а значит, и самоценность дошкольного детства.
В процессе развития интеллектуальной готовности детей к школьному обучению необходимо иметь в виду следующие методологические положения:
учет целостности, асимметричной гармонии всех форм мышления дошкольников в организации полноценного процесса познания. Понимание его с точки зрения самодвижения, саморазвития ребенка. Это требует внимания педагога не только к содержанию материала, но и к процессу развития понятий, способам и формам организации познавательной деятельности детей;
процесс познания сущности (понятия) имеет два аспекта: логико-дискурсивный - осознаваемый, имеющий вербальную форму, а также интуитивно-иррациональный, связанный с догадками, озарениями, имеющий в основе образные процессы мышления. В связи с этим, понятие - это «процесс и итог осознания и интуитивного чувствования сущности объекта или субъекта, связанный с эмоциональными переживаниями»;
|
понятие имеет содержательно-результативную и процессуальную стороны, отраженные в таких его признаках, как обобщенность, необратимость, свернутость, этапность, системность, рефлексивность. Эти свойства понятия имеют в мышлении дошкольников специфические особенности, связанные с доминированием в них образных и эмоциональных компонентов;
учет эмоционального отношения ребенка к изучаемому материалу, создающего в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес к процессу познания. Важным проявлением познавательного интереса являются вопросы детей, выступающие движущими силами процесса понимания. Поэтому так значима обоснованная и правильная постановка вопросов педагогом, направляющего мысль ребенка на самостоятельный поиск ответов;
методы развития интеллектуальной готовности к школьному обучению опираются на единство образа, слова и действия в деятельности ребенка с использованием знаково-символических средств как связующего звена образного и вербального компонентов мышления. В этом должны быть задействованы различные виды деятельности с опорой на ведущую деятельность и творчество ребенка;
интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает развитие способов познавательной деятельности ребенка. Здесь важно учесть ступени, этапы познания. Последовательность или этапность развития понятий дошкольников может быть различной. Это зависит от содержания изучаемого материала, индивидуальных особенностей ребенка, уровня овладения понятием.
Данные положения, основанные на принципах развивающего обучения, способствуют реализации преемственности дошкольного и начального образования, основой которой являются следующие направления развития ребенка 3-10 лет:
|
Психические новообразования: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность, воображение, познавательная активность, понимание и оперирование знаково-символическими средствами.
Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей, взаимодействие с окружающим миром.
Деятельностное развитие: приоритет ведущей деятельности с опорой на творчество.
Готовность к дальнейшему образованию, к изучению учебных предметов.
Реализация данных направлений даст необходимый результат только в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому внутреннему миру человека, к его мироощущению, мировосприятию, мировидению (Гранатов Г.Г. Метод дополнительности в развитии понятии (педагогика и психология мышления) - Магнитогорск, 2000.).
Такое образование содержит деятельностный фундамент, опирается на принципы «психологической педагогики», имеет диалогический, размышляющий, понимающий, сопереживающий характер. Во многом это определяется личностью педагога, степенью его педагогического мастерства, уровнем педагогической рефлексии, глубиной профессионально-педагогического мышления.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем наблюдается разрыв в программах обучения и воспитания в детском саду и в школе, а также методах и формах организации педагогического процесса?
2. В чем заключается суть развивающего обучения?
3. Каковы требования начальной школы к выпускнику ДОУ?
4. Какие специфические умения должны быть сформированы у выпускника ДОУ?
5. Дать определение интеллектуальной готовности детей к школе.
6. Перечислить принципы развивающего обучения.
7. Каковы особенности мышления дошкольника?
8. Каковы условия личностно-ориентированного образования?
9. Перечислить методологические положения, в процессе которых происходит развитие интеллектуальной готовности детей к школьному обучению согласно исследованию Г.Г. Гранатова.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!