Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-06-13 | 1199 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Майкл Полани (1891-1976) — британский ученый, специалист в области физической химии и философ науки, выходец из Венгрии. Основным его сочинением по философии науки является работа «Личностное знание. На пути к посткритической философии».
Основной пафос концепции М. Полани состоял в преодолении ложного идеала деперсонифицированного научного знания, ошибочно отождествляемого с его объективностью. Полани считал, что идеал безличной, беспристрастной истины подлежит пересмотру с учетом глубоко личностного характера того акта, посредством которого провозглашается истина. Обсуждая заглавие своей книги «Личностное знание», он отмечал: «Может показаться, что эти два слова противоречат друг другу; ведь подлинное знание считается безличным, всеобщим, объективным. Для меня знание — это активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства».
Концепцию науки М. Полани можно представить в виде последовательности следующих основных тезисов.
Науку делают люди, обладающие мастерством.
Искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику. Оно передается лишь внепосредственном общении с мастером — от учителя к ученику
Люди, делающие науку, не могут быть отделены от произведенного ими знания и заменены другими людьми, которые приобщились к этому знанию только с помощью книг.
В научной деятельности очень важными являются личный опыт, внутренние переживания, внутренняя вера в науку и ее ценность, страстная заинтересованность ученого в поиске научной истины и его личная ответственность.
Личностное знание, по Полани, — это страстный вклад познающего субъекта, интеллектуальная самоотдача, необходимый элемент научного знания. Он убежден в том, что установление истины становится зависимым от ряда наших собственных оснований и критериев, которые не поддаются формальному определению.
|
М. Полани последовательно отстаивает тезис о том, что мастерство познания (навыки и. умения познавательной деятельности) не поддается исчерпывающему описанию и выражению средствами языка, сколь бы развитым и мощным он ни был. Явно выраженное научное знание, которое представлено в научных статьях и учебниках, по мнению Полани, всего лишь некоторая часть знания, находящаяся в фокусе сознания. Другая его часть — это так называемое периферийное (или неявное) знание, постоянно сопровождающее процесс познания. Трактовать неявное, периферийное знание можно по аналогии с «краевым опознаванием» ощущений от находящегося в руке инструмента, без которого процесс деятельности как целенаправленный и осмысленный процесс невозможен. Инструмент здесь играет смысло-порождающую роль.
Лидеры научных школ оказывают влияние на других членов данных школ, показывая образцы деятельности, которым могут подражать другие ученые, нередко даже не осознавая этого. Да и сам процесс подготовки специалиста, работающего в определенной области науки, предполагает усвоение невербализованных образцов научной деятельности. Полани подчеркивал, что в реальной практике научных сообществ ученый постепенно вживается в ту или иную принятую сообществом теорию. В процессе этого вживания важную роль играет авторитет лидеров сообщества и передаваемые ими неявные знания.
Следует заметить, что навыки различны и индивидуальны, несмотря на их схожесть по схеме деятельности. Попытка копирования чужого навыка неизбежно порождает собственный пласт личностного знания.
Основные новации концепции науки М. Полани заключаются в следующем.
Во-первых, в указании на то, что смысл научных положений обусловливается неявным контекстом скрытого знания, «знания как», имеющего инструментальный характер и задаваемого всей телесной организацией человека. Иными словами, смысл научных утверждений неотделим от инструментального знания, которое осталось неартикулированным.
|
Во-вторых, согласно этой концепции, смысл научных утверждений неотделим и от той личной уверенности в истинности, которая вкладывается в про возглашаемое научное суждение.
В-третьих, Полани отметил роль невербализуемых традиций в функционировании и развитии научного знания.
По-новому оценивается Полани роль веры в процессе научного познания. Он указывает, что вера является источником знания. Разум опирается на веру как на свое предельное основание, но всякий раз способен подвергнуть ее сомнению. Появление и существование в науке аксиом и теоретических принципов также уходит своими корнями в нашу веру в то, что мир есть совершенное гармоничное целое, поддающееся нашему познанию.
Однако для науки не менее важен и критический анализ неявно принимаемых учеными идеалов и образцов научной деятельности, особенно в периоды, когда происходит изменение ранее сложившихся идеалов и стандартов объяснения и обоснования знаний. Бесспорной заслугой М. Полани является то, что он обратил внимание на технологии операциональных умений и процессы формирования навыков как знания, которые ускользали из поля зрения философов науки. Он также указал на необходимость создания новой модели роста научного знания, в которой учитывались бы личностно-когнитивные механизмы познавательной деятельности.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!