Глава 11. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ РЫНКА И ПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ. АСИММЕТРИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава 11. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ РЫНКА И ПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ. АСИММЕТРИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

2023-01-16 26
Глава 11. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ РЫНКА И ПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ. АСИММЕТРИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 11. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ РЫНКА И ПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ. АСИММЕТРИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Этой главой мы завершаем изучение раздела микроэкономики. Известно, что, несмотря на принцип «невидимой руки» П. Смита, рынок не может функционировать автоматически на все 100%. На нем встречаются трудности, с которыми, как правило, может справиться только государство. Среди причин их возникновения экономисты называют существование внешних эффектов рынка, необходимость производства общественных товаров, а также асимметричное распределение информации между участниками рыночного хозяйства. Виды и объемы производство общественных благ определяются в государстве политическими методами, путем голосования. Поэтому в данной главе мы также рассмотрим и некоторые вопросы теории общественного выбора.

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ В ЭКОНОМИКЕ

ПОНЯТИЕ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ

Внешние эффекты имеют место, когда производство или потребление товара оказывает непосредственное воздействие на третьих лиц, не участвующих в прС"


цессе купли–продажи этого товара. При этом внешние эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах и представляют собой выгоды и издержки третьих лиц. Внешние эффекты могут быть отрицательными, когда деятельность одной стороны приводит к издержкам другой, и положительными, когда деятельность одной стороны приносит выгоду другой. Классическим примером отрицательных внешних эффектов рынка может быть загрязнение окружающей среды. Например, химический комбинат сбрасывает отходы в расположенное поблизости озеро. Эти отходы загрязняют воду, губят рыбу и птиц, наносят реальный ущерб здоровью людей. У химического комбината нет стимулов для учета внешних дополнительных издержек, которые выражаются в убытках рыбаков, охотников, снижении качества жизни других людей, так как они не учитываются в рыночной цене продукции данного комбината. В результате предприятия, загрязняющие окружающую среду, выпускают чрезмерное количество продукции (больше, чем это нужно обществу). В качестве отрицательного внешнего эффекта рынка можно назвать и увеличение количества безработных в результате внедрения научных достижений в производственный процесс. Положительный внешний эффект возникает, например, когда фермер строит оросительную систему на своем участке, что приводит к улучшению качества почвы на территории, прилегающей к его ферме. Этим бесплатно пользуется фермер–сосед, увеличивая свое благосостояние. Или, например, незащищенные научно–исследовательские и опытно–конструкторские работы, результатами которых могут пользоваться третьи лица, и т. д.

Как мы уже говорили, внешние эффекты не отражаются в рыночных ценах, поэтому они могут стать причиной неэффективности. Посмотрим, как же это происходит.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ

ВНЕШНИХ

ЭФФЕКТОВ

Для иллюстрации воздействия внешних эффектов рассмотрим деятельность всех химических комбинатов, сбрасывающих отходы в близлежащие водоемы, в условиях совершенно конкурентного рынка. Предположим, что комбинаты используют фиксированное количество факторов производства, т. е. объем выбросов может быть сокращен только за счет снижения объема производства продукции.

На рис. 11.1 кривая D – кривая спроса на продукцию химических комбинатов. С помощью ее измеряется предельная выгода потребителей, т. е. она совпадает с кривой предельного дохода. МС – кривая предельных издержек, которая представляет собой кривую иред–


 

 


200


Раздел II. Микроэкономика


Глава 11. Внешние эффекты рынка и производство общественных товаров 201


 


 

ложения отрасли. Отраслевой выпуск продукции определяется точкой пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. Рыночная цена при этом будет равна

Рис. 11.1. Экономическая неэффективность при существовании отрицательных внешних эффектов рынка

Внешние дополнительные издержки рыбаков, охотников и других лиц показываются на кривой предельных внешних издержек ( ME С), которая имеет наклон вверх для большинства отрицательных внешних эффектов, так как по мере того, как фирмы производят дополнительный объем продукции, в окружающую среду сбрасываются дополнительные отходы, поэтому предельные внешние издержки увеличиваются.

Кривая MSC представляет собой предельные общественные издержки, которые равны сумме предельных издержек (МС) и предельных внешних издержек (МЕС), т. е. MSC = МС + МЕС. Эффективный для общества объем производства находится на пересечении кривой предельных общественных издержек ( MSC ) и кривой предельного дохода. При этом продукция будет продаваться по более высокой цене , Мы видим, что объем производства отрасли больше эффективного объема производства , т. е. экономическая неэффективность проявляется как избыточное производство, вызывающее слишком большой сброс отходов. Отмечается и чрезмерное количество ресурсов, используемых химкомбинатами при производстве именно этого товара. Причиной неэффективности является неправильное ценообразование. Рыночная цена (. ) слишком низка, она отражает только частные предельные издержки фирм, а эффективной ценой будет цена  , которая отражает предельные общественные издержки, включающие, как мы уже знаем, и предельные внешние издержки. Положительные внешние эффекты, наоборот, могут привести к слишком малому объему производства и завышенным ценам.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

ПОНЯТИЕ ЧАСТНЫХ

И ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ

Большая часть производимых в обществе товаров представляет собой частные блага, т. е. предназначенные для личного по–


требления. Товар называется частным, если, будучи потребленным одним лицом, он не может быть одновременно потребленным другими лицами. Например, одежда: когда ту или иную одежду (предмет гардероба) носит один человек, то в это же самое время никто другой носить ее уже не может. Но существуют еще и другие блага, которые мы можем потреблять одновременно, причем независимо от того, платим мы за это или нет. Товар называется общественным, если, будучи потребленным одним лицом, он при этом доступен для потребления другими. Примерами общественных товаров могут быть чистый воздух, маяк на берегу моря, национальная оборона, охрана общественного порядка. Общественные блага имеют свои особенности, а именно:

1) они являются неделимыми, т. е. состоят из настолько крупных единиц, что не могут быть проданы индивидуальным покупателям;

2) они неисключаемы, т. е. никто из людей не может быть исключен из сферы их потребления. Частное благо – исключаемо: например, при продаже холодильника одному человеку исключается возможность купить его другим;

3) предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю. Например, когда маяк построен и введен в эксплуатацию, дополнительное судно, пользующееся светом маяка, ничего не добавит к издержкам маяка.

ПРОБЛЕМА ФРИРАЙДЕРА

Значительная часть общественных благ не производится частными производителями из–за существования проблемы «безбилетника», или «фри–райдера» ( free – rider problem ) – проблема бесплатного пользования благами. Люди действуют как пассажиры – «зайцы», которые понимают ценность проезда, но не хотят платить за него. Поэтому общественные блага не производятся в достаточном количестве частными фирмами. Свет маяка виден всем, и если владелец судна не заплатит за него, то капитану все равно нельзя запретить пользоваться сигналами маяка. Поэтому у частных фирм нет стимулов заниматься строительством маяка, так как его все равно Никто не купит. Ведь выгода, приходящаяся на долю каждого судовладельца, не может окупить издержек на строительство маяка. Но если каждый будет ждать, что заплатит другой, то ни маяка, ни должного уровня национальной обороны и охраны общественного порядка не будет. Для разрешения проблемы фрирайдера необходимо, чтобы государство обеспечивало производство общественных товаров за счет принудительных взысканий в форме налогов.


 

204

Раздел II. Микроэкономика

КВАЗИОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ

Не все блага, производимые под контролем государства, являются общественными. К ним можно применить принцип исключаемое™: улицы, автомагистрали, библиотеки, музеи, медицинское обслуживание, образование. На них можно устанавливать цены и тогда частные производители способны обеспечить ими потребителей через рыночную систему. Однако рынок недостаточно выделяет денег на их производство, так как имеют место быть значительные внешние эффекты. Тогда государство берет на себя часть их финансирования и производства. Эти товары называются квазиоб' щественными. Например, обучение в средней школе не является общественным товаром, поскольку при обеспечении образования ДЛЯ


Глава 11. Внешние эффекты рынка и производство общественных товаров 205

дополнительного школьника предельные издержки повышаются и, как следствие, остальным ученикам уделяется меньше внимания. В то же время мы знаем, что обучение может быть как платным, так и бесплатным. Введение платы за обучение может исключить возможность некоторых детей получить образование в этой школе.

Виды и объемы производства общественных благ определяются в государстве путем голосования, поэтому теперь мы переходим к рассмотрению теории общественного выбора.

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА

 

Общественный товар

Избиратели

I II III
Национальная оборона 1 3 2
Туннель 2 1 3
Плотина 3 2 1

Проанализируем результаты голосования.

1. На первом этапе избиратели голосуют либо за национальную оборону, либо за строительство туннеля. Тогда первый избиратель будет голосовать за национальную оборону, так как у него она стоит на первом месте, а строительство туннеля – на втором. Второй избиратель будет голосовать за строительство туннеля, так как он у него стоит на первом месте, а национальная оборона – на третьем. Третий избиратель будет голосовать за национальную оборону, так как она у него стоит на втором месте, а строительство туннеля – на третьем. Результатом первого этапа голосования будет: двое против одного голосуют за национальную оборону, т. е. вопросы национальной обороны более приоритетны, чем необходимость строительства туннеля.

2. На втором этапе избиратели голосуют либо за строительство туннеля, либо за возведение плотины. Мы видим, что первый избиратель будет голосовать за строительство туннеля, так как он у него стоит на втором месте, а возведение плотины – на третьем. Второй избиратель будет голосовать за строительство туннеля, так как его он поставил на первое место, а возведение плотины – на второе. А третий избиратель будет голосовать за возведение плотины, так как она у него стоит на первом месте, а строительство туннеля – только на третьем–


Таким образом, результатом второго этапа голосования будет: двое против одного голосуют за строительство туннеля, т. е. прокладка туннеля необходимее, чем возведение плотины.

Как подсказывает логика, если большинство избирателей предпочитают национальную оборону строительству туннеля, а строительство туннеля – возведению плотины, следовательно, вопросы национальной обороны важнее возведения плотины.

3. Посмотрим, каков же будет результат третьего этапа голосования, когда избиратели будут голосовать либо за национальную оборону, либо за возведение плотины. Первый избиратель будет голосовать за национальную оборону, так как он ее поставил на первое место, а возведение плотины – на третье. Второй избиратель будет голосовать за возведение плотины (она у него стоит на втором месте, а национальная оборона – на третьем). Третий избиратель будет голосовать тоже за возведение плотины, так как ее он поставил на первое место, а национальную оборону – только на второе. Мы видим, что большинство избирателей предпочитают возведение плотины проблемам национальной обороны, что противоречит логике.

Итак, выбор путем большинства голосов может привести к противоположным результатам, так как отсутствует транзитивность предпочтений. Голосование часто не позволяет сделать согласованный выбор, который бы отражал предпочтения общества. Тогда правительству очень трудно определить «необходимые» обществу общественные товары.

Еще один момент, на котором мы остановимся, это модель среднего избирателя (избирателя–центриста). Она предполагает, что лицо, занимающее промежуточную позицию при принятии решений, становится центральной фигурой, определяющей исход голосования. Допустим, что наши три избирателя проголосовали за строительство туннеля, но у каждого есть свой проект: первый избиратель предлагает построить его за 500 ден. ед., второй – за 700, а третий – за 300 ден. ед. Какое же из этих предложений будет принято? В первом туре голосования участвуют средний по стоимости проект и какой–нибудь другой, например, оцениваемый в 500 и 700 ден. ед. Тогда за 500 ден. ед. будет голосовать первый избиратель и третий (он предлагал построить туннель за 300 ден. ед., поэтому, естественно, будет голосовать хотя бы за сумму в 500 ден. ед.). Во втором туре голосования участвуют опять средний по стоимости проект и оставшийся, т. е. оцениваемый в 500 ден. ед. и 300 ден. ед. За проет в 500 ден. ед. будут голосовать первый и второй избиратели (так как второй голосовал за


 

210

Раздел II. Микроэкономика

проект в 700 ден. ед., поэтому будет «за» хотя бы за проект в 500 ден. ед.). Мы видим, что победит избиратель–центрист. Тенденция следовать среднему избирателю (центристу) зачастую сдерживает принятие крайних решений, что очень важно, но не всегда гарантирует, что решения будут приняты оптимальные.

На протяжении всего курса изучения микроэкономики мы исходили из того, что потребители и производители имеют полную информацию об экономических переменных, относящихся к их выбору. Сейчас мы посмотрим, что происходит, если некоторые участники рынка владеют большим объемом информации, чем другие, т. е. проанализируем случай асимметричного распределения информации.

АСИММЕТРИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ПОНЯТИЕ

АСИММЕТРИЧНОЙ

ИНФОРМАЦИИ

Термин асимметричная информация используется в экономике при описании ситуаций, в которых часть участников делового предприятия обладает важной информацией, в то время как другая часть заинтересованных лиц ею не располагает. Асимметричная информация характерна для многих ситуаций в экономике: как правило, продавцы товара знают гораздо больше о его качестве, чем покупатели; рабочие знают о своих способностях лучше предпринимателей, а управляющие знают о своих способностях лучше, чем собственники предприятий. Теория асимметричной информации может объяснить нам многие правила, действующие в экономике: почему, например, производители холодильников, телевизоров и прочих товаров предлагают гарантии покупателям; почему собственникам предприятий надо наблюдать за поведением управляющих; почему фирмы заключают с работниками контракты, предусматривающие систему стимулирования и пр.

Рассмотрение асимметричной информации мы начнем с ситуации, в которой продавцы имеют более точную информацию о качестве товара, чем покупатели.

Впервые значение асимметричной информации о качестве товаров было проанализировано Джорджем Акерлофом. Рассмотрим неопределенность качества товаров на примере рынков страхования и кредита.


Глава 11. Внешние эффекты рынка и производство общественных товаров 211

СТРАХОВАНИЕ

И АСИММЕТРИЧНАЯ

ИНФОРМАЦИЯ

В повседневной жизни существует очень много факторов риска – риск заболеть, быть ограбленным и т. д. И люди могут защитить себя от последствий подобных событий посредством уменьшения риска путем страхования. Однако рынок страхования также характеризуется асимметричной информацией о качестве. Работу страхового рынка может сделать проблематичной неблагоприятный отбор, возникший вследствие асимметричной информации. Люди, покупающие страховку, знают намного лучше о состоянии своего здоровья, чем страховые компании. Так как именно люди, страдающие какими–либо заболеваниями, в большей степени желают страховаться, то их доля в общем количестве страхующихся возрастает. Это повышает цену страховки, что приводит к тому, что здоровые люди, взвешивая свой риск, предпочитают не страховаться. Тем самым доля страдающих каким–либо заболеванием людей еще больше увеличивается, что опять приводит к повышению цены страховки и т. д. до тех пор, пока на страховом рынке не останется лишь эта категория лиц. Таким образом, когда асимметричная информация приводит к неблагоприятному отбору страхующихся, деятельность страховых компаний становится невыгодной. Поэтому во многих странах люди старше 65 лет сталкиваются с трудностями при медицинском страховании. Подобные ситуации заставляют государство вмешиваться в вопросы медицинского страхования, особенно это касается пожилых людей, нивелируя последствия неблагоприятного отбора.

Асимметричное распределение информации также является причиной того, что страховые компании не могут полностью проконтролировать моральный риск. Эта проблема возникает в том случае, когда после покупки страхового полиса застрахованный по халатности (или сознательно) увеличивает риск причинения ущерба, зная, что убытки покроются за счет страховки. Например, он может оставить незапертой машину на стоянке, если она застрахована от угона или ограбления, или ездит по дорогам без должного внимания, застраховав гражданскую ответственность. За счет асимметричного распределения информации страховые компании не могут полностью контролировать недобросовестность поведения застрахованных людей. В результате моральный риск повышает страховые взносы и приносит прибыль нечестным людям за счет людей аккуратных и порядочных. Поэтому перед заключением договора страхования, например, автомобиля, страховая компания может потребовать установить


 

212

Раздел II. Микроэкономика

противоугонное устройство, а также выяснить, имеется ли у автомобилиста гараж и т. д. От этого зависит и стоимость страховки. Иначе бы рынок страхования не мог бы существовать.

Глава 11. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ РЫНКА И ПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ. АСИММЕТРИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Этой главой мы завершаем изучение раздела микроэкономики. Известно, что, несмотря на принцип «невидимой руки» П. Смита, рынок не может функционировать автоматически на все 100%. На нем встречаются трудности, с которыми, как правило, может справиться только государство. Среди причин их возникновения экономисты называют существование внешних эффектов рынка, необходимость производства общественных товаров, а также асимметричное распределение информации между участниками рыночного хозяйства. Виды и объемы производство общественных благ определяются в государстве политическими методами, путем голосования. Поэтому в данной главе мы также рассмотрим и некоторые вопросы теории общественного выбора.

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ В ЭКОНОМИКЕ

ПОНЯТИЕ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ

Внешние эффекты имеют место, когда производство или потребление товара оказывает непосредственное воздействие на третьих лиц, не участвующих в прС"


цессе купли–продажи этого товара. При этом внешние эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах и представляют собой выгоды и издержки третьих лиц. Внешние эффекты могут быть отрицательными, когда деятельность одной стороны приводит к издержкам другой, и положительными, когда деятельность одной стороны приносит выгоду другой. Классическим примером отрицательных внешних эффектов рынка может быть загрязнение окружающей среды. Например, химический комбинат сбрасывает отходы в расположенное поблизости озеро. Эти отходы загрязняют воду, губят рыбу и птиц, наносят реальный ущерб здоровью людей. У химического комбината нет стимулов для учета внешних дополнительных издержек, которые выражаются в убытках рыбаков, охотников, снижении качества жизни других людей, так как они не учитываются в рыночной цене продукции данного комбината. В результате предприятия, загрязняющие окружающую среду, выпускают чрезмерное количество продукции (больше, чем это нужно обществу). В качестве отрицательного внешнего эффекта рынка можно назвать и увеличение количества безработных в результате внедрения научных достижений в производственный процесс. Положительный внешний эффект возникает, например, когда фермер строит оросительную систему на своем участке, что приводит к улучшению качества почвы на территории, прилегающей к его ферме. Этим бесплатно пользуется фермер–сосед, увеличивая свое благосостояние. Или, например, незащищенные научно–исследовательские и опытно–конструкторские работы, результатами которых могут пользоваться третьи лица, и т. д.

Как мы уже говорили, внешние эффекты не отражаются в рыночных ценах, поэтому они могут стать причиной неэффективности. Посмотрим, как же это происходит.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ

ВНЕШНИХ

ЭФФЕКТОВ

Для иллюстрации воздействия внешних эффектов рассмотрим деятельность всех химических комбинатов, сбрасывающих отходы в близлежащие водоемы, в условиях совершенно конкурентного рынка. Предположим, что комбинаты используют фиксированное количество факторов производства, т. е. объем выбросов может быть сокращен только за счет снижения объема производства продукции.

На рис. 11.1 кривая D – кривая спроса на продукцию химических комбинатов. С помощью ее измеряется предельная выгода потребителей, т. е. она совпадает с кривой предельного дохода. МС – кривая предельных издержек, которая представляет собой кривую иред–


 

 


200


Раздел II. Микроэкономика


Глава 11. Внешние эффекты рынка и производство общественных товаров 201


 


 

ложения отрасли. Отраслевой выпуск продукции определяется точкой пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. Рыночная цена при этом будет равна

Рис. 11.1. Экономическая неэффективность при существовании отрицательных внешних эффектов рынка

Внешние дополнительные издержки рыбаков, охотников и других лиц показываются на кривой предельных внешних издержек ( ME С), которая имеет наклон вверх для большинства отрицательных внешних эффектов, так как по мере того, как фирмы производят дополнительный объем продукции, в окружающую среду сбрасываются дополнительные отходы, поэтому предельные внешние издержки увеличиваются.

Кривая MSC представляет собой предельные общественные издержки, которые равны сумме предельных издержек (МС) и предельных внешних издержек (МЕС), т. е. MSC = МС + МЕС. Эффективный для общества объем производства находится на пересечении кривой предельных общественных издержек ( MSC ) и кривой предельного дохода. При этом продукция будет продаваться по более высокой цене , Мы видим, что объем производства отрасли больше эффективного объема производства , т. е. экономическая неэффективность проявляется как избыточное производство, вызывающее слишком большой сброс отходов. Отмечается и чрезмерное количество ресурсов, используемых химкомбинатами при производстве именно этого товара. Причиной неэффективности является неправильное ценообразование. Рыночная цена (. ) слишком низка, она отражает только частные предельные издержки фирм, а эффективной ценой будет цена  , которая отражает предельные общественные издержки, включающие, как мы уже знаем, и предельные внешние издержки. Положительные внешние эффекты, наоборот, могут привести к слишком малому объему производства и завышенным ценам.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.