Философия эпохи Возрождения: особенности и направления развития — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Философия эпохи Возрождения: особенности и направления развития

2023-01-16 33
Философия эпохи Возрождения: особенности и направления развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Философская мысль эпохи Возрождения – это совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв.

Характерные черты эпохи Возрождения:

Ø антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его возможности и достоинство, возрождение эстетического идеала античности, воспевавшей земную и телесную красоту человека;

Ø оппозиционность Церкви и церковной идеологии (отрицание не самой религии, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими);

Ø принципиально новое понимание окружающего мира;

Ø большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству.

Можно выделить следующие направления философской мысли эпохи Возрождения: гуманистическое, натурфилософское, неплатоническое, реформационное, политическое и утопическо-социалистическое.

Гуманизм Возрождения характеризуется индивидуализмом, согласно которому главная ценность человека — его неповторимость. Гуманисты и гармонию космоса рассматривают через гармонию человеческой природы. У МарсилиоФичино (1433 — 1499) идея анторопоцентризма сочетается с признанием безграничных возможностей человека, проявляющихся, прежде всего, в познании мира. Другой философ Возрождения, Джованни Пико деллаМирандола (1463 —1494) утверждал, что человек — свободный творец собственной природы. Бог, создал человека по своему подобию, но предоставил ему возможность творить образ.

Натурфилософское направление связано с возникновением экспериментального естествознания. Грандиозные научные открытия того времени произвели революцию в воззрениях людей на окружающий мир. Важнейшим из таких открытий была гелиоцентрическая система Николая Коперника (14731— 1543). В ней на основе математических расчетов утверждалось, что Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, как считали схоласты, но вращается вокруг своей оси и обращается вокруг Солнца, являющегося центром Вселенной. Крупный вклад в становление науки внес Леонардо да Винчи (1454 — 1519). В своих записных книжках он предвосхитил экспериментально—математический метод исследования природы. Математизация естествознания стала важным фактором освобождения человеческого знания от теологических догм и суеверий. Законы механики, открытые Галилео Галилеем (1564— 1642), законы движения планет, открытые Иоганном Кеплером (1571 — 1630) имели строго математическую, безличную форму. Трактовка этих законов на базе чисто физических представлений освободила науку от схоластики, утверждавшей, например, что тела движутся вследствие «боязни пустоты» в природе.

Представители неоплатонического направления — такие, как например, Николай Кузанский (1401 — 1464) , Парацельс (1493 — 1541) развивая учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека. Николай Кузанский сближая Бога с природой, приписывает последней божественные атрибуты, прежде всего бесконечность в пространстве и времени. У Джордано Бруно(1548 – 1600) Бог окончательно «переселяется» в природу, которая есть «бог в вещах». Система взглядов, которые стремятся к отождествлению понятий «бог» и «природа» носит название пантеизм.

Представители реформационного направления – Мартин Лютер (1483—1546), Томас Мюнцер (1490—1525), Жан Кальвин Жан Кальвин (1509—1564) стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью. В результате реформационного движения в Европе формируется протестантизм, основой которого выступает идея М. Лютера об «Оправдании одной только верою». Связь каждого христианина с Богом может быть достигнута непосредственно личной верой в искупительную роль Иисуса Христа, что уменьшает значение церкви в деле спасения души.

Политическое направление философской мысли этого периода представлено творчеством Никколо Макиавелли (1469 —1527) . Его «Государь» — был задуман как учебник для самодержцев всех времен. Макиавелли выступал сторонником сильной государственной власти, допуская в случае необходимости использование любых средств для ее укрепления. Самоуверенность, смелость и гибкость сильного государя — вот от чего зависит успех проводимой им политики. «Цель оправдывает средства» — таков закон политики. «Цель оправдывает средства» — таков девиз всякой сильной власти. А «сильный государь» — залог процветания государства.

И еще одно направление философской мысли эпохи Возрождения – утопическо-социалистическое, представители которого Томас Мор (1478 — 1535) и Томмазо Кампанелла (1568 — 1639) искали идеальные формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.