IV. Речеведческий анализ текста — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

IV. Речеведческий анализ текста

2023-01-01 61
IV. Речеведческий анализ текста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Беседа по содержанию текста.

· Какие чувства вызвал у вас текст? (светлые, грустные и др.)

· Какие проблемы на ваш взгляд подняты в тексте? Как вы думаете, почему автор обратился к проблеме актуальности книг?

· О чем этот текст? (определяем тему текста) (О том, каковароль книги в нашевремя).

· Что такое основная мысль текста? Давайте вместе определим основную мысль нашего текста. Выражена ли она в тексте? (Учащиеся могут сказать, что можно выяснить основную мысль текста, если рассмотреть вопрос и ответ, который предлагает нам автор: Не грозит ли смерть книге? Нет, не грозит, так как «Книгу трудно заменить», «как результат труда над книгой, возникает чувство наслаждения, восхищения мыслью или красотой, которые, будучи добыты некоторым усилием, надолго остаются в памяти, входят, возвышенно выражаясь, в душу…» и др.)

Работа над заголовком текста

- Озаглавлен ли данный текст? Что будет отражать в себе название текста (основную мысль или тему текста)?

- Какие примеры названий можете предложить вы? Что они отражают и являются ли более удачными? (Угрожает ли книге смерть? и др.).

Выявление коммуникативного намерения автора

- Продолжим наши размышления. Как вы думаете, с какой целью автор обращается к нам, к своим собеседникам с проблемой об исчезновении книг: сообщить читателям о проблеме, поделиться своими мыслями и чувствами или вызвать отклик, заинтересованность в воображаемом читателе – собеседнике? (Ответы учащихся).

Определение жанрово – стилистической принадлежности текста

- Поскольку мы определили с вами намерение автора, мы сможем определить стиль текста. К какому стилю относится текст? Докажите. (Публицистический стиль, так как основная функция текста – воздействие на читателя.).

- Какие языковые особенности публицистического стиля вы заметили? Приведите примеры (отвлеченная лексика книжного характера: манускрипт, книгоиздание и др.), обращения).

Составление плана

- Обратимся к композиционным особенностям текста. Из каких частей он состоит? Давайте озаглавим их и составим план. Предлагайте ваши варианты. План записываете в тетради, а я запишу его на доске.

1. Близка ли смерть книги?

2. Трудно ли заменить книгу?

3. Смерть книге не угрожает.

Типологический анализ текста

- Определим, что представляет собой текст по типу речи. Прочитаем выделенные композиционные части и определим, какой тип речи или соединение каких типов речи представляет собой текст (это рассуждение).

Языковой анализ текста

Словарная работа

- Давайте найдем слова, значение которых не было вами понято. Запишите эти слова. Поработаем со словарем (работаем с толковым словарем).

Фавор, кринолин, сюртук, созидается.

Орфографическая подготовка

Родившаяся, предшественник, фавор, сродни, высвобождается, созидается и др.

Пунктуационная подготовка

Повторяются все сведения о знаках препинанияпри однородных членах, о тире и др., а также проводится пунктуационный анализ предложений из текста.

Считают, что в век ракет и лазера новые средства информации оттеснят книгу, а с нею и интерес к нашим кумирам — классикам.

И бытовой рассудок подтверждает: человечество начинает читать меньше, книга не в фаворе, книга не в чести.

У книги, безусловно, есть одна особенность: с ней беседуешь, перечитывая страницы, один на один вступаешь с автором в немой диалог.

И, как результат труда над книгой, возникает чувство наслаждения, восхищения мыслью или красотой, которые, будучи добыты некоторым усилием, надолго остаются в памяти, входят, возвышенно выражаясь, в душу.

Настоящая книга — это огромный сгусток энергии.

Работа над началом композиционных частей

1) Родившаяся полтысячи лет назад…

2) Считают,..

3) Нет, не думаю…

4) У книги есть…

5) Нет, не думаю,..

Работа над синонимами

Наслаждение – восхищение, труд мысли- воображение, мудрая- хорошая и др.

Работа над синтаксическими средствами выразительности

Анафора (Нет не думаю, чтобы делоНет, не думаю, что книге…), риторический вопрос (Не близка ли смерть книги?), ряды однородных членов предложения, восклицание (Нет, не думаю, что книге угрожает смерть!) и др.

V. Повторное чтение текста.

VI. Самостоятельная работа учащихся (осуществляется написание чернового и белового вариантов изложения).

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.