Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2022-10-28 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Достаточно авторитетное меньшинство ученых согласно в том, что было бы неправильно отождествлять тот или иной персонаж притчи с Иисусом, но полагает, однако, что Иисус имплицитно и более общо приоткрывает в образах притчи свою личность и миссию. При этом для самих исследователей суть этой миссии и личности остается неясной, поскольку Иисус лишь намекает на них. Один из них, к примеру, видит в притчах «выражение самопонимания Иисуса», согласно которому «спасительные отношения», к которым призывает его учение, это и есть «отношения с Ним»67. И далее: Иисус — «единственный, осуществляющий Царство... своим словом и делом»''8, его мессианская природа заключается не в каких-либо титулах или открытых притязаниях, а в «непосредственности его исторического явления»''-'.
h7 Edward Schillebeeckx Jesus: An Experiment in Chrislology. London: Collins; New York: Seabury, 1979, 170-171.
''" Michael L. Cook The Jesus of Faith: A Study in Christology. New York: Paulist, 1981, 47.
''" Bornkamm Jesus, 178.
Работы этих авторов в целом ясно дают понять, что, по их мнению, Иисус не имел столь полного представления о своей мессианской природе, какое приписывало Ему позднейшее христианство, но при этом они уверены, что Иисус представлял из себя нечто большее, чем еще один великий религиозный наставник. Тем не менее весьма затруднительно бывает разобраться, каким же именно — между этими двумя крайностями — они представляют себе Иисуса.
Сторонники имплицитной и косвенно выраженной христоло-гии выработали, однако, три общих положения. Во-первых, они обращают внимание на дерзновенность, с какой Иисус отстаивает свои шокирующие поступки, ссылаясь па пример Бога. Классический образец такого рода поведения мы находим в притчах Лк 15. Иисуса критиковали за общение с мытарями и грешниками, и Он в ответ поведал три притчи о том, как Бог неустанно ищет и спасает погибающих. Эдуард Швейцер восклицает:
|
Разве в этой притче присутствует Иисус? Разумеется, нет, — и все же, ту радость, какую призывает нас разделить эта притча, возможно обрести лишь там, где Иисус сообщает людям присутствие Бога...
Распявшие Его видели в этих притчах богохульство, ведь Он приписывал нечестивые поступки Богу. Эти люди понимали Иисуса лучше, чем те, кто видел в его притчах лишь простую, доступную для всех весть об отеческом попечении Бога, явивпгуюся-де на смену учению о Господе гнева'".
Подобные мысли возникают и при анализе притчей о двух должниках (Лк 7:41-43), о детях на площади (Лк 7:31-35 и пар.), о злых виноградарях (Мк 12:1-9 и пар.). В последнем контексте в особенности становится очевидно, что притчи Иисуса не просто иллюстрируют духовные истины, но и содержат нападки на оппонентов, не желающих признать то воплощенное спасение, которое несут личность и служение Иисуса («И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу» — Мк 12:12).
7,1 Eduard Schweizer Jesus. London: SCM; Richmond: John Knox, 1971, 28-29.
Во-вторых, сами притчи вызывают разделение в аудитории Иисуса. Одних они привлекают, других отталкивают. Воспользовавшись терминологией новой герменевтики, можно сказать, что притчи создают «языковое событие», которое вызывает ту самую ситуацию, которая в них описана, — прорыв Царства на земле, — и тем самым даруют одним спасение, а другим — осуждение.
Мартин Петцольд в подробном исследовании притчей и христианской доктрины продемонстрировал, как из одной притчи в другую повторяется двойной урок — отношения Бога с людьми и людей с Богом. С точки зрения Петцольда, притчи Иисуса — это лингвистический «посредник» между божественным уровнем и смертным, причем они обладают уникальной способностью актуализировать и производить то самое преображение, которого, как открывается в этих притчах, Господь как раз и требует от каждого человека. Бизли-Мюррей формулирует это более обще: «Миссия проповедующего Царство и несущего людям его благодать — это и есть миссия Бога, проявляющего суверенную благодать по отношению к людям». Иисус не только обладает дерзновением, чтобы оправдывать свои поступки ссылкой на аналогичные деяния Бога, — Он также притязает быть единственным провозвестником Царства, Тем, Кто своей речью и делами кладет начало Царству Божьему на земле.
|
В-третьих, в притчах Иисуса встречаются уникальные высказывания о самом себе. Оправдывая с помощью притчи общение с ритуально нечистыми сотрапезниками, Иисус имплицитно ставит себя над Моисеевыми пищевыми запретами точно так же, как в более эксплицитных дебатах с фарисеями по поводу ритуальной чистоты (ср. особ. Мк 7:1-23 и пар., особ. ст. 19Ь). Но кто вправе отменить закон Божий, если не сам Бог? И опять же, объявив прощение грехов женщине с дурной репутацией (Лк 7:36-50) и мытарю преимущественно перед фарисеем (18:9-14), Иисус имплицитно притязает на прерогативу, принадлежащую исключительно Богу. В споре, возникшем в связи с исцелением паралитика (Мк 2:1-2), Иисус сам задает вопрос: кто, кроме Бога, вправе прощать грехи?
Beasley-Murray Jesus, 129. Ср.: A. Ambrozic The Hidden Kingdom. Washington,
Ройс Грюнлер подробно исследует такого рода примеры, ограничив, правда, свой материал только теми высказываниями и притчами, которые Норман Перрин включил в свое довольно-такиминималистское «ядро» евангельской традиции. В некоторых случаях Грюнлер заходит, пожалуй, чересчур далеко, но тем не менее представляет достаточно надежные доказательства в пользу своего вывода: «В целом эти намеки складываются в единую картину, и мы видим, что Иисус сознавал свой божественный авторитет, когда притязал на право прощать грехи и приглашать грешников и отверженных на мессианский пир». Также и Леонард Гоппельт отмечает в связи с Лк 15: «Когда Иисус общается с грешниками — за совместной трапезой, исцеляя больных, призывая их сделаться учениками, — всякий раз это есть акт Божьего прощения, даже если в тексте об этом не сказано напрямую»7'.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!