Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2022-10-10 | 34 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тема:«Средства выразительности языка»
Дата проведения: 08.02.2022
Цели занятия:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.
Ход занятия.
– Еще в 19 веке немецкий философ Гегель сказал: «Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».
– Посмотрите видеосюжет и ответьте на вопрос «Почему мы так говорим?» («Ералаш»: «Почему мы так говорим?»).
– Так почему же мы так говорим?
– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения и пользоваться при этом всеми богатствами языка.
Сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие в нашем обществе. А ведь наш родной язык, по определению Паустовского, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный язык. И он явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое…
Продолжите ряд противопоставлений: выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое.
|
Проблемный вопрос
Составление интеллект-карты (прилагательные и глаголы)
РЕЧЬ
– Прочитайте, что у вас получилось.
-Какую речь мы называем выразительной?
- Как достигается выразительность речи?
-С помощью чего, каких средств?
– Мы говорим сегодня о средствах выразительности речи в текстах определенного стиля.
Повторение изученного.
Стиль – это разновидность языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обладает определёнными языковыми особенностями и противопоставлена другим таким же разновидностям языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями.
-Определите стили речи. (Приложение)
1) Ветер – перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления.
2) -Мама, мама! Ты посмотри, какой сильный ветер, деревья так и гнутся к земле.
-Пойдем, Машенька, скорее домой.
3) Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистим закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли рокот, по дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце.
- Какие стили не назвали? (Публицистический, официально-деловой)
- Назовите сферу их употребления. (Газета, интервью, СМИ, официальные бумаги)
Воспитание «талантливого читателя», вдумчивая и кропотливая работа над текстом в литературной мастерской великих художников слова и, наконец, подготовка Вас как грамотных образованных людей- основные задачи, которые призвано решить на данном занятии.
I. Актуализация темы.
В словесности есть особые способы употреблении слов, их называют средствами художественной изобразительности. Они помогают ярко нарисовать картину, выразить мысль и чувство. Все изобразительно-выразительные средства делятся на тропы и фигуры. Мы уже знаем, что тропы – это лексические средства, основанные на переносном значении слова. Фигуры – это синтаксические выразительные средства.
|
- Назовите известные вам тропы..
– Для чего могут использоваться средства выразительности? (Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности).
Повторяем средства выразительности.
Тропы очень разнообразны. Давайте вспомним определения этих понятий.
Работа с текстом
Обратимся теперь к стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро».
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь.
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
- Выделите все средства выразительности
В «Зимнем утре» последовательно даны два пейзажа. Это вчерашний пасмурный, вьюжный день, и сегодняшнее восхитительное солнечное утро. То есть в основе пушкинского взгляда на природу лежит противопоставление. А следовательно, и изобразительно-выразительные средства поэт подчинил воплощению своего замысла.
2-я строфа:
Вьюга злилась – метафора, точнее – ее разновидность – олицетворение.
Мутное небо – изобразительный эпитет.
Мгла носилась – олицетворение.
Луна, как бледное пятно – сравнение.
Мрачные тучи – изобразительный эпитет.
Ты печальная сидела – лирический (индивидуально-авторский) эпитет.
3-я строфа:
Голубые небеса, прозрачный лес – изобразительные эпитеты.
Великолепные ковры – лирический эпитет.
|
-Если бы вы были художниками каким цветом изобразили 2, 3 строфу?(Предметное рисование)
Оригинальность пушкинской колористики. Во второй строфе главным цветом был мутно-желтый. Третью строфу Пушкин «раскрасил» в голубой, черный и зеленый цвета. Интересно, что автор ни разу не употребляет слова «белый». В этом нет необходимости, ведь его успешно заменяет слово «снег». Причем основным зрительным ощущением зимнего пейзажа становится блеск (дважды повторяются слова с этим корнем: блестя и блестит).
Статичность дневного пейзажа дает возможность рассмотреть его красоту в подробностях: она как будто бы запечатлена кистью художника. У Пушкина – это «живопись словом».
Онлайн тест
Тема:«Средства выразительности языка»
Дата проведения: 08.02.2022
Цели занятия:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.
Ход занятия.
– Еще в 19 веке немецкий философ Гегель сказал: «Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».
– Посмотрите видеосюжет и ответьте на вопрос «Почему мы так говорим?» («Ералаш»: «Почему мы так говорим?»).
– Так почему же мы так говорим?
– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения и пользоваться при этом всеми богатствами языка.
Сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие в нашем обществе. А ведь наш родной язык, по определению Паустовского, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный язык. И он явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое…
Продолжите ряд противопоставлений: выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое.
Проблемный вопрос
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!