Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2022-09-12 | 31 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Стремление к всеобщему согласию вещей в универсуме и согласию универсума со своим Творцом, которое в жизни человечества должно засвидетельствовать мир вероисповеданий и согласие философских школ, обличает в Кузанском мыслителя Ренессанса. Введенное философом всеобъемлющее правило совпадения (regula coincidentiae) указывает на охватывающую мощь единого Бога. Это правило объединяет:
1) Совпадение противоположностей (coincidentia oppositorum), таких, например, как простое и сложное, единичное и множественное, движение и покой.
2) Совпадение противоречий (coincidentia contradictorum), скажем, бытия и небытия, всего и ничего.
3) Совпадение соответствий (coincidentia appropriatorum), находящихся в отношении дополнения божественных имен или атрибутов, таких как любовь и знание, бытие и единство.
4) Совпадение крайностей божественного и человеческого (coincidentia extremorum) во Христе, причем не таким образом, что одно становится другим.
5) И, наконец, постигаемое непостижимо совпадение совпадений (coincidentia coincidentiarum).
Такое всеобъемлющее воззрение на отношение Бога и мира открывает новый ракурс в понимании творения. По мысли философа, идее неоплатонической эманации следует противопоставить понятийную диаду свертывания — развертывания (explicatio — complicatio). «Бог свертывает и развертывает все вещи, и поскольку свертывает, все они суть в нем он сам, а поскольку развертывает, он в каждой вещи есть все то, что она есть, как истина в изображении»[5]. Мысль Кузанского обнаруживает тенденцию к пантеизму, но удерживается в границах панентеизма. Все уровни бытия пронизаны Божеством, его бесконечная мощь просвечивает в беспредельности Вселенной и в неисчислимости вещей. При этом личностное начало Творца не растворено в бытии мира. Как бесконечный свет и абсолютная потенция, Бог хранит свою тайну «за стеной совпадения», будучи «противоположностью противоположного» (oppositorum oppositio).
|
Посредничество между Богом и вещами осуществляет Вселенная — eдинство, конкретизированное множеством, охватывающим неисчерпаемое разнообразие вещей. Вещи, как части космического целого, взаимно отображаются друг в друге по принципу «все — во всем и каждое — в каждом». Тем самым преодолевается их обособленность друг от друга, а вселенная представляется гомогенной и открытой для универсального измерения вещей и процессов.
Вселенная как конкретно-определившийся максимум
Мир или Вселенная, как развертываемая простота Бога, оказывается конкретно-определившимся максимумом, универсальностью (universalitem), то есть единством многого. Вещи пребывают в Боге через посредничество вселенной: она оказывается ограничением их множественности, смешения и разнообразия, будучи, в свою очередь, ограничением единства абсолютной бесконечности. «Вселенная, охватывая все, что не есть Бог, не может быть негативно бесконечной, хотя она и не имеет предела, и тем самым привативно бесконечна»[6]. Важнейшее для мысли Николая понятие бесконечности модифицируется. Апофатический смысл не-конечного (infinitum) дополняется Кузанцем идеей безграничного (interminatum), лишенного предела стяженного (contractus) Абсолюта — универсума. Беспредельное простирание мира, охватывающее неисчерпаемое разнообразие вещей, невозможно заключить между телесным центром и внешней окружностью. «Окажется, что машина мира будет как бы иметь повсюду центр и нигде окружность. И центр есть Бог, который всюду и нигде»[7]. Предвосхищая гелиоцентризм Н. Коперника (1473—1543), Кузанец лишает Землю неподвижности и привилегированного положения центра Вселенной.
Целостность Вселенной, ее внутренняя гармония и красота, проявляющиеся в «универсальной связи» всего со всем, связаны с числом, как символическим прообразом вещей и первообразом понятий интеллекта. Единство первоначала свертывает декаду (десятку) универсальных категорий как корень множественности, квадрат десятки, как плоскость рационально постижимого и куб десятки как объем чувственно-телесного. Тысяча появляется в трижды повторенном ряду из четырех чисел и считается универсальным числом вселенной.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!