Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2022-09-11 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Сразу же отметим, что предъявляется не один интервал, а несколько — это позволяет повысить достоверность результатов. Относительно их длительности жестких правил нет. Мы обычно предъявляем интервалы длиной в 5, 10, 15 секунд.
q Именно в такой последовательности? И сколько раз предъявляется каждый интервал?
Нет, последовательность предъявления может быть разной, например, 10, 5, 15 секунд или 15, 5, 10 секунд. Каждый интервал предъявляется однократно. Однако если вас интересует динамика показателей, можно предложить испытуемому для оценки разные последовательности интервалов в начале и в конце обследования. Таким образом, удается получить информацию о влиянии утомляемости или «врабатываемости» на точность оценки. Кстати, по нашим наблюдениям, в большинстве случаев точность повторной оценки таких коротких «пустых» интервалов несколько повышается.
Q А почему вы называете их «пустыми»?
Это общепринятый термин в психологической литературе. Им обозначаются интервалы, не заполненные какой-либо иной деятельностью, кроме самого отсчета времени.
q Есть ли какие-нибудь данные об оценке таких интервалов в норме и при локальных поражениях мозга?
Прежде всего, следует отметить, что исследования в этой области (особенно нейропсихологические) пока относительно немногочисленны, фрагментарны, зачастую выполнены на небольших выборках испытуемых. Однако кое-какую информацию из них почерпнуть можно.
У психически здоровых испытуемых характер оценки «пустых» коротких интервалов, по-видимому, зависит от ряда факторов: от возраста, пола, уровня тревожности, от индивидуальных особенностей. Если говорить о точности оценки, то она максимальна во взрослом возрасте; у младших школьников, подростков и пожилых испытуемых точность оценки хуже. Женщины оценивают такие интервалы менее точно, чем мужчины. Данные о влиянии ситуативной и личностной тревожности крайне противоречивы — в экспериментах констатируется как позитивное, так и негативное влияние этого фактора на точность оценки. Дети младшего школьного возраста с накоплением признаков левостороннего доминирования оценивают интервалы менее точно, чем правши. Возможно, это соотносимо с теми трудностями, которые наблюдаются у них при формировании пространственных представлений и навыков. Аналогичные тенденции прослеживаются и у взрослых испытуемых (Балашова, Портнова, 2006; Вяхирева, Балашова, 2009; Кулешова, Балашова, 2010; Вороненко, 2005; и др.).
|
Что касается мозговых коррелятов, то у больных с дисфункциями правого полушария наблюдается склонность оценивать подобные интервалы как более длительные, чем на самом деле. При поражениях левого полушария интервалы чаще недооцениваются.
Q Какие еще приемы оценки временных интервалов используются в нейропсихологической диагностике?
Последний прием, о котором имеет смысл поговорить подробнее, это отмеривание субъективной минуты. Он используется давно, но и сегодня широко применяется в психологических и клинических исследованиях (Яровицкий, Батурин, 1991; Айрапетов, Зимина, 1999; Симуткин, 2000; и др.). На кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова были защищены две кандидатские диссертации, в которых анализировались особенности отмеривания субъективной минуты при психических расстройствах и при локальных поражениях мозга (Карпова, 1987; Осьмина, 1991).
Q Какая инструкция дается испытуемому?
Чаще всего его просят при щелчке секундомера (который включает психолог) начать отмеривать минуту и сказать, когда она закончится. Другой вариант действий: испытуемый сам включает секундомер (понятно, что при этом циферблат закрыт), отмеривает минуту и выключает секундомер, когда она, по его мнению, истекла (Осьмина, 1991). Иногда предварительно испытуемому задается вопрос: «Представляете, сколько длится минута?»
|
q А зачем? Это ведь общеизвестно!
Такой вопрос обычно задается при нейропсихологическом обследовании детей младшего школьного возраста или больных с наличием отчетливых симптомов мнестико интеллектуального снижения. В первом случае мы можем столкнуться с несформированностью сведений о единицах измерения времени, во втором — с распадом хронометрических представлений.
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!