Результаты про хождения практики — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Результаты про хождения практики

2022-09-11 50
Результаты про хождения практики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характеристика места прохождения практики и техника безопасности при работе в микробиологических и биохимических лабораториях.

Педагогическая практика проходила на базе кафедры «Микробиологии и биохимии» ФГАОУ ВО «МГТУ». Кафедра Микробиологии и биохимии осуществляет учебную, методическую, научно-исследовательскую деятельность.

В состав кафедры входят лаборатории биохимии и микробиологии. Лабораторииоснащены всеми необходимыми материалами для проведения учебной работы.В наличии имеются инструкции и журнал по технике безопасности.

Работа в микробиологической и биохимической лаборатории требует постоянного и педантичного соблюдения правил безопасности и личной гигиены.

Согласно инструкции по технике безопасности для обучающегося при работе в микробиологических и биохимических лабораториях кафедры микробиологии и биохимии ФГАОУ ВО «МГТУ» обучающиеся обязаны:

Ø работать в спецодежде и СИЗ: в халате (а в боксе - в сменном халате), в сменной обуви, шапочке или косынке,бережно относиться к имуществу лабораторий;

Ø соблюдать правила личной гигиены ичистоту в лабораториях и на рабочих местах;

Ø быть внимательными во время работы;

Ø выполнять только ту работу, которая поручена и предназначена работником кафедры и согласовывать все действия с ним;

Ø реагировать и устранять замечания по безопасности проведения работ, сделанные работником кафедры;

Ø соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения средств пожаротушения и уметь их применять, знать места расположения главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожаре;

Ø владеть навыками оказания первой медицинской помощи при ожогах, обморожениях, отравлениях, поражениях электрическим током и других травмах, знать местонахождение аптечки первой помощи;

Ø во избежание возникновения аварийной ситуации, обо всех замеченных и недостатках, неисправностях оборудования и приборов, используемых во время работы, сообщать работнику кафедры, немедленно прекратив работу;

Ø немедленно извещать работника кафедры о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью окружающих людей, о каждом несчастном случае, произошедшем в лабораториях, или об ухудшении своего здоровья.

Обучающимся запрещается:

Ø самостоятельно проводить любые опыты, без согласования с сотрудниками кафедры;

Ø входить в лабораторию в отсутствие непосредственного руководителя работ или работников кафедры, а также не в установленное время;

Ø включать и пользоваться электрическими приборами без разрешения сотрудников кафедры.

Ø перемещать и ремонтировать лабораторное оборудование (приборы);

Ø приносить в лабораторию посторонние предметы, вещи;

Ø снимать и оставлять в лабораториях верхнюю одежду;

Ø находиться в лабораториях без СИЗ;

Ø оставлять длинные волосы в распущенном виде;

Ø принимать пищу в лабораториях, пить воду из лабораторной посуды, пробовать какие-либо вещества на вкус;

Ø принимать в лабораториях спиртные напитки, психотропные и наркотические вещества, табачные изделия, находиться в нетрезвом виде и/или под воздействием наркотических или психотропных веществ;

Ø оставлять без присмотра исследуемый материал, зажжённые спиртовки;

Ø вынос инфицированного материала за пределы помещений лаборатории.

Ø наклонять голову над сосудом, в котором кипит или быстро испаряется жидкость;

Ø оставлять после окончания работы на рабочих местах нефиксированные микропрепараты или посуду, содержащую исследуемые микроорганизмы или продукты их жизнедеятельности, сосуды с химическими реактивами;

Ø использовать для исследований грязную, сколотую посуду;

Ø утилизировать отходы, контактирующие с микроорганизмами и/или с продуктами их жизнедеятельности без предварительного обеззараживания.

С правилами техники безопасности при работе в микробиологической лаборатории студенты знакомятся на первом занятии, о чем расписываются в журнале.

В ходе прохождения практики и все требования и правила по охране труда были соблюдены в полной мере.

1.2 Перечень и классификация додкументов, содержащих общие требования к структуре и содержанию образовательной программы по направлению подготовки 06.03.01. Биология, направленности «Микробиология»

Таблица 1. Перечень и классификация документов.

Вид документа Перечень документов
Федеральные законы Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 317-ФЗ, N 329-ФЗ, с изм., внесёнными Федеральным законом от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016), Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.07.2017 N 18-П);
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВО) Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 «Биология» (уровень бакалавриата) утверждённого Приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944 (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 N 33812);
Приказы Министерства образования и науки РФ Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» от 05.04.2017 г. № 301; Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» от 09.11.2015 г. № 1309; Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» от 29.06.2015 N 636 (ред. от 28.04.2016); Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования»,утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383 (ред. от 15.12.2017);
Локальные нормативные акты ФГАОУ ВО «МГТУ» Положение о переводе обучающихся по образовательным программам высшего образования в ФГБОУ ВО «МГТУ» (утверждено решением Ученого совета ФГБОУ ВО «МГТУ» от 31.05.2019 г., протокол № 11); Порядок организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в ФГБОУ ВО «МГТУ» (утвержден решением Ученого совета ФГБОУ ВО «МГТУ» от 31.05.2019 г., протокол № 11); Порядок установления минимального объема контактной работы обучающихся с преподавателем, а также максимального объема занятий лекционного и семинарского типов при организации образовательного процесса по образовательным программам высшего образования в ФГБОУ ВО «МГТУ» (утвержден решением Ученого совета ФГБОУ ВО «МГТУ» от 31.05.2019 г., протокол № 11); Порядок разработки и утверждения основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры в ФГБОУ ВО «МГТУ» (утвержден решением Ученого совета ФГАОУ ВО «МГТУ» от 31.05.2019 г., протокол № 11); Положение о рабочей программе дисциплины (модуля) образовательной программы высшего образования в ФГБОУ ВО «МГТУ» (утверждено решением Ученого совета ФГБОУ ВО «МГТУ» от 31.05.2019 г., протокол № 11); Порядок организации практик обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в ФГБОУ ВО «МГТУ»(утвержден решением Ученого совета ФГБОУ ВО «МГТУ» от 31.05.2019 г., протокол № 11); Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по основным профессиональным образовательным программ высшего образования в ФГБОУ ВО «МГТУ» (утвержден решением Ученого совета ФГБОУ ВО «МГТУ» от 31.05.2019 г., протокол № 11); Порядок зачета ФГБОУ ВО «МГТУ» результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (утвержден решением Ученого совета ФГБОУ ВО «МГТУ» от 27.02.2018 г., протокол № 6).
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования (ОПОП ВО) по направлению подготовки 06.03.01 «Биология», направленность «Микробиология и биохимия» ОПОП (общая характеристика); Учебные планы годов набора; Календарные графики; Рабочая программа дисциплин; Рабочая программа практик; Программа ГИА; ФОС (фонд оценочных средств) дисциплин; ФОС (фонд оценочных средств) практик; ФОС (фонд оценочных средств) ГИА; Методические указания дисциплин; Методические указания ГИА.

1.3 Ознакомление с учебными планами образовательной программы по направлению подготовки 06.03.01 Биология, направленности «Микробиология».

Учебный план отражает следующие характеристики ОПОП по направлению подготовки 06.03.01 Биология, направления «Микробиология»:

- объёмные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;

- перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик);

- последовательность изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей;

- распределение по годам обучения и семестрам различных форм промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, профессиональным модулям (и их составляющим междисциплинарным курсам, учебной и производственной практике);

- объёмы учебной нагрузки по видам учебных занятий, по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и их составляющим;

- сроки прохождения и продолжительность преддипломной практики;

- формы государственной (итоговой) аттестации, объёмы времени, отведённые на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы в рамках ГИА;

- объем каникул по годам обучения.

Максимальный объем учебной нагрузки составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы.

Максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся при очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

Обязательная аудиторная нагрузка предполагает лекции, практические занятия, включая семинары и выполнение курсовых работ. Соотношение часов аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работой студентов по образовательной программе составляет 50 %: самостоятельная работа организуется в форме выполнения курсовых работ, междисциплинарных проектов, подготовки рефератов, самостоятельного изучения отдельных дидактических единиц т.д.

ОПОП специальности 06.04.01 «Биология» предполагает изучение следующих учебных циклов: учебная практика – УП; производственная практика (по профилю специальности) – ПП;производственная практика (преддипломная) – ПДП; промежуточная аттестация – ПА; государственная (итоговая) аттестация - ГИА.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей (ПМ) в соответствии с основными видами деятельности. В состав каждого ПМ входят несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимсяпрофессиональных модулей проводятся учебная практика и производственная практика концентрированно и дискретно.

Учебный процесс организован в режиме шестидневной учебной недели, занятия группируются парами.

 - Календарный учебный график:

В календарном учебном графике указывается последовательность реализации ОПОП специальности 06.03.01 «Биология», включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы.

Рабочие программы дисциплины «Цитология».

Рабочая программа дисциплины включает в себя:

- наименование дисциплины;

- перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесённых с планируемыми результатами освоения образовательной программы;

- указание места дисциплины в структуре образовательной программы;

- объем дисциплины в зачётных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся;

- содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведённого на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий;

- перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине;

- фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине;

- перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины;

- перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины;

- методические указания для обучающихся по освоению дисциплины;

- перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

- описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.

В ОПОП ВО приведены аннотации рабочих программ всех учебных курсов, предметов, дисциплин как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору студента, факультативные дисциплины, разработанные в установленном порядке.

Фонды оценочных средств по дисциплине «Биология размножения и развития»

Для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине или практике, создаётся фонд оценочных средств, входящий в состав соответственно рабочей программы дисциплины или программы практики, который включает в себя:

- перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

- описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

- типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний;

- умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;

- методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

 

1.4 Разработка элементов ОПОП по направлению подготовки 06.03.01 «Биология» ̶ «аннотация рабочей программы дисциплины», «характеристика этапов формирования компетенции», «шкала и критерии оценивания сформированности компетенций» в рамках дисциплины «Цитология».

Таблица 2. – Аннотация рабочей программы дисциплины «Цитология»

Наименование дисциплины Кратное содержание (Цель, задачи, содержание разделов дисциплины, реализуемые компетенции, формы промежуточной аттестация).
«Цитология» Цель дисциплины:  формированиекомпетенций с ФГОС по направлению подготовки бакалавра и учебным планом направления 06.03.01«Биология» Задачи дисциплины: дать необходимый уровень теоретических и практических знаний по фундаментальным основам цитологии. Сформировать систему знаний о структурно-функциональной организации клетки. В результате изучения дисциплины обучающийсядолжен: Знать: - принципы и способы поиска специальной литературы, методы ее анализа; - термины и определения, используемые в цитологии; - эволюцию клетки; - принципы строения клеток живых организмов, их единство и многообразие; - микроскопическое и ультрамикроскопическое строение растительных и животных клеток; - сходства и различия клеток растений и животных; - ультрамикроскопическое строение и функции клеточных органелл; - целостные реакции клетки; - особенности клеточного цикла различных видов клеток. Уметь: - грамотно и рационально пользоваться основной, справочной и дополнительной литературой; - правильно использовать терминологию дисциплины; - свободно, грамотно излагать теоретический материал по основным вопросам цитологии, участвовать в дискуссии; - дифференцировать различные виды клеток на микро- и ультрамикроскопическом уровне; - распознавать структуры общие для всех видов клеток (органеллы, включения) или характерные для определенных видов клеток (микроворсинки, реснички, межклеточные соединения) на ультрамикроскопическом уровне, а также объяснять их функциональное значение; - зарисовывать гистологические препараты; - применять полученные знания для интерпретации результатов экспериментальных работ. Владеть: - базовыми технологиями преобразования информации по цитологии: самостоятельной работой с учебной литературой на бумажных и электронных носителях, Интернет-ресурсах; - методами анализа имеющейся информации; - комплексом лабораторных методов исследования (микроскопической техникой и основными методами цитологического исследования). - навыками использования полученных знаний в изучении других дисциплин. Содержание разделов дисциплины: Строение и принципы жизнедеятельности клетки, единство и разнообразие клеточных типов, воспроизведение и специализация. Субклеточные компоненты, их строение и характеристика. Методы световой микроскопии, культуры клеток и тканей, выделения и исследования субклеточных структур. Реализуемые компетенции:  ОК-7; ОПК-4; ОПК-5 Формы промежуточной аттестации: очная форма обучения семестр 3 - экзамен; заочная форма обучения: курс 2, сессия 2 - экзамен.

 

 

Таблица 3. – Этапы формирования компетенций по дисциплине «Цитология»

№ п/п Код и содержание компетенции Степень реализации компетенции Этапы формирования компетенции
1   ОК-7 способность к самоорганиза-ции и самообразова-нию Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины, реализуются в части самостоятельного изучения разделов дисциплины, подготовки к практическим работам, написания контрольной работы Знать: основные источники информации, алгоритм поиска информации, принципы анализа полученной информации. Уметь: находить, критически анализировать необходимую информацию, используя современные образовательные технологии. Заботиться о качестве выполнения работы. Использовать современные информационные технологии для саморазвития и профессиональной деятельности. Грамотно и рационально пользоваться основной, справочной и дополнительной литературой. Владеть: базовыми технологиями получения и преобразования информации по цитологии: самостоятельной работой с учебной литературой на бумажных и электронных носителях, Интернет-ресурсах, использовании ее в дальнейшем обучении.

 

Таблица 4. – Шкала оценивания компетенций

Шкала оценивания Критерии оценивания
Оценка «отлично» Выставляется обучающемуся, который: продемонстрировал глубокое и прочное усвоение знаний материала; грамотно и логически изложить теоретический материал; правильно сформулировал определения; продемонстрировал умения самостоятельной работы с литературой; сделал выводы по излагаемому материалу. Работа выполнена полностью. Нет ошибок в логических рассуждениях. Возможно наличие одной неточности или описки, не являющихся следствием незнания или непонимания учебного материала. Студент показал полный объем знаний, умений в освоении пройденных тем и применение их на практике.
Оценка «хорошо» Выставляется обучающемуся, который: продемонстрировал достаточно полное знание материала, знание основных теоретических понятий; достаточно последовательно, грамотно и логически изложил материал; продемонстрировал умение ориентироваться в литературе; сделал достаточно обоснованные выводы по излагаемому материалу.
Оценка «удовлетворительно» Выставляется обучающемуся, который: продемонстрировал общее знание изучаемого материала, знание основной рекомендуемой программой дисциплины учебной литературы; сумел построить ответ в соответствии со структурой излагаемого вопроса; показал общее владение понятийным аппаратом дисциплины;
Оценка «неудовлетворительно» Выставляется обучающемуся, который: продемонстрировал незнания значительной части программного материала; не владения материалом дисциплины; допустил существенные ошибки при изложении учебного материала; не смог построить ответ в соответствии со структурой излагаемого вопроса; не смог сделать выводы по излагаемому материалу.

 

1.5 График посещения лекционных и практических занятий дисциплины «Цитология».

Дата проведения занятий Темы (разделы) лекционных
04.09.2020 г. Плазматическая мембрана. Структура и функции плазмалеммы. Мембранный транспорт (простая и облегченная диффузия, активный транспорт, эндоцитоз и экзоцитоз). Субмембранный комплекс (цитоскелет). Система микрофиламентов. Характеристика белковмикрофибриллярной системы: актина и миозина. Функции микрофиламентов.
- Строение и принципы жизнедеятельности клетки: общая морфология клетки; клетки эукариот и прокариот.

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Кузнецова Евгения Эдуардовна
(ФИО)

Магистрант:

Гарбуль Анна Викторовна, канд. биол. наук, доцент
(ФИО, степень, звание)

 

Преподаватель:

«Цитология»

 

3.Название учебной дисциплины:

 

ЕТИ, 2 курса, гр. Бб19о-1,

4.Контингент (факультет, курс, группа):

уровень бакалавриата, направление подготовки 06.03.01 «Биология»

5.Тема занятия:  «Поверхностный аппарат клетки»

________________________________________________________________________

6. Учебные задачи:

6.1. Углубить и обобщить знания о строение и функциях поверхностного аппарата клетки.

Изучить:

- строение плазматической мембраны;

- структура и функции плазмолеммы;

- транспорт через мембрану;

- строение цитоскелета;

- система микрофиламентов;

- характеристика актина и миозина;

- функции микрофиламентов.

6.2. Способствовать углублению и закреплению знаний о строении, функциях, понятиях плазматической мембраны, а так же видах транспорта через мембрану.

6.3. Воспитывать навыки самопроверки и развития умения самоанализа и результативности своей деятельности.

Содержание занятия:

Таблица 5. – Содержание лекционного занятия.

№ п.п. Учебные вопросы Время, мин. Методика и приемы обучения
1. Вступительная часть: проверка готовности студентов к занятию; проверка наличия студентов в группе; объявление темы, цели и задачи занятия; ответы на вопросы по предыдущему учебному материалу. 15 мин. Опрос, контроль, ознакомление.
2. Основная часть: изложение лекционного материала. 45 мин. Комбинированный рассказ, с применением мультимедийных средств обучения.
3. Перерыв 5 мин. -
4. Основная часть: изложение лекционного материала. 45 мин. Комбинированный рассказ, с применением мультимедийных средств обучения.
5. Заключительная часть: - закрепление материала, ответы на вопросы; -подведение итогов занятия. 15 мин. Контроль по новому материалу, выдача домашнего задания.

 

8.Методы и формы проведения занятия:

Методы - словесные и наглядные; форма (по количеству обучающихся)- групповая, (по месту учёбы) - аудиторная, (по продолжительности) - пара, 2 часа.

Подпись преподавателя учебной дисциплины:

 _____________________________________________________________________

Подпись магистранта:

________________________________________________________________________

Дата посещения занятия: 04.09.2020 г.

________________________________________________________________________

Здравствуйте, уважаемые обучающиеся. Меня зовут Кузнецова Евгения Эдуардовна, я студентка 2 курса направления подготовки «Биология». Сегодня, в рамках своей педагогической практики, я проведу у Вас лекционное занятие.

I. Вступительная часть:

Перед началом занятия проверим присутствующих и отсутствующих на занятии, отметим их в журнале.

Для того, чтобы наше занятие было более понятным разберем несколько вопросов.

1. Что такое поверхностный аппарат клетки?

2. Какова структура плазмолеммы?

3. Какие функции выполняет поверхностный аппарат клетки?

Тема лекционного занятия: «Поверхностный аппарат клетки».

Цель лекционного занятия: Изучить строение плазмолеммы, её функции и других структур относящихся к поверхностному аппарату клетки.

Задачи лекционного занятия:

1. Изучить строение плазматической мембраны.

2. Узнать о функциях и строении плазмолеммы.

3. Освоить виды мембранного транспорта.

4. Рассмотреть строение цитоскелета.

5. Ознакомиться с системой микрофиламентов

6. Изучить характеристику белков микрофибриллярной системы актина и миозина.

7. Узнать функции микрофиламентов.

План лекционного занятия:

1. Плазматическаямемрана, понятие.

2. Структура и функции плазмолеммы.

3. Мембранный транспорт (простая и облегченная диффузия,активный транспорт, эндоцитоз, экзоцитоз).

4. Субмембранный компекс (цитоскелет).

5. Система микрофиламентов.

6. Характеристика белков микрофибриллярной системы актина и миозина

7. Функции микрофиламентов.

II.Основная часть:

Плазматическая мембрана (цитолемма, плазмолемма) – наиболее постоянная, основная, универсальная для всех клеток мембрана. Она представляет собой тончайшую (около 10 нм)пленку, покрывающую всю клетку – слайд 1.

1

Слайд 1. Электронная микрофотография плазмолеммы.

1- плазмалемма

Функции:

1. Барьерно-защитная;

2. Разграничительная;

3. Рецепторная;

4. Транспортная.

Плазмолемма имеет строение элементарной биологической мембраны, которая  представлена липопротеидным образованием, ограничивающим клетку снаружи. Биологическая мембрана принимает участие в формировании некоторых органелл, а также образует оболочку ядра. Основными химическими компонентами клеточных мембран являются белки (50%), липиды (40%) и углеводы (10%). Среди липидов мембран различают: фосфолипиды, сфинголипиды, холестерин. Молекула фосфолипида представлена неполярным гидрофобным двойным хвостом, состоящим из жирных кислот, и полярной гидрофильной головки. В мембранах липиды образуют бислой, в котором гидрофобные концы обращены внутрь,а гидрофильные находятся снаружи – слайд 2.

4
3
2
1

Слайд 2. Схема строения плазматической мембраны.

1 - периферические белки; 2 – пронизывающие белки; 3 – неполярные хвосты липидов; 4 – полярные головки липидов.

Сфинголипиды в большом количестве обнаруживаются в миелиновых оболочках нервных волокон. Холестерин придает мембранам механическую прочность.Белки мембран разделяются на 3 класса: интегральные, полуинтегральные и поверхностные. Интегральные белки проходят через всю толщину билипидного слоя. Полуинтегральные проникают только до половины, а поверхностные белки не встроены влипидный бислой. К некоторым липидным и белковым молекулам на наружнойповерхности мембраны прикрепляются молекулы углеводов(олигосахариды), которые выполняют рецепторные функции.

Олигосахариды воспринимают факторы внешней среды клетки иобеспечивают её реакцию, изменяют проницаемость мембраны,отвечают за «распознавание» клеток одного типа и объединение их в ткани. Совокупность олигосахаридов на поверхности животной клетки называется гликокаликсом или надмембранным комплексом.

Его функции:

1) рецепторная,

2) межклеточныевзаимодействия,

3) ориентация белков в мембране,

4) пристеночное пищеварение.

 В гликокаликсе могут располагаться белки, несвязанные непосредственно с билипидным слоем. Как правило, этобелки-ферменты, участвующие во внеклеточном расщеплении различных веществ, таких как углеводы, белки, жиры и др. Подмембранный слой образован опорно-сократительными структурами. В его состав входят актиновые филаменты, а также кератиновые филаменты, микротрубочки. Процесс эндоцитоза и экзоцитоза осуществляется при участии связанной с плазмолеммойсистемы фибриллярных компонентов цитоплазмы – подмембранного компонента – таких как микротрубочки и сократимые микрофиламенты. Последние, соединяясь с определенными участками плазмолеммы, могут, изменяя свою длину, втягивать мембрану внутрьклетки, что приводит к отделению от плазмолеммы эндоцитозных вакуолей. Часто, непосредственно примыкая к ней, микрофиламенты образуют сплошной, так называемый, кортикальный слой.

Функции подмембранного слоя:

 1) поддержание формы клетки,

 2) участие в эндо- и экзоцитозе, движении, секреции,

3) связывание клеточной поверхности с компонентами цитоплазмы иподдержание их упорядоченного расположения.

По функции выделяют: белки-ферменты, белки-рецепторы,транспортные и структурные белки.Крупные молекулы биополимеров практически не проникаютсквозь плазмолемму. В ряде случаев макромолекулы и даже ихагрегаты, а часто и крупные частицы попадают внутрь клетки в результате процессов эндоцитоза. Эндоцитоз формально разделяют на фагоцитоз (захват и поглощение клеткой крупных частиц,например, бактерий или даже фрагментов других клеток) и пиноцитоз (захват макромолекулярных соединений).

Фагоцитоз представляет собой процесс захватывания клеткой извне и втягивания в себя какой-либо плотной частицы путем эвагинации (выпячивания) клеточной мембраны и формирования фагоцитозного пузырька – слайд 3.

2
1

Слайд 3. Фагоцитоз крупных молекул белков.

1- Фагоцитарный пузырек; 2 – Твердые частицы.

Пиноцитоз сопровождается инвагинацией (впячиванием) наружной клеточной мембраны с захватом инородной жидкой субстанции, последующим смыканием мембраны, ее отшнуровкой и образованием пиноцитозного пузырька – слайд 4. Этот процесс наблюдается в большинстве клеток. Нередко пиноцитозные пузырьки играют роль транспортного средства для жидкостей, пересекающих таким образом иногда всю клетку (например, в эндотелии).

2
1

Слайд 4. Пиноцитоз жидкой субстанции.

1- Капли жидкости; 2- Пиноцитозный пузырёк.

Эндоцитоз начинается с сорбции на поверхности плазмолеммы поглощаемых веществ. Связывание их с плазмолеммой определяется наличием на ее поверхности рецепторных молекул. После сорбции веществ на поверхности плазмолемма начинает образовывать сначала небольшие впячивания внутрь клетки. Эти впячивания могут иметь вид еще незамкнутых округлых пузырьков или представлять собой глубокие инвагинации внутрь клетки. Затем локальные впячивания отшнуровываются от плазмолеммы и в виде пузырьков свободно располагаются под ней. В дальнейшем эндоцитозные пузырьки могут сливаться друг с другом и расти. В их внутренней полости, кроме поглощенных веществ, начинают обнаруживаться гидролитические ферменты (гидролазы), поступающие сюда из ли-зосом. Эти ферменты расщепляют биополимеры до мономеров, которые в результате активного транспорта через мембрану пузырька переходят в гиалоплазму. Таким образом, поглощенные молекулы внутри мембранных вакуолей, образовавшихся из элементов плазмолеммы, подвергаются внутриклеточному пищеварению.

Судьба фаго- и пиноцитозных пузырьков в большинстве случаев одинакова: сливаясь в цитоплазме клетки с первичными лизосомами, они формируют мультивезикулярные тельца (при пиноцитозе) или фагосомы (при фагоцитозе). И те, и другие называются вторичными лизосомами. Во вторичных лизосомах осуществляется процесс переваривания захваченныхчастиц с образованием остаточных телец, которыезатем выталкиваются из клетки наружу путем экзоцитоза – слайд 5.

 

 

1
2
3
4

 

Слайд 5. Выведение веществ из клетки путем экзоцитоза.

1 – Плазматическая мембрана; 2 – Пищеварительная вакуоль;

 3 – Продукт выделения; 4- Цитоплазма.

Клеточная мембрана выполняет ряд важнейших функций, ведущими из которых являются барьерная (разграничения цитоплазмы с внешней средой), функции рецепции и транспорта различныхвеществ как внутрь клетки, так и из нее.

Рецепторная функция плазмолеммы связана с локализациейна плазмолемме специальных структур, участвующих в специфическом «узнавании» химических и физических факторов. Клеточнаяповерхность обладает большим набором компонентов – рецепторов,определяющих возможность специфических реакций с различнымиагентами. Рецепторами на поверхности клетки могут служить гликопротеиды и гликолипиды мембран. Считается, что такие чувствительные к отдельным веществам участки могут быть разбросаны по всейповерхности клетки или собраны в небольшие зоны. Существуют рецепторы к биологически активным веществам – гормонам, медиаторам, к специфическим антигенам разных клеток или к определеннымбелкам. С плазмолеммой связана локализация специфических рецепторов, отвечающих за такие важные процессы как взаимное распознавание клеток, развитие иммунитета, реакция на физические факторы.

Один из вспомогательных структур клетки, это - цитоскелет. Он является опорно-двигательной системой клетки, которая образована белковыми нитчатыми структурами. Цитоскелет образовался за счет белков. В его структуре выделяется несколько систем, название которых происходит от основных структурных элементов, либо от основных белков, которые входят в состав данных систем.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.