Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2022-02-10 | 58 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Право граждан на обращение является конституционным правом, поскольку закреплено и гарантировано Конституцией Российской Федерации. При этом в Основном Законе нашего государства закрепляются лишь общие положения. Данное право выражается в том, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».
Федеральный закон несколько расширяет данное понятие, закрепив также право обращения не только в органы власти, но и непосредственно к должностным лицам.
Безусловно, право на обращение следует толковать расширительно, поскольку данным правом обладают не только граждане Российской Федерации. Порядок рассмотрения обращений распространяется также и на правоотношения, связанные с порядком рассмотрения обращений иностранных граждан, лиц без гражданства, находящихся на территории России. Исключение данной категории лиц означало бы нарушение конституционного принципа равенства прав и свобод [1].
Право на обращение реализуется посредством направления заявления, предложения, жалобы. Очевидно, что данные обращения имеют свои особенности. Предложение представляет рекомендацию гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Заявление - это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
|
Жалоба как вид обращения является просьбой гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
При этом форма обращения может быть как письменной, так и устной.
Согласно ст. 33 Конституции РФ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В развитие этого конституционного положения приняты тысячи нормативных актов на федеральном, региональном и местном уровнях.
Только федеральных законов, так или иначе регламентирующих порядок подачи и рассмотрения различных видов обращений граждан, более ста. В последние годы появились новые субъекты и адресаты обращения, а также новые виды обращений, ранее неизвестные отечественному законодательству.
Основополагающий Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ) предлагает всего три группы обращений: индивидуальные и коллективные, письменные и устные, а также предложения, заявления и жалобы. Представленные в Федеральном законе № 59-ФЗ виды обращений не соответствуют реалиям. Они не только отстают от сложившейся правоприменительной практики, но и не учитывают изменений законодательства [2].
Отсутствие стройной системы обращений граждан приводит к путанице, дублированию и неоправданному нормотворчеству. При этом часть новых видов обращений, сложившихся и активно применяемых в практике деятельности органов власти и многофункциональных центров, оказывающих государственные и муниципальные услуги, все еще находятся вне правового регулирования.
Необходимо определиться с содержанием термина «обращение граждан». Согласно ст. 4 Федерального закона № 59-ФЗ «обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления» [3].
|
Неудачность легального определения проявляется в двух аспектах. Во-первых, законодатель не указывает признаков и свойств, определяющих обращения граждан как самостоятельное явление общественной и правовой действительности.
Указанное замечание применимо и к дефинициям видов обращений, изложенным в Законе. Во-вторых, перечень видов обращений граждан является закрытым: предложения, заявления, жалобы. Формально это означает, что иные волеизъявления граждан в адрес органов власти обращениями не являются, что не соответствует ни Конституции РФ, ни сложившейся практике, ни российскому законодательству, достаточно широко применяющему термин «обращение гражданина».
В связи с изложенным возникает объективная необходимость предложить научное определение такому явлению общественной жизни, как обращения граждан.
Итак, обращение гражданина - это волеизъявление индивида (или объединения индивидов), соответствующее по форме нормативно определенным требованиям, выражающееся в виде требования к органу публичной власти или организации, реализующей публично значимую функцию, в целях осуществления своих прав, свобод и законных интересов.
Позволим лишь отметить, что оно содержит необходимый и достаточный набор признаков исследуемого явления, а именно: процессуальную форму обращения (набор обязательных требований к форме обращения и порядку его рассмотрения), субъект обращения, объективную сторону в виде волеизъявления, адресат и цель обращения [4].
Уникальная особенность этих пяти элементов заключается в том, что каждый из них является самостоятельным основанием для классификации обращений, а все в совокупности они позволяют установить не только максимально полный перечень видов обращений, но и целостную систему обращений граждан, которая в схематичном виде представлена ниже [5].
I. Обращения в соответствии с их процессуальной формой:
1) универсальные (общие) обращения;
|
2) специальные обращения;
3) дополнительные (частные) обращения.
II. Обращения в зависимости от субъекта волеизъявления:
1) индивидуальные обращения граждан;
2) коллективные обращения граждан;
3) обращения объединений граждан и юридических лиц.
III. Обращения в соответствии с объективной стороной волеизъявления:
1) устные обращения:
1.1) озвученные в ходе личного приема граждан;
1.2) озвученные не на личном приеме;
1.3) поданные по телефону, в том числе по телефонам доверия и «горячих линий»;
1.4) озвученные в непечатных средствах массовой информации (по телевидению, по радио, в форме аудио- и видеороликов на сайтах СМИ в сети Интернет);
2) письменные обращения:
2.1) по форме изготовления обращения (рукописные и машинописные);
2.2) по способу подачи обращения (поданные на личном приеме; поданные в подразделение, отвечающее за прием корреспонденции, например канцелярию, секретариат и т.п.; направленные посредством почтовой связи; направленные посредством электронной почты; направленные через электронные приемные на официальных сайтах в сети Интернет; направленные через официальные универсальные интернет-порталы, например Единый портал государственных и муниципальных услуг; переданные посредством факсимильной связи);
3) конклюдентные обращения.
IV. Обращения в зависимости от цели волеизъявления:
1) предложения;
2) заявления;
3) жалобы.
V. Обращения в зависимости от адресата:
1) обращения в органы публичной власти (государственные и местные):
1.1) обращения в органы судебной власти;
1.2) обращения в органы законодательной (представительной) власти;
1.3) обращения в органы исполнительной власти;
1.4) обращения в органы власти, не отнесенные ни к одной из традиционных ветвей власти;
2) обращения в организации и учреждения, осуществляющие публично значимые функции:
2.1) обращения в государственные учреждения;
2.2) обращения в муниципальные учреждения;
2.3) обращения в частные (негосударственные) организации, созданные в любой организационно-правовой форме;
2.4) обращения в политические партии;
3) обращения в международные организации:
3.1) жалобы в Европейский суд по правам человека;
3.2) сообщения в Комитет по правам человека;
3.3) петиции в Комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации;
3.4) сообщения в Комитет против пыток;
3.5) сообщения в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин;
4) обращения в иные (частные) организации и учреждения, не осуществляющие публично значимые функции.
Рассмотрим представленную систему обращений подробнее.
Право на обращение является конституционным, и согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 59-ФЗ порядок его реализации определяется либо настоящим Федеральным законом, либо федеральными конституционными законами или иными федеральными законами. Иными словами, процессуальная форма обращения (т.е. требования к форме волеизъявления и порядку его рассмотрения) может устанавливаться только федеральным законодателем.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!