Некоторые свойства процесса формирования группового сознания, как следствия социальной идентификацией — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Некоторые свойства процесса формирования группового сознания, как следствия социальной идентификацией

2024-01-18 164
Некоторые свойства процесса формирования группового сознания, как следствия социальной идентификацией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Имеющиеся исследования позволяют сделать некоторые выводы не только об основных, но и о более частных следствиях процесса идентификации и формирования группового сознания. Здесь мы можем привести в качестве примеров лишь некоторые, наиболее любопытные на мой взгляд выводы:

- Так, в период своего становления группы особое внимание уделяют выработке идеальных образов и основополагающих идей, которые дадут индивидуальный смысл членству в группе и адаптируют индивидуальные ценности к групповым. Выработкой и распределением групповых ценностей занимается групповая элита или политические структуры. Группы остаются стабильными только в случае, если система распределения ценностей не создает у членов группы ощущения депривации, поэтому большое значение для многих социальных сообществ приобретает выработка механизмов манипуляции распределительной системой. "Очевидно, что если элита может манипулировать людьми так, что они будут нуждаться в этих ценностях, элита может сохранить свою власть" (423, с.130).

- "...любые отличия элементов, и, следовательно, границы между ними всегда эталонированы, то есть существуют не вообще, но лишь по отношению к определенному эталону" (188, с.221). Доступность таких эталонов для восприятия групповых членов и членов других общностей должна быть большей тогда, когда групповые границы еще не достаточно устойчивы. Поэтому такая группа, стремясь приобрести большее влияние и независимость от других, развивает тенденцию быть социально рельефной. Поддерживая ощущение равенства всех внутри, группа старается подчеркнуть отличие членов группы от тех, кто находится снаружи. Для этого вырабатываются особые знаки-символы группы: гербы, флаги, логотипы, "малиновые пиджаки", бритые затылки и т.д.

- Образ прототипного члена группы, воплощающего в себе эталонированные черты группы, образуется в сознании членов группы исходя из практики межиндивидуального общения и часто не отождествляется с личностью лидера группы и не складывается из усредненных характеристик всех членов группы (454). В сознании же членов внешних групп он чаще всего отождествляется с образом группового лидера. Так, американские студенты, на вопрос: "Можем ли мы назвать страну врагом, если правительство или главный лидер является анти-американцем, даже если народ в целом дружественен?", в 62% случаев ответили: "Да".

- Сильная стереотипизация и усиление роли знаковой активности группы не только повышает рельефность группы, но и имеет обратное влияние на групповое сознание. В одном из экспериментов Уорчела и его коллег (Worchel) единственной разницей в условиях было наличие идентичной лабораторной формы у членов взаимодействующих групп. Результаты показали, что при неудачном взаимодействии идентичность одежды членов взаимодействующих групп снижала напряженность конфликта (447). Логично предположить, что резкие различия внешних черт групп окажут обратный эффект.

- Чем меньше группа членства относительно внешней группы, тем более положительная идентификация с ней будет развиваться (343).

- Чем больше согласия в группе, то есть, чем сильнее деперсонализация, тем больше разделенные отклики членов группы воспринимаются как объективно необходимые и истинные, соответствующие реальности (450).

- Простое присутствие других людей, подобных друг другу, но отличающихся от воспринимающего их субъекта, повышает его тревожность и усиливают личную идентичность (325, 331, 335, 367).

- Зиллер (1964) (Ziller), Снайдер и Фромкин (1980) (Snyder & Fromkin) показали, что новобранцы, люди только начинающие адаптацию в группе, ощущают страх перед деиндивидуализацией и ослаблением персональной идентичности. Коллективная адаптация новобранцев может приводить к формированию чувства солидарности между ними и к формированию их собственных норм, отличающихся от норм более старых членов группы. (369).

- Трудности в идентификации индивидов с группой могут влечь за собой к изменениям лингвистической стратегии: попыткам приобрести язык внешней группы; "унижению" языка или применению нестандартных речевых форм; вовлечению проблем языка в центр политических внутригрупповых событий (278).

- Индивид в процессе идентификации проходит ряд стадий, в ходе которых меняется его социальный статус и стратегия поведения. Изменения его статуса отражены следующим рядом: перспективный член группы, новый член группы, полный член группы, маргинал, экс-член группы (369).

- Свои особенности идентификации возникают при взаимодействии разно статусных групп или групп, составляющих меньшинство (391, 458).

Итак , можно заключить наши краткие рассуждения о процессе идентификации утверждением о том, что он является центральным процессом, который включает индивидуальный человеческий материал в жизнь и развитие социального организма. За счет этого индивиды получают возможность продлить влияние своей личности далеко за пределы физического существования человеческой особи. «...каждый индивидуум какой-нибудь расы имеет очень короткую индивидуальную жизнь и очень долгую коллективную» (102, с.13).

«Судьбой народа руководят в гораздо большей степени умершие поколения, чем живущие» (Там же). Только благодаря этому до сих пор сохранился такой маленький народ как ульты живущий на Сахалине. После Октябрьской революции их записали как арачуны. В период политико-экономического кризиса 90-х годов народность, насчитывающая к тому времени чуть больше 200 человек, вспомнила свое исконное название и затратила много сил, чтобы вернуть его. Прагматически они не достигли ничего, но они сохранили душу предков и сделали первый шаг к возрождению.

Свойство социоцентризма, которое нейтрализует в чувствах индивида страх перед деперсонализацией, приводит к унификации индивидуальных оценок, образов и установок, повышая уверенность в их истинности и мотивируя к распространению их на весь окружающий мир.

Психологически эффективная социальная группа стремиться в результате своей активности приобрести максимальный контроль над окружением. Один из самых распространенных путей достижения этого, свойственный нашей европейской культуре - это завоевание внешнего мира: завоевание природы, завоевание доверия народа, завоевание любимых, завоевание друзей

В результате, склонность к фаворитизму в отношении своих достижений и ценностей нередко приводит к отрицанию ценностей и достижений другой группы, к восприятию их как менее существенных или как ложных. «Нельзя представить себе ничего более ужасного, чем пожирание трупа собственного отца; и однако те народы, которые придерживались в древности этого обычая, видели в нем свидетельство благочестия и сыновней любви... ...каким жестоким и отвратительным показался бы людям, проникнутым этим суеверием, обычай предавать останки своих родителей земле, где трупы гниют и служат пищей животным и червям» (133, с.290).

Необходимо учитывать, что социоцентризм в своем экстремальном конкретном выражении может существенно влиять на восприятие мира, приводя к мотивации избегания когнитивного диссонанса, а следовательно к селекции, редукции, интроекции, проекции, рационализации и прямому искажению информации. Опрос Нью-Йорк Таймс в 1985 году показал, что 28% американцев верили, что во II Мировой Войне Советский Союз воевал против USA. Другое исследование показало, что 24% американских студентов думает о Советах как о первых изобретателях атомной бомбы (420). В 1947 году Оллпорт и Постман просили студента рассказать другому студенту, а тот - следующему и т.д. содержание картинки, на которой белый угрожал ножом черному. На половине цепочки нож незаметно в пересказе переходил в руку черному человеку (234).

Прямое воздействие на результаты межгруппового восприятия, к которым иногда прибегают при стремлении к социальной справедливости и социальному равенству нередко понимаемым как одинаковость, может привести лишь к усугублению межгруппового кризиса. В анализе в первую очередь следует исходить не из социологической или политической оценки групповых стереотипов и реакций, а из причин их возникновения и функций, которые они исполняют.

Уничтожение специфики групповых характеристик, которые вовлечены в идентификационный процесс, - худший путь налаживания оптимальных человеческих отношений. «...человек, утративший доступ к духовной воде и к духовному огню своего народа; становится безродным изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим духовным дорогам, обезличенным интернационалистом» (71, с.236). «...все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада» (Там же).

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.