Роль материального и идеального фона в построении межгрупповых отношений — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Роль материального и идеального фона в построении межгрупповых отношений

2024-01-18 161
Роль материального и идеального фона в построении межгрупповых отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определенность социологическим системам задается материальным и идеальным фоном, то есть тем контекстом физико-биологических свойств, которые воспринимаются взаимодействующими группами, влияют на формирование конкретной социологической системы, но системообразующими факторами не становятся. То есть, в качестве фона выступают иные системы организации универсума, действующие на конкретную социологическую систему лишь опосредованно и до определенного момента не затрагивающие ее сущность, то есть социальный контекст[108]. Роль фона становится ведущей в период накопления изменений системы, определения средств достижения целей ее элементами, то есть внутри отдельного этапа развития.

Материальный и идеальный фон определяет формальные характеристики социологической системы на основе измерений, которые уже заданы системообразующим принципом. Это наглядно видно на примере истории изменения форм общественного управления на Руси.

Первый семейный принцип объединения, доставшийся первобытному человеку от животного мира и построенный на полной власти вожака, отца семьи сменяется задружным, при котором отсутствует наследование имущества и все принадлежало задруге, а социальные группы сохраняют форму семьи, но лидером группы уже не становился автоматически патриарх. Он мог быть заменен при необходимости одним из сыновей..

 В Киевской Руси эпохи Русской Правды с ростом задружного землевладения и элементного состава сообщества создается семейное право и создаются основы корпоративных отношений.. Это приводит к формированию более крупные сообществ - вервей, объединяющие задруги-дворища, поселки. То есть возникает совершенно новая форма социальных объединений...

 Смена (по мере роста количества землевладений и населения) кровного принципа территориальным требует определенного возврата патриархальных черт в лице княжеской власти, управляющей волостью и включавшей в себя несколько вервей. Одновременно дифференцируются первые социологические слой общества и возникает иерархия и ощущение различий в социальном статусе этих слоев. Княжие люди заняты по преимуществу социальным контролем, взаимоотношениями между структурными единицами и торговлей, население задруг и поселков - материально-практической деятельностью. Последняя требует сохранения внутри этих общностей корпоративного, связанного с самоуправлением, принципа регулирования взаимоотношений в форме вече.

При Андрее Боголюбском единая иерархия начинает пронизывать сообщество до низов, знаменуя собой переход к новому принципу построения взаимоотношений, территориально-производственному. Отмирает вече и весь социальный контроль сосредотачивается в руках династически предопределенного (кровная преемственность) монарха. Перед нами возникает в какой-то мере социальная проекция биологического уровня организации управления сообществом. Но в отличие от биологического, ее гуманизованная сущность требует освящения власти конкретного лица его подданными. (167, 192)

Так с изменением физических характеристик и связей возникают новые социологические признаки, которые формируют совершенно новые формы социальных объединений, несмотря на то, что основных системообразующие принципы социологических систем, как мы видели в предыдущем примере, повторяются снова и снова.

Не только продукты жизнедеятельности социологических систем, но и просто природные факторы влияют на социологическое формообразование.

"Однообразие природных форм ослабляет областные привязанности, ведет народонаселение к однообразным занятиям; однообразность занятий производит однообразие нравов, обычаев и верований исключает враждебные столкновения; одинаковые потребности указывают одинаковые средства к их удовлетворению, - и равнина, как бы ни было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно станет областью одного государства: отсюда понятна обширность русской государственной области, однообразие частей и крепкая связь между ними". (197, с.160).

Многие факторы материального и идеального фона в процессе реальной жизни групп выступают как константы. Они остаются, по крайней мере, постоянными в течении длительного периода существования группы. Но не все они актуальны для группы в конкретный период времени. Процесс их актуализации хорошо представлен экспериментами, которые провели Дэйв и Норбурн (Davey & Norburn). Они хотели выяснить значимость для взаимоотношений, таких легкоразличимых признаков как раса, одежда и возраст. Детей просили сортировать фотографии на две кучки, повторяя каждый раз ту же процедуру с фотографиями, оставшимися от предыдущей сортировки. Самым значимым, как подтверждается и некоторыми другими исследованиями, оказался расовый признак.. Но, что примечательно, когда детей просили сортировать карточки по парам детей играющих в парке, на первое место вышла сексуальная принадлежность (388). А я уверен, что если бы их попросили сделать сортировку по группам, выезжающим с делегацией "Доброй воли" или союза дизайнеров, то они отдали бы предпочтение одежде.

Сделанный по результатам эксперимента вывод о том, что кросс-сексуальная игра более сильна чем интеррасовый контакт и может использоваться для смягчения межрасовой напряженности полезен. Но более полезно осознание того, что основные причины межрасовой напряженности остаются в таком случае в стороне и не приближают нас к предвидению радикальных путей построения эффективных межрасовых отношений. Происходит обыденный переход сферы личностного сознания и актуализация иной структурной комбинации материального и идеального фона, которая и диктует соответствующие формы взаимоотношений детям, переводя предыдущие в потенциальную сферу.[109]

В реальной практике поведения структура материального и идеального фона обладает большой ситуативностью. Возьмем для рассуждений гипотетического Джона Смита из статьи Мирона Розбарта и Оливера Джона (414). Этот Джон Смит - высокообразованный, известный биохимик. Он обладает такими свойствами: Черный (негроидная раса), Мужчина, Ученый. Если вы столкнетесь с ним в зоне распространения эпидемии при спасении им зараженных вирусом детей, то вам и в голову не придет проявлять по отношению к нему акты поведения стимулированные первыми двумя свойствами. Тот же Джон Смит вызовет некоторое замешательство и умиление многих женщин, если они застанут его кормящего манной кашей двухлетнего малыша. Второе свойство фона станет самым актуальным. И уж совсем ярких реакций можно ожидать, если наши российские старушки, приведя своих внучат в районную поликлинику где-нибудь в Вологодской области, встретят там Джона Смита, приехавшего по межгосударственному обмену специалистами. Тогда даже все внешние атрибуты врача и объяснения местных медработников не развеют их тревоги перед первым в их краях афроамериканцем.

Таким образом, материальный и идеальный фон, оставаясь постоянным в своем вещном выражении, в реальной практике межгруппового взаимодействия будет постоянно менять свою структуру и делать актуальными те или иные его свойства в зависимости от социологической ситуации. В связи с этим целесообразно принять другой термин "контекст", заимствовав его из лингвистики, для обозначения актуальной структуры материального и идеального а, но и сохранив за ним аналогичные задачи в ходе реализации межгрупповых отношений элементов социальной системы. "Роль контекста состоит не в том, что он видоизменяет расплывчатое исходное значение, а в том, что он реализует заранее заключенное в слове как элементе языковой системы различные значения" (223, с.106). Социологический контекст реализует различные свойства социальных субъектов, формируя их из социального множества и диктуя текущей ситуации адекватную структуру межгрупповых отношений.

Но трактовка приведенного выше примера Розбартом и Джоном также справедлива и очень важна. Авторы не касаются в ней внешней, окружающей субъекта, реальности. А говорят о субъективном мире. Человек, имеющий традиционный стереотип, сочетающий признак "черный" с признаком "низкий уровень образования", легче воспримет в Джоне Смите Ученого, чем Черную Персону со всем вытекающим отсюда отношением к нему и моделями поведения. Можем добавить, что большую роль в этом исходе сыграет и феномен когнитивного диссонанса (338), который вытаскивать из материального и идеального фона именно те факты, которые согласуются с усвоенным стереотипом.

В приведенном примере столкнулись две стороны реальности, которые в исторических системах играют решающую роль при формировании взаимоотношений социальных групп. Объективные требования системы сталкиваются с субъективным миром и последние, испытав некоторые метаморфозы, начинают, зачастую не осознавая этого, служить целям системы.

 Как это происходит? - и представляет собой наш очередной и последний вопрос.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.