Второй круг познания предмета: взаимоотношения как динамика — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Второй круг познания предмета: взаимоотношения как динамика

2024-01-18 166
Второй круг познания предмета: взаимоотношения как динамика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Логика изложения данного раздела может быть выражена связью следующих понятий:

 


Часть 4. Структура взаимоотношений социальных групп

В своем анализе мы пришли к тому, что на почве зародившегося свойства социальности появляется новая, особая сфера психологических отношений человека - сфера взаимоотношений социальных групп.

Через свои взаимоотношения социальная группа вмещает в себя всю социальную систему, ради которой она существует. Перефразируя слова Г.В.Полякова, которыми он характеризовал взаимоотношения индивидов в социальной системе (161, с.37), можно сказать: взаимоотношения социальных групп А и Б есть в то же время фактор, опосредующий и отношения группы А с теми группами, которые связаны с группой Б, и отношения группы Б с теми группами, которые были связаны с группой А. Таким способом социальное единство присутствует в каждой взаимодействующей группе. На этой основе она и строит свои взаимоотношения с другими.

Эти отношения действительно особые:

Во-первых, они генетически производны от психологических отношений к предметам и явлениям материальной действительности.

Во-вторых, они отражают не материальные, а идеальные результаты человеческой активности в соответствии со своей ролью в социальной системе.

В-третьих, это не отношения, а именно, взаимоотношения, так как они призваны отражать и регулировать взаимосвязанные позиции соответствующих групп как элементов социальной системы. Поэтому формируются они в виде реакций субъекта на предполагаемые или реальные отношения соучастника взаимодействия к объекту отношений.

В-четвертых, в силу их значимости и универсальности для функционирования социальной системы как новой среды существования людей, они могут принимать на себя опосредующую роль в процессе формирования социально-психологических отношений человека к разным сторонам действительности.

В них концентрированно и обобщенно отражаются результаты и процесс возможного взаимодействия групп и успешность совместной жизнедеятельности. Поэтому они, так же как и психологические отношения в целом, превращаются в объект познания и особой активности человека.

В исследованиях структуры межгрупповых отношений существует несколько подходов.

В ряде зарубежных работ выделяют два структурных компонента межгрупповых отношений: когнитивный, связанный со знанием, и аффективный, связанный с переживаниями, чувствами (298). Это справедливо, когда субъект переносится в центр явлений и рассматривается как точка отсчета всего происходящего. Все, что касается его действенной стороны привлекает главное внимание, а эмоции и знания, по сравнению с ней, играют второстепенную, регулирующую роль. На этой основе исследовательский взгляд приобретает эгоцентрический, этноцентрический характер.

Некоторые исследователи добавляют в структуру анализа направляющий (directiv) элемент, задающий "порядок и направление непрерывному потоку человеческих действий и мыслей". Это уже включает субъекта в общий вектор действий по достижению целей и взаимодействие групп получает определенный координированный характер.

В исследовании взаимоотношений социальных групп более адекватным видится включение в анализ трех равноправных компонентов отношений: когнитивного, аффективного и действенного, как традиционно принято в отечественной науке при рассмотрении проблем деятельности и общения (85, 195). "Отношение - это предрасположение к мысли, чувству или действию, направленное в определенное русло" (40, с.121). При таком подходе внимание концентрируется не на группе, а на взаимодействии групп, как единице анализа, включенной, в свою очередь, в более общую систему взаимодействия, социальную систему.

Эти компоненты как бы замкнуты внутри группы, в ее психологической реальности, тогда как стороннему наблюдателю видна лишь внешность взаимодействия - групповое поведение.

Когнитивный компонент взаимоотношений своими существенными сторонами воплощен в образе группы. Складываясь из отдельных впечатлений, умозаключений, следов памяти, он трансформируется в целостное восприятие группы, которое позволяет личности выбирать наиболее соответствующую реакцию по отношению к группе как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Познание этого компонента взаимоотношений невозможно без психологического анализа образа группы как социального феномена.

Эмоциональный компонент связан со степенью изменения социальной системы и ориентирован на сохранение ее целостности и развитие. Поэтому он отражает ценность группы, участвующей во взаимодействии с точки зрения ее вклада в существование системы, которая в данный момент актуальная для группы-субъекта. Поскольку эта оценка подчинена сохранению социального качества, своим основанием она покоится на системе ценностей, сложившихся в культуре сообщества. Исследование ценностной сферы группы позволяет понять природу и силу эмоционального компонента взаимоотношений групп.

Действенный компонент, выраженный в социальных установках группы, предопределяет способ реагирования на межгрупповую ситуацию, складывающуюся в процессе взаимодействия социальных групп. Он становится необходимым условием конкретизации процесса социального обмена между группами, превращения общих закономерностей межгруппового обмена в реальный узор группового поведения.

Общую структуру взаимоотношений социальных групп можно представить следующим триединством:

 

О Б Р А З        когнитивный             аффективный      ЦЕННОСТИ

                        аспект                                   аспект

                                    ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

                                           СОЦИАЛЬНЫХ

                                                   ГРУПП

 

                                       действенный аспект

 

 



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.