Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-05-23 | 513 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Прагматическая социология: Бурдье и после
Задача этого вводного курса – познакомить студентов с наиболее важными работами, написанными в русле прагматической социологии. В рамках занятий мы обсудим, в чем специфика социологического употребления и использования понятия «практики», которое сыграло большую роль в социальных науках 20 века.
Говоря о «прагматическом повороте», имеют в виду, что в 20 веке в социальных и гуманитарных науках произошел поворот, с одной стороны, тематический - от изучения социальных структур и дискурсов к изучению повседневных практик, а с другой стороны эпистемологический – от структурализма, феноменологии или, например, герменевтики к практическому / прагматическому методу (Бурдье называл свой подход «практической теорией»). В этой связи мы зададимся следующими вопросами: что такое практики, как их изучать и что нам дает изучение практик для понимания общества? Также мы сравним прагматический метод с теми исследовательскими программами и парадигмами, от которых он отталкивался и которым себя противопоставлял: социальным конструктивизмом, структурализмом и пост-структурализмом и т. д.
Вместе с тем, мы хотели бы избежать превращения курса в скучный и сухой, «учебниковый» нарциссический нарратив преподавателя. Поэтому курс будет обладать рядом особенностей:
1) Курс будет выстроен вокруг текстов, а не лекций, то есть будет представлять собой дискуссию, в рамках которой мы будем обсуждать ключевые статьи и главы из книг социологов, работающих в русле прагматического метода.
2) Эти тексты будут носить, прежде всего, исследовательский, «практический», а не систематизаторский характер. Общие же, теоретические проблемы мы обсудим в конце, а не в начале курса.
3) Тексты зарубежных социологов, как ставшие классическими, так и современные, мы будем по возможности сопровождать российскими «иллюстрациями»: статьями на основе эмпирических исследований, посвященных российским реалиям, с одной стороны близким и знакомым, а с другой, вызывающим не теоретический, а практический интерес российской студенческой аудитории. Это позволит студентам глубже понять и саму прагматическую теорию в ее лучших образцах, и ее предназначение – исследование общества, а не теоретизирование в башне из слоновой кости.
К каждому занятию несколько студентов должны будут подготовить краткий пересказ текстов из списка литературы. С пересказов этих текстов будет начинаться занятие. После этого преподаватель читает небольшую вводную лекцию, затем – дискуссия о прочитанных текстах.
Занятие 1. Правила метода: чем прагматическая социология отличается от «классической» и «более традиционной»?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к привилегированному объекту исследования социологии – классификациям, и сравним, как разные социологии изучают их. Студентам-философам будет полезно вспомнить «Критику чистого разума» Канта и учение Аристотеля о категориях.
Основная литература:
Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996.
Бурдьё П. Различение: социальная критика суждения / Пер. с фр.О.И. Кирчик // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.
Шартье Р. От придворной публики к городской / Шартье Р. Письменная культура и общество. Новое издательство, 2006.
Дополнительная литература:
Ленуар, Р. Предмет социологии и социальная проблема // Начала практической социологии. М.: Ин-т эксперимент. социологии. СПб.: Алетейя, 2001. С.77-144.
Бурдье П. Практический смысл, приложение «Дом, или перевернутый мир». / Пер. с фр.: А.Т. Бикбов, К.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, Н.А. Шматко; Отв. ред. пер. и Послесл. Н.А. Шматко. — СПб.: Алетейя, М.: «Институт экспериментальной социологии», 2001.
Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии (введение и глава1).
Мосс. М. Техники тела / Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996.
Прагматическая социология: Бурдье и после
Задача этого вводного курса – познакомить студентов с наиболее важными работами, написанными в русле прагматической социологии. В рамках занятий мы обсудим, в чем специфика социологического употребления и использования понятия «практики», которое сыграло большую роль в социальных науках 20 века.
Говоря о «прагматическом повороте», имеют в виду, что в 20 веке в социальных и гуманитарных науках произошел поворот, с одной стороны, тематический - от изучения социальных структур и дискурсов к изучению повседневных практик, а с другой стороны эпистемологический – от структурализма, феноменологии или, например, герменевтики к практическому / прагматическому методу (Бурдье называл свой подход «практической теорией»). В этой связи мы зададимся следующими вопросами: что такое практики, как их изучать и что нам дает изучение практик для понимания общества? Также мы сравним прагматический метод с теми исследовательскими программами и парадигмами, от которых он отталкивался и которым себя противопоставлял: социальным конструктивизмом, структурализмом и пост-структурализмом и т. д.
Вместе с тем, мы хотели бы избежать превращения курса в скучный и сухой, «учебниковый» нарциссический нарратив преподавателя. Поэтому курс будет обладать рядом особенностей:
1) Курс будет выстроен вокруг текстов, а не лекций, то есть будет представлять собой дискуссию, в рамках которой мы будем обсуждать ключевые статьи и главы из книг социологов, работающих в русле прагматического метода.
2) Эти тексты будут носить, прежде всего, исследовательский, «практический», а не систематизаторский характер. Общие же, теоретические проблемы мы обсудим в конце, а не в начале курса.
3) Тексты зарубежных социологов, как ставшие классическими, так и современные, мы будем по возможности сопровождать российскими «иллюстрациями»: статьями на основе эмпирических исследований, посвященных российским реалиям, с одной стороны близким и знакомым, а с другой, вызывающим не теоретический, а практический интерес российской студенческой аудитории. Это позволит студентам глубже понять и саму прагматическую теорию в ее лучших образцах, и ее предназначение – исследование общества, а не теоретизирование в башне из слоновой кости.
К каждому занятию несколько студентов должны будут подготовить краткий пересказ текстов из списка литературы. С пересказов этих текстов будет начинаться занятие. После этого преподаватель читает небольшую вводную лекцию, затем – дискуссия о прочитанных текстах.
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!