Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2022-08-21 | 44 |
5.00
из
|
Заказать работу |
2.1 Содержание программы с целью выявления возможности установления межпредметных связей.
Осуществление межпредметных связей является одним из основных принципов технологического подхода в обучении, при котором должны быть выявлены все условия, необходимые в достижении целей. При использовании технологического подхода в разработке отдельной программы [1, с. 48], координируя изучение учебного материала с другими предметами, необходимо фиксировать межпредметные связи различного типа по отношению к той или иной цели курса. Задачами реализации межпредметных связей при конструировании содержания учебного предмета являются: выявление общих элементов содержания различных учебных предметов для определения "возможных" (сопутствующих) межпредметных связей в другом предмете, для определения "необходимых" (предшествующих и перспективных) межпредметных связей.
Классическим примером предмета, предполагающего установление всевозможных типов и видов межпредметных связей и обеспечивающего интеграцию в начальных классах, является природоведение.
Содержание курса природоведения может представлять собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Следовательно, необходимо установление межпредметных связей с предметами различных направлений, что позволяет подойти к формированию ведущей идеи программы - "взаимосвязь природы, человека, общества" - в ее целостности и с позиции экологической проблематики.
Обратимся к программе по природоведению с целью выявления межпредметных связей и анализа содержания учебных тем. В данном случае мы солидарны с мнением Г.Ф. Федорца, утверждающего, что тематическое рассмотрение проблемы обеспечивает возможность осуществления межпредметных связей между темами самых различных учебных предметов. Этот подход позволяет избежать ограниченности двусторонних связей и так называемой "цикловой координации" учебных дисциплин, когда связи искусственно ограничиваются рамками двух предметов или определенного цикла (естественно-математического, гуманитарного, художественно-эстетического и т. д.) [23, с. 30]
В таблицах 2 и 3 представлен анализ разделов "Летние и осенние явления в природе" и "Зимние явления в природе", выявляющий межпредметные связи по темам и некоторые варианты путей их реализации.
Табл.2. Межпредметные связи раздела "Летние и осенние явления в природе
№ п/п | Тема | Межпредметны е связи | Реализация межпредметных связей |
1. | Осенняя экскурсия | Музыка | Р. Шуман Первая утрата из «Альбома для юношества». |
ИЗО Труд | Рисунки осени. Поделки из природных материалов. | ||
Русский язык | Сочинение «Осенний лес». | ||
2. | Осень пришла | Музыка | П. Чайковский «Осень». И. Мошковский «Осенью». (этюд) |
Чтение | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» или др. произведение об осени. | ||
Физкультура | Закаливание организма осенью. | ||
3. | Растения летом и осенью | ИЗО | И. Левитан «Осень» Сравни-тельная характеристика картин природы осенью и летом. |
Чтение | И. Соколов-Микитов «Зеленой листвой». И. Бунин «Листопад» и др. произведения об осени. | ||
Музыка | Слушанье музыки, имитирующее ветреное состояние природы. | ||
Труд | Изготовление панно из растений «Самоцветы природы». | ||
4. | Насекомые и птицы летом и осенью | Чтение | А. Фет «ласточки пропали». |
ИЗО Труд | Изготовление поделок из природных материалов, имити-рующих животных. | ||
5. | Дикие животные осенью | Чтение | К. Паустовский «Барсучий нос», «Заячьи лапы». |
Русский язык | Составление рассказа о диких животных. | ||
6. | Домашние животные осенью | Чтение | Б. Житков «О животных». |
Внеклассное чтение | Использование дополнительной литературы к урокам чтения. | ||
Русский язык | Написание рассказа о своем любимом домашнем животном «Бессловесный друг». | ||
7. | Труд людей летом и осенью | Чтение | Э. Шим «Жатва». |
Русский язык | Рассказ «Осеннее поле». | ||
ИЗО | Изображение труда людей в городе или селе. | ||
8. | Поздняя осень. Охрана и укрепление здоровья. | Чтение | А.Аксаков «Осень, глубокая осень», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». |
Музыка | П. Чайковский «Времена года». | ||
ИЗО | Использование картин карельских художников и составление букетов из осенних растений | ||
Физкультура | Закаливание организма, гигиена одежды. | ||
9. | Летом и осенью | Чтение | Н.Некрасов «Славная осень!» М. Лермонтов «Осень» и др. |
Музыка | Ф Шопен Прелюдия №15 ре-бемоль мажор. | ||
Труд | Выставка работ по теме осень. |
Табл.3. Межпредметные связи раздела "Зимние явления в природе"
№ п/п | Тема | Межпредметные связи | Реализация межпредметных связей |
1 | Зимняя экскурсия | Чтение | Ф.Тютчев “Чародейкою-зимою”. |
ИЗО | Рисование по теме “Зима в моём представлении”. | ||
2 | Зимние явления в неживой природе | Чтение | И.Никитин “Встреча зимы”. А.Чехов “Шёл первый снег”. |
ИЗО | И.Грабарь “Февральская лазурь”. М.Бочаров, В.Васнецов - эскизы декораций к опере Н.Римского-Корсакова “Снегурочка”. | ||
Музыка | Н.Римский-Корсаков “Снегурочка”. | ||
3 | Снег и лёд | Чтение | В.Даль “Старик-годовик” (1-4 абзацы). |
Музыка | К.Дебюсси – танцующие снежинки из сюиты “Детский уголок”. | ||
4 | Растения зимой | ИЗО | Рисование по теме “Зимний парк” или “Зимний лес”. |
Чтение | С.Есенин “Берёза”. | ||
Труд | Аппликация “Деревья зимой”. | ||
5 | Животные зимой | Чтение | В.Чаплин “Лесная кормушка” (выборочное чтение). |
ИЗО | Рисунки птиц. | ||
Труд | Лепка животных (кто как зимует), составление композиции | ||
Музыка | Л.Книппер “Почему медведь зимой спит”. | ||
6 | Зимой (обобщение) | Чтение | Н.Некрасов “Не ветер бушует над бором...”. |
Музыка | В.Крутицкий “Зима”. Р.Шуман “Дед Мороз”. Зима из “Альбома для юношества”. |
[3, с. 58]
Таким образом, проведенный анализ двух разделов показывает, что в них, с одной стороны, имеются богатые возможности для установления межпредметных связей как основы интегративного изучения тем; с другой стороны, данные связи не нашли отражения ни в программе, ни в учебнике, ни в методических рекомендациях для учителей. [26, с. 87]
В графе "реализация межпредметных связей" таблиц 2 и 3 нами не всегда указываются конкретные музыкальные, изобразительные или литературные произведения. Это объясняется тем, что мы не хотели, что бы ограничиваться только поурочным соотношением тем разных предметов (чтение, изобразительное искусство, музыка и др.) и использованием только программного материала разных учебных дисциплин. Мы считаем необходимым включение дополнительного материала, в том числе краеведческого характера, позволяющего расширять и углублять знания, а также раскрывать творческие способности учеников и учителей. А это, в свою очередь, обеспечит более глубокую основу интегративного подхода к изучению природоведения и начальных классах.
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!