Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-03-18 | 85 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
с цитатой из письма Пушкина: ≪Черт догадал меня родиться
в России с душою и с талантом!≫ Фраза эта вызвала резкую
Критику, некоторые увидели в ней обидное обобщение, и театр
В дальнейшем обходился без нее. Нет худа без добра: фразу
Эту, пожалуй, стоило убрать и до критических замечаний, ибо
она действительно сводила смысл спектакля только к ≪трагедии
ума≫, тогда как спектакль был не только об этом. Трагедия
Ума —но и трагедия таланта, трагедия бессилия —но и торжество
Ума и таланта, бессилие перед ними всего косного. Верховный
Судья, зрительный зал, был на стороне Чацкого, полюбил
Его и поверил ему.
Стенограмма беседы Г. А. Товстоногова, посвященной постановке пьесы
А. С. Грибоедова ≪Горе от ума≫.
Г. Т о в с т о н о г о в. О профессии режиссера, с. 199.
89
Что такое традиции для актера применительно к ≪технологии
≫ его творчества? ≪Старый≫ Чацкий обычно все знал заранее.
Он знал, что вернулся обличать, и был готов к монологам.
Чацкий Юрского вернулся любить и быть счастливым. Он все
Сделал, все проверил, все испытал, прежде чем окончательно
Понял, что счастья тут не будет. Он прошел через драму.
Молчалин К. Лаврова, обладая всеми ≪традиционными≫ качествами
Подхалима, угодника, верного прислужника, был человеком
Большой силы, уверенности и своеобразного внутреннего
Достоинства. Обычно Молчалина играют так, словно Алексей
Степанович только начинает свою карьеру. Постановщик и актеры
Хотели противопоставить Чацкому значительного и сильного
Противника. Элементарный подхалим вряд ли представлял
|
Бы достойного соперника для такого Чацкого, которого С. Юрский
Представил в спектакле. Спектакль шел к философским
Обобщениям, и противостоять друг другу в нем должны были
Герои со своим, сложившимся мировоззрением. Подхалимничанье
Молчалина в этом спектакле было его философией, а не
формой каждодневного существования. ≪В самой его изысканной
Обходительности,—тонко подметила Р. Беньяш,—есть оттенок
иронического превосходства≫.1
В этом решении образа, как и во всех иных случаях, режиссер
И актер опирались на текст пьесы, искали в нем опору и
Оправдание своего решения.
До товстоноговского ≪Горя от ума≫ и Молчалина —К. Лаврова,
Кажется, никто не обращал внимания на слова Фамусова
из 2-го явления I действия:
Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари...
Спроси сейчас даже сведущего в литературе человека, что
значит ≪чин асессора≫ в то время, он вряд ли ответит точно.
Такова инерция мышления, такова инерция литературного восприятия
слов, что кажется, что ≪асессор≫ —это ничтожно мало
И что, таким образом, Молчалин удовольствовался ничтожной
Подачкой. Коллежский же асессор —это 8-й класс (из 14) по
Табелю о рангах.
Молчалин товстоноговского спектакля имел, таким образом,
≪юридическое≫ право чувствовать себя достаточно преуспевшим,
Чтобы с высоты своего положения давать Чацкому советы,
Иронией отмечая свое превосходство в познании жизни.
Традиции сценического истолкования пьесы, освященные великими
Именами и дорогими театральными преданиями, создали
Опасное ощущение исчерпанности пьесы, которая, оставаясь
В числе самых чтимых классических литературных произведе1
Р. Б е н ь я ш. Без грима и в гриме. Л., 1965, с. 201.
90
|
Ний, уже не может представлять живого интереса для театра.
≪Горе от ума≫ редко встречалось даже в числе утренников.
Товстоногов, задумав ставить ≪Горе от ума≫, прежде всего
должен был преодолеть ≪очень двойственное отношение к этому
Произведению: огромное эмоциональное воздействие в процессе
Чтения, огромное волнение, которое испытываешь тогда, когда
Читаешь это произведение, и странная тоска и угнетение при
встрече с его сценическим воспроизведением≫.1
В этой же беседе Товстоногов назвал некоторые спектакли,
которые довелось ему видеть: ≪видел в Малом театре, в М Х А Т
(с уже старым Качаловым)≫, много раз смотрел периферийные
спектакли, видел ≪совершенно в стороне стоящее ≪Горе уму≫
Всеволода Мейерхольда≫, но ≪первозданного впечатления от
Произведения, когда его читаешь, ни разу получить еще мне,
как зрителю, не удалось≫.
Для Товстоногова всегда важно бывает определить, так сказать,
Стратегическую задачу, сориентироваться в соотношении
Традиций, определить сегодняшнее место произведения, точку
Нахождения пьесы в движущейся истории театра. Его интуиция
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!