Отметим, что говорящие в духе попеременно называются то апостолами, то пророками. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Отметим, что говорящие в духе попеременно называются то апостолами, то пророками.

2021-03-17 61
Отметим, что говорящие в духе попеременно называются то апостолами, то пророками. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Игнатий Антиохийский также возвышает дар пророчества, когда наставляет своих читателей слушать христианских пророков, потому что пророки «жили по Иисусу Христу» и были «вдохновляемы Его благодатью» (Магнезийцам 8.2; 9.2). Далее он добавляет, что христианам нужно любить не только Евангелие и апостолов, но и пророков, потому что они объявили о пришествии Христа и стали Его учениками (Филадельфийцам 5.2) 60. Климент Александрийский говорит о «пророческом духе» как об источнике целого ряда не только ветхозаветных, но и новозаветных частей Писания (Педагог 1:5). Поскольку он говорил о непророческой части Нового Завета, по всей вероятности, он имел в виду пророческое вдохновение, которое лежит в основе всех книг Библии. Иустин Мученик писал об Аврааме: «Ибо как он поверил голосу Божию, и это было вменено ему в праведность, так и мы, поверив сказанному нам Богом через апостолов Христовых и провозглашенному через пророков, отказались вплоть до смерти от всего, принадлежащего миру» 61. Он выступал в защиту пророческой силы в христианской церкви 62.

В III веке Дионисий Александрийский, ученик Оригена, ошибочно полагал, что Откровение не было написано апостолом Иоанном, но тем не менее принимал его как богодухновенную книгу 63. Выступая против мнения, что автором Апокалипсиса был апостол, он писал: «Я не осмелюсь отвергнуть эту книгу» (Евсевий Кесарийский, Церковная история 7.25). Готовность Дионисия признать авторитетность Апокалипсиса при том, что его автором не был апостол, говорит о признании другого, отличного от апостольства источника вдохновения – по всей вероятности, дара пророчества.

По меньшей мере, еще трое из отцов Ранней Церкви усматривают связь между письмами Павла семи церквям и семью посланиями Иоанна в Откр. 2-3. Это Киприан, Викторин и Иероним 64. Первый и второй отмечают сходство между церквями у Павла и у Иоанна, что говорит о следовании Павлом пророческому образцу Иоанна.

Таким образом, о пророческом вдохновении говорилось, хотя и не столь громко и много, как об авторитете апостольства. В свете столь древнего свидетельства, представляется справедливым заключение, которое делает Госсен:

И поскольку Св. Лука и Св. Марк были, подобно многим другим пророкам, сотрудниками, избранными Св. Павлом и Св. Петром, разве не ясно, что двое апостолов наделили их дарами, которые они раздавали многим уверовавшим? Разве мы не видим, что Петр и Иоанн прежде идут в Самарию, чтобы передать эти дары верующим в этом городе (Деян. 8:14, 17), а затем Петр приходит в Кесарию, чтобы принести их язычникам, услышавшим слово в доме сотника Корнилия? Разве мы не видим, что Св. Павел щедро наделяет ими верующих в Коринфе, Ефесе и Риме (Деян. 19:6, 7; 1 Кор. 12:28; 14; Рим. 1:11; 15:19, 29)? Разве мы не видим, как через Павла на любимого им сына Тимофея перед тем, как он был поставлен на служение, сошла духовная сила (1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6)? Разве не очевидно, что Св. Петр, должно быть, сделал для своего сына Марка (1 Петр. 5:13) то же, что Св. Павел для своего товарища Луки (Деян. 13:1; 16:10; 27:1; Рим. 16:21; Кол. 4:14; 2 Тим. 4:11; Флм. 24; 2 Кор. 8:18)? Сила, которого Павел взял с собой (как брал Луку и Иоанна, называемого Марком), был пророком в Иерусалиме (Деян. 15:32). В первых церквях было множество пророков. Многие пришли из Иерусалима в Антиохию (Деян. 11:27), многие находились в Коринфе (1 Кор. 12:19-20; 14:31, 39), а Иуда и Сила были пророками в Иерусалиме. Агав был пророком в Иудее (Деян. 11:28), четыре дочери Филиппа благовестника пророчествовали в Кесарии (Деян. 21:9-10), много пророков было в церкви в Антиохии (Деян. 13:1-2), среди которых были Варнава (первый из спутников Св. Павла), Симеон, Манаил, сам Савл Тарсянин, и, наконец, Луций Киринеянин, которого, как считается, Павел в Послании к римлянам называет своим сродником (16:21), а в Послании к колоссянам Лукой, врачом (4:14), – одним словом, это Св. Лука, или, как еще называли его древние отцы, Луций или Луканус.

Благодаря этим фактам становится совершенно очевидным, что Св. Лука и Св. Марк относились к тем пророкам, которых Господь во множестве дал всем церквям иудеев и язычников, и что они были избраны из всех Святым Духом для того, чтобы вместе с апостолами записать священные книги Нового Завета 65.

Госсен ошибался в том, что апостолы имели силу передавать дары людям, но он был прав в том смысле, что они были способны видеть, какие дары другие люди получили от Бога. Он правильно определяет обилие людей с даром пророчества в Церкви I века и тот факт, что Лука и Марк написали свои Евангелия на основании откровения, полученного посредством пророческого дара. В сущности, Павел подтверждает полномочность пророческого дара Луки, когда цитирует Лк. 10:7 как «Писание» (1 Тим. 5:18). Хотя ни Лука, ни Марк не называются в Новом Завете пророками, другого удовлетворительного объяснения, почему их книги признаны каноническими, нет. То же касается Послания к евреям. Автор его признаётся сам, что не был ни свидетелем жизни и воскресения Христа, ни апостолом (Евр. 2:1-4), следовательно, чтобы получить особое откровение и написать богодухновенное произведение, он должен был обладать даром пророчества.

Критерий пророческого вдохновения подлежал проверке. При осуществлении испытания необходимо было иметь в виду, что, согласно указаниям Павла, авторитет апостольства стоит выше пророчества (см. 1 Кор. 14:29-32). Этим объясняется склонность отцов Ранней Церкви устанавливать связь книг пророков с апостолами. Они связывали Евангелие от Луки, Книгу деяний апостолов и Послание к евреям с Павлом, а Евангелие от Марка – с Петром. Новозаветные пророки не функционировали независимо от апостольского руководства.

Таким образом, чтобы книга была признана богодухновенной, она должна была принадлежать апостолу или пророку. Однако в распоряжении первых христиан было множество материалов, которые соответствовали одному из этих двух критериев. Как же они поступали в таких случаях? По мнению Брюса, они прибегали к дополнительным испытаниям на древность, ортодоксальность, кафоличность и традиционное использование 66.

Древность

Произведение, появившееся уже после эпохи апостолов и пророков, не могло быть каноническим, хотя и кто-то и мог счесть его богодухновенным. Составитель Канона Муратори очень высоко оценивал «Пастырь» Ерма, но эта работа была написана слишком поздно и не заслуживала того, чтобы ее читали в церкви. К Апокалипсису Петра с уважением относились в некоторых кругах, но он был написан кем-то другим и позднее и, по мнению составителя Канона Муратори, не имел достаточного авторитета, чтобы получить всеобщее признание. Таким образом, проверка на раннее происхождение служила лишь для подтверждения апостольского и пророческого характера книги.

Ортодоксальность

Чтобы определить, достойна ли книга включения в канон Писания, Церковь II века испытывала писания, считавшиеся богодухновенными, на ортодоксальность. Речь идет о соответствии учению книг, несомненно принадлежавшим апостолам, и учению церквей, основанных апостолами 67. В то время, когда развивались такие ереси, как докетизм и гностицизм, появились поддельные евангелия и книги деяний, претендующие на апостольское авторство, и церковь должна была проверить, соответствует ли содержащееся в них учение тому, чему в действительности учили апостолы. В основанных апостолами церквях это учение передавалось от служителей к служителям неизменным и было обобщено в церковных символах веры и крещальных формулах 68.

Такое правило веры давало отпор Маркиону, заявляя, что Библия включает не только Евангелие от Луки и десять посланий одного апостола, но четыре Евангелия и тринадцать посланий Павла, а также Книгу деяний апостолов, описывающую ту обстановку, в которой эти послания были написаны 69. Так было положено начало апостольского предания, и все прочие книги должны были соответствовать по учению этим книгам. То есть, апостольское предание помогло определить, что является Писанием, и книги, признанные первыми, помогли определить рамки новозаветного канона 70.

Главным было учение книги о личности и деяниях Христа. Говорит ли она о реально существовавшем Иисусе из Назарета, который был распят, воскрес из мертвых, вознесся и воссел одесную Отца 71? Любое произведение, в центре которого не было истинного изображения Иисуса, не принималось (см. 1 Кор. 12:3). Если в нем подвергалась сомнению Его совершенная человечность, как, например, в работах гностиков, оно не могло стать каноническим (1 Ин. 4:2-3). То же самое касалось сомнений в Его божественности или в действительности Его воскресения.

Некоторые писания, вполне ортодоксальные по своему учению, не были признаны вследствие своей подложности. Это так называемые «Деяния Петра», «Деяния Павла» и «Апокалипсис Петра» 72. Они не прошли также и испытания на древность.

Остается ряд произведений, которые проходят испытания на богодухновенность (являются апостольскими или пророческими), древность и являются безупречно ортодоксальными, но, тем не менее, не были включены в канон 73. Ниже будут обсуждаться еще два критерия – кафоличность и традиционное использование.

Кафоличность

Чтобы стать частью новозаветного канона, книга должна была стать полезной не только в местном масштабе. Ее должна была принять вся Церковь. Западная Церковь долго не принимала Послание к евреям, но, в конце концов, сделала это, чтобы идти в ногу с остальными церквями 74.

Хотя в настоящее время кто-то мог бы выступить против включения в канон некоторых посланий Павла, как, например, Посланий к коринфянам и к галатам, исходя из их локальной значимости, руководители Ранней Церкви сочли их полезными для всех церквей, потому что Павел обращался к семи церквям так же, как и Иоанн в своем Откровении 75. Все писания прежде всего получали местное признание, канонические же книги получили еще и всеобщее распространение.

Традиционное использование

Этот критерий стал действовать с III-IV вв. В частности, Ориген и Евсевий уже пытались определять, находилась ли книга в церковном употреблении с ранних времен 76, а позднее это делали Иероним и Августин 77. Если все прочие, названные выше критерии принимали во внимание сугубо внутренние свойства книги, то этот критерий учитывал место книги в церковной практике 78.

Традиционное использование книги не является главным фактором. Некоторые произведения, которые время от времени читались в церквях, как, например, «Пастырь» Ерма, Первое послание Климента, «Дидахе», не были включены в канон Нового Завета. Однако, другие, которые использовались совсем недолго и редко – Послание Иакова, Второе послание Петра, Второе и Третье послания Иоанна, – стали частью канона, хотя для этого и потребовалось время 79. По сути, этот критерий только подтверждал выводы, сделанные исходя из других критериев.

Итак, первые христиане определяли, была ли книга богодухновенной и обладала ли она авторитетом, равным авторитету ветхозаветного канона, испытывая книгу следующим образом. Имеет ли книга апостольское или пророческое происхождение? Если да, то она богодухновенна и имеет шанс. Если же нет, она не может быть богодухновенной. Является ли она достаточно древней, т. е. появилась ли она в период жизни апостолов? Если да, она может быть включена в канон. Ортодоксальна ли она, т. е. соответствует ли учению апостолов? Если да, возможность включения в канон для нее остается. Имеет ли она кафолический характер, т. е. благотворна ли она для всех церквей? Если да, она может стать канонической. Используется ли она в церквях уже какое-то время? Если да, то это окончательно решает вопрос о ее включении в канон Нового Завета.

Все это не означает, что к каждой книге был применен каждый тест и что первые христиане применяли их именно в этом порядке. Гэмбл отмечает:

Должно быть ясно, что принципы каноничности, на которых основывалась Ранняя Церковь, были многочисленны, разнообразны и достаточно свободно определены, их применение не было систематическим и полностью последовательным и они использовались в разных сочетаниях 80.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.