Стр. 190. 2 Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к и й , Полное собрание сочинений в 16-ти томах, т. II М м Гослитиздат, — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Стр. 190. 2 Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к и й , Полное собрание сочинений в 16-ти томах, т. II М м Гослитиздат,

2021-03-17 110
Стр. 190. 2 Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к и й , Полное собрание сочинений в 16-ти томах, т. II М м Гослитиздат, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Статьи и рецензии 1853—1855, стр. 274.

ГЛАВА

XI

УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ТРАГЕДИИ

В СОПОСТАВЛЕНИИ СО ВЗГЛЯДАМИ

НА ТРАГЕДИЮ ПЛАТОНА

Взгляды Платона на трагедию. Учение Аристотеля о трагедии

ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА НА ТРАГЕДИЮ

До нас совсем почти не дошло сочинений,

Которые говорили бы специально

О театре, хотя такие сочинения

В древности существовали. Тем больший

Интерес представляет небольшая

Работа величайшего греческого философа

И ученого Аристотеля (384—

Гг. до н. э.) под названием «Поэтика

». Аристотель разбирает в ней вопрос

Об искусстве поэзии. Особенное внимание

Уделяет он трагедии, хотя в ряде

Мест есть упоминания и о комедии.

Аристотель дает в этом трактате ряд

Глубочайших положений о специфике

Искусства вообще, причем, многие из

Них сохраняют свое значение вплоть

До наших дней. Так как взгляды Аристотеля

На искусство, и в частности

На искусство театра, являются в значительной

Степени то более, то менее

Скрытой полемикой с его великим

Учителем Платоном (427—347г. до н. э.),

Следует вкратце рассмотреть отношение

Последнего к искусству, особенно к

Театру.

Учение Платона — первая на европейской

Почве разносторонне разработанная

И продуманная во всех своих

Выводах и логических следствиях философия

Объективного идеализма.

Подлинную реальность, «истинное

Бытие» Платон признавал только за

Миром идей. Эти идеи, по Платону,

Вечны, они не возникают и не погибают.

Они-то и являются причиной бытия

Чувственных вещей. Мир чувственных

Вещей есть только бледное отражение

Мира идей. Истинное познание имеет

Дело только с миром идей. Из них

Платон выделяет три наивысших идеи:

Истины, блага и красоты, причем бог

У него стоит то выше этих идей, то сливается

С ними. Платон признает и бессмертную

Душу у человека. До своего

Вселения в земную оболочку душа

Человека созерцает мир идей. Это приобретенное

Душой познание не может

Быть ею утрачено. Сами мы ничему

Не можем научиться. Если человек

Желает познать истину, он должен отрешиться

От всего чувственного, «закрыть

Глаза и заткнуть уши» и постараться

Сосредоточенно вспомнить то, что душа

Созерцала в мире идей: познание и состоит

Лишь в припоминании того, что

Душа человека созерцала до своего рождения

В этом мире. Эта мистическая

теория «припоминания» (avd^vnaic;)

Имеет ближайшее отношение к эстетическим

Взглядам Платона. Искусство,

По Платону, ставит своей целью «подражание

» (p.tfi.rjaig). Подражать художник

Может, очевидно, только тем предметам,

Которые он имеет перед собой.

Глава XI

Но ведь вещи чувственного мира, по

Платону, лишь искаженные подобия

Вечных идей. Стало быть, художник,

Подражая чувственным вещам, воспроизводя

Их, создает лишь копию с копии.

Поэтому, согласно воззрениям Платона,

Искусство есть низший род познания

И не все виды его приемлемы.

Однако Платон понимает значение

Искусства в общественной жизни, поэтому

Он довольно много говорит об

Искусстве в своем «Государстве». В

Этой работе (одной из первых социальных

Утопий в истории европейской

Культуры) Платон рисует идеальную

Картину человеческого общества и государства.

Граждане этого государства

четко разделены на три сословия:

ремесленников (включая сюда земледельцев),

Воинов и правителей. Правителями

Должны быть философы. Воины—

Это «наемные надзиратели для народа

». Воины и правители освобождаются

От всяких материальных забот: все

Необходимое им доставляют ремесленники.

Только ремесленники в государстве

Платона живут на основе частной

Собственности. Для двух первых сословий

Частная собственность уничтожается.

По словам Маркса, «идеальное

Государство» Платона представляло

Собою «афинскую идеализацию египетского

Кастового строя» х.

Понимая общественное значение

Искусства, Платон совершенно лосле-

Довательно со своей точки зрения ставит

Вопрос о том, все ли виды искусства

Можно допустить в проектируемое им

Государство. Некоторые виды искусства,

По его мнению, делают человека

нравственнее и благороднее (например,

Скромные и мужественные песни и пляски),

Другие же, напротив, прививают

Ему дурные качества. Трагедия и комедия

В государство Платона не допускаются.

Ведь воины в идеальном государстве

Должны думать только о защите

Его независимости и личем другим

Не заниматься. «Нельзя допустить того.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.