Обличения Ирона Иоанном Крестителем за Иродиаду, жену Филиппа. Обличительные речи – «Филиппики» Цицерона против Антония — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Обличения Ирона Иоанном Крестителем за Иродиаду, жену Филиппа. Обличительные речи – «Филиппики» Цицерона против Антония

2021-01-31 110
Обличения Ирона Иоанном Крестителем за Иродиаду, жену Филиппа. Обличительные речи – «Филиппики» Цицерона против Антония 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Евангелист Марк пишет о причинах заключения в темницу и смерти Иоанна Крестителя так: «Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего» (Марк 6:17‑18). Таким образом, причина ссоры Ирода с Иоанном Крестителем тесно связана с именем ФИЛИПП.

Имя ФИЛИПП ярко звучит и в истории Цицерона, хотя там оно не очень понятно. Знаменитые речи Цицерона против Антония назывались почему‑то «филиппиками». Они в конце концов и привели Цицерона к гибели. «Произошла первая крупная ссора между ним (Цицероном. – Авт.) и Антонием, результатом которой были две первые так называемые ФИЛИППИКИ» [149]. Всего Цицерон написал, по мнению историков, четырнадцать филиппик – речей, направленных в основном против Антония. Историки полагают, что название ФИЛИППИКИ произошло, дескать, от речей «античного» греческого оратора Демосфена, боровшегося против царя ФИЛИППА Македонского [149]. Однако при чём тут Цицерон, не ясно.

Считается, что Антония – врага Цицерона – ФИЛИППОМ не звали.

Теперь, сравнивая рассказ Плутарха с Евангелиями, мы начинаем понимать смысл названия ФИЛИППИКИ речей Цицерона – Иоанна Крестителя.

 

Евангельские Иродиада и Саломея в биографии Цицерона

 

Согласно Евангелиям, причиной смерти Иоанна Крестителя были две женщины – Иродиада и её молодая дочь Саломея (см. выше). Что касается Цицерона, то женщины в его смерти прямо не участвуют. Тем не менее, Плутарх называет двух «плохих» женщин рядом с Цицероном. Причём подчёркивается, что одна из них была молодой. По Плутарху, это две жены Цицерона, с которыми, впрочем, он разводится. Поскольку обе они – «плохие». По поводу первой из них, более старой, Антоний, возражая на «Филиппики» Цицерона, обвинял его, в свою очередь, за то, что тот выгнал жену [108], т. 3, с. 184. По‑видимому, здесь преломился евангельский рассказ о том, что Иоанн Креститель обвинял Ирода в том, что тот нехорошо поступил, взяв себе жену брата. Плутарх, говоря о Теренции – первой жене Цицерона, подчёркивает, что она была «очень плохая». И потому Цицерон с ней развёлся: «Он развёлся со своею супругою Теренцией, за то, что в войну она не проявляла ни малейшей заботы о муже» [108], т. 3, с. 184.

Что касается молодой жены Цицерона (Плутарх особо подчёркивает её юность), то сообщается, что Цицерон «развёлся с молодой супругой, которая, как ему казалось, была обрадована смертью Туллии» [108], т. 3, с. 185. Таким образом, недостатки молодой жены связываются со СМЕРТЬЮ. Тут тоже, вероятно, проглядывает евангельская канва. Иродиада – «плохая вообще», а в особенности тем, что с ней связан «неправильный развод». Молодая же Саломея является непосредственной участницей казни Иоанна Крестителя. ОНА ПРОСИТ ГОЛОВУ ИОАННА, то есть как бы «радуется СМЕРТИ».

 

 

КЛОДИЙ КАК ЕЩЁ ОДНО ОТРАЖЕНИЕ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ У ПЛУТАРХА

 

Клодий и Иоанн Креститель

 

В «Жизнеописаниях» Плутарха с Цицероном тесно связан некто Клодий – сначала близкий друг Цицерона, а потом – его заклятый противник. Анализ биографии Клодия показывает, что он, скорее всего, является ещё одним отражением евангельского Иоанна Крестителя. Другими словами, Плутарх раздваивает образ Крестителя, частично относя его к Цицерону, а частично – к Клодию. Получается, что Клодий – «бумажный двойник» Цицерона. Что, впрочем, не мешает Плутарху объявить их заклятыми врагами, ненавидящими друг друга. Опишем обнаруженное нами соответствие между Клодием и Иоанном Крестителем.

Выделим из евангельской истории Иоанна Крестителя основные моменты и укажем их соответствие в истории Клодия. Текст Плутарха в этом месте настолько запутан, что от евангельского рассказа остались лишь хаотически разбросанные осколки. Тем не менее, они вполне узнаваемы. Итак, разобьём евангельскую историю Иоанна Крестителя на следующие составляющие.

1) Иоанн Креститель – народный пророк. За ним ходят толпы народа. Он красноречивый оратор.

2) Иоанн Креститель – создатель совершенно нового и необычного по тем временам религиозного обряда. Новый обряд – крещение – связан с раздеванием. В том числе и с раздеванием женщин. Ясно, что это давало хороший повод противникам Иоанна Крестителя обвинить его в «оскорблении женщин». Что мы и увидим у Плутарха.

3) Иоанн Креститель обвиняет царя в неблаговидном поведении, связанном, скорее всего, с разводом в царской семье. За что попадает в темницу. «Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего» (Марк 6:17‑18). Скупой евангельский рассказ дополняет библеистика. Комментаторы пишут так: «Иродиада – внучка Ирода Великого от его сына Аристовула. С её именем связывается история смерти Иоанна Крестителя. Она была замужем за дядей своим Филиппом и имела уже от него взрослую дочь Саломию, но увлеклась преступной связью с братом его, Иродом Антипой. Эта преступная связь произвела на всех тяжёлое впечатление; народ глухо роптал, но не смел высказать своих чувств. Тогда мстителем за поруганный нравственный закон выступил Иоанн Креститель, который, наподобие своего первообраза Илии, смело явился к тирану и высказал ему горький укор. Это разъярило Иродиаду, и она добилась того, что голова «величайшего из рождённых жёнами» пала под мечом палача (см. Матфей XIV, 1‑12; Марк VI, 14‑29; Лука IX, 7– 9)» [151].

Итак, третий момент, который следует здесь отметить – развод в Царской семье, оказавший существенное влияние на судьбу Иоанна Крестителя.

4) Ненависть Иродиады к Иоанну Крестителю. Её происки перед Иродом с целью погубить Иоанна. «Иродиада же, злобясь на него, желала убить его, но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой» (Марк 6:19‑20). Итак, некая знатная женщина злобится на Иоанна и пытается через своего мужа погубить его. Муж сопротивляется, но в конце концов поддаётся влиянию жены.

5) Пир перед смертью Иоанна Крестителя. Судьба Иоанна решается на пиру.

6) Царь посылает своего слугу убить Иоанна.

7) Слуга приносит окровавленную голову Иоанна на пир.

Укажем теперь соответствие каждому из перечисленных пунктов в рассказе Плутарха о Клодии.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.