Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2021-04-18 | 201 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Подходы к изучению способностей; теории «врождённых» способностей и «чистой доски». Современные представления о задатках и способностях. Роль наследственности и среды в формировании способностей. Виды способностей (общие и специальные). Уровни развития способностей (одарённость, талант, гениальность). Методы диагностики и исследования способностей (тесты интеллекта, тесты специальных способностей).Формирование и развитие способностей. Компенсация способностей. Обучение и воспитание («сензитивные периоды», «зона ближайшего развития») как факторы развития способностей.
Вопросы для обсуждения
1. Способности и успешность выполнения деятельности.
2. Общие способности и успешность деятельности.
3. Развитие и формирование профессиональных способностей.
4. Педагогические способности.
Темы для рефератов и сообщений
1. Роль среды и наследственности в развитии способностей.
2. Психофизиологические задатки отдельных способностей (музыкальных, математических и др.).
3. Межполовые различия в способностях.
4. Диагностика и прогнозирование творческих способностей.
5. Профессиональный отбор и профориентация.
Задачи
1. Проанализируйте психологические факторы, способствующие и препятствующие успешному обучению студентов:
Александр Н., 18 лет, студент I курса технического вуза, имеет ярко выраженные математические и конструкторские способности, неоднократно был победителем городских олимпиад по математике и физике. В вуз поступил легко, но свою будущую профессию представляет себе плохо, учится, не прилагая особых усилий, опираясь на имеющиеся знания по основным предметам.
Валерий С., 19 лет, одногруппник Александра. С детства мечтал стать конструктором ракетной техники, хотя родители хотели, чтобы он был музыкантом. Окончил музыкальную школу по настоянию родителей. Продолжал интересоваться космическими полётами, техникой, авиацией. Несмотря на сопротивление родителей, поступил в данный вуз (со второго раза).
2. В одном из исследований для изучения педагогических способностей провели такой эксперимент. Ученикам предложили в отсутствии учителя ответить на ряд вопросов по учебным предметам. Затем в беседе с учителями выяснили, какие ответы по их мнению дали учащиеся. Педагоги, успешно работающие в школе, дали более 80% правильных заключений, а слабо работающие – около 40%. Какое качество педагогических способностей наиболее полно проявилось в этом примере? Какое значение оно имеет для успешной деятельности учителя? [4]
Упражнения
1. Дайте несколько практических рекомендаций родителям маленького ребёнка, которые хотят как можно раньше выявить его задатки и развивать его способности. Обоснуйте свои рекомендации с психологической точки зрения.
2. Подберите примеры из жизни выдающихся людей (учёных, писателей, актёров, музыкантов, политиков и т.п.), которые демонстрируют особенности проявления, развития, компенсации, взаимосвязи способностей.
Практикум
Все перечисленные ниже задания выполняются на время, поэтому либо самостоятельно засекайте время, прежде, чем приступить к решению, либо попросите это сделать кого-то из близких. [8]
1. Запишите все способы возможного употребления следующих предметов (на каждый даётся 2 минуты): пустые стеклянные бутылки, длинные железные гвозди, древесные опилки.
2. Найдите как можно больше способов разделения предлагаемых списков слов (понятий, предметов) на группы по любым признакам. Делить можно на две группы и более (время на каждый список – 10 минут):
а) велосипед, машина, поезд, самолёт, трамвай, автобус, мотоцикл, вертолёт, корабль, троллейбус, карета, лодка;
б) река, озеро, родник, залив, канал, море, ручей, водопад, океан, пруд, лужа, бассейн.
2. Нарисуйте на нелинованной бумаге круг диаметром 2 см. Затем, в течение двух минут, прибавьте к нему сколько угодно штрихов (отрезков прямой), чтобы получился законченный рисунок предмета.
Литература
Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. – М., 1982.
Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. – М., 1993.
Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М., 1973.
Вопросы психологии способностей/ Под ред. В.А. Крутецкого. – М., 1988
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.
Изюмова С.А. Природа мнемических способностей. – М., 1996.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на Дону, 1996.
Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы.- М., 1984.
Одарённые дети/ Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.
Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека./ Под ред. И.В. Равич–Щербо. – М., 1988.
Теплов Б.Н. Способности и одарённость.// Избр.труды: В 2 т. ––М., 1985 - Т.1. С. 15-41.
Способности и склонности. Комплексные исследования/ Под ред. Э.А. Голубевой. – М., 1989
Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. – М. 1989.
Шадриков В.Д. Деятельность и способности. –М., 1994.
ТЕМА 6. ТЕМПЕРАМЕНТ
Понятие о темпераменте. Теории темперамента (гуморальные, конституциональные, факторные, нейро-физиологические, психологические). Активность и эмоциональность как основные подструктуры темперамента. Физиологическая основа темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Маскировка темперамента. Индивидуальный стиль деятельности. Проблема диагностики темперамента. Учёт особенностей темперамента в различных видах деятельности.
Вопросы для обсуждения
1. Темперамент и основные свойства нервной системы человека (по И.П.Павлову, Б.М.Теплову, В.Д.Небылицыну, Э.А.Голубевой).
2. Темперамент и индивидуальность.
3. Сравнительная характеристика основных типов темперамента, достоинства и недостатки каждого из них.
4. Учёт особенностей темперамента в обучении и воспитании.
5. Методы диагностики темперамента.
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!