Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-12-27 | 288 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Мамайчук И.И., Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – Спб.: Речь, 2003.
Морозова Т.Л., Развитие навыков общения у аутичных детей дошкольного возраста, – Полоцк, 2017г.
Приложение 1
ПРОТОКОЛ
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА _____
Дата рождения:
Дата и время проведения наблюдения:
Кто проводил наблюдение:
Цель наблюдения: свободное наблюдение за поведением
Описание поведения ребенка | Выводы рекомендации |
Приложение 2
Карта наблюдения за ребенком с аутизмом.*
Блок 1. Эмоционально-поведенческие особенности | ||
1. Контакт | ||
Оценки | 0 | Контакт полностью отсутствует. |
1 | Контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок берет психолога за руку). | |
2 | Контакт избирательный и неустойчивый (например, ребенок вступает в контакт только в присутствии матери, уходит от контакта, когда его о чем-то просит психолог) | |
3 | Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависит от настроения и состояния ребенка. | |
2. Активность | ||
Оценки | 0 | Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя. |
1 | Избирательная активность (например, увидев «любимые игрушки», ребенок проявляет активность, стереотипно с ними манипулирует). | |
2 | Демонстрирует интерес к беседе родителей с психологом. Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро пресыщается, переключается на другие задания. | |
3 | Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу. | |
3. Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления. | ||
Оценки | 0 | Недифференцированное отношение к различным ситуациям. Неадекватные эмоции: стойкий негативизм, аффективность, лабильность и пр. Возможны аутоагрессивные реакции. |
1 | Избирательное отношение к ситуации, но с выраженным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации. | |
2 | Напряженность в процессе общения и деятельности, страхи, возможны бурные аффективные проявления при неудовлетворении потребности. | |
3 | Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот, повышенная расторможенность, возбудимость. При неудачах может проявлять обидчивость, аффективность. | |
4. Поведение | ||
Оценки | 0 | Преимущественно полевое поведение без признаков критичности. |
1 | Частое проявление аффективности (немотивированные крики, двигательное беспокойство). На замечание не реагирует. | |
2 | На замечание реагирует, но проявляет напряженность, страх, двигательное беспокойство. | |
3 | Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих. Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует без выраженных эмоциональных проявлений. | |
Блок 2. Особенности работоспособности. | ||
1. Динамика продуктивности ребенка в процессе занятий. | ||
Оценки | 0 | Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на каком-то аффективно значимом действии (например, раскачивании, прыжках, постукивании). Или, наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы. |
1 | Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе занятий. Недлительное сосредоточение на инструкции психолога. | |
2 | Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп при выполнении отдельных заданий. | |
3 | Вначале занятий темп может быть замедленный, но постепенно увеличивается. Или, наоборот, в начале наблюдается ускоренный темп, который к концу цикла занятий нормализуется. | |
2. Переключаемость и устойчивость внимания. | ||
Оценки | 0 | Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно значимых заданий. |
1 | Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании. | |
2 | Способен к переключению, но наблюдается застревание на предыдущих действиях. | |
3 | Выраженных признаков инерции не прослеживается. | |
Блок 3. Особенности познавательной деятельности. | ||
1. Ориентировочная деятельность | ||
| 0 | Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске объекта. |
1 | Ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием обнюхивания, облизывания, подкидывания и других дейтсвий. | |
2 | Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но направленность поиска недостаточна. | |
3 | Активные целенаправленные манипуляции с предметами. | |
2. Речевая деятельность. Экспрессивная речь. | ||
Оценки | 0 | Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта произносит звукосочетания, редкие слова или фразы. |
1 | Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы. | |
2 | Развернутая речь, но практически недоступен диалог. | |
3 | Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии. | |
3. Целенаправленные действия. | ||
Оценки | 0 | Отсутствуют |
1 | Слабо реагирует на инструкцию психолога. Уходит от задания, но может вернуться и повторить действие. | |
2 | Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы, или повторять аффективно значимые фразы и слова (например, «пожар», «горшок» и пр.), что снижает эффективность целенаправленных действий. | |
3 | Действия целенаправленны. Может проявлять тревожность, страхи, что отражается на темпе выполнения задания. |
· Допускается использовать любые другие карты и схемы диагностики функциональных умений и методы психолого-педагогического изучения.
Приложение 3
Игры и упражнения для установления эмоционального контакта с аутичным ребенком.
Коррекционную работу с аутичными детьми ориентировочно можно подразделить на два этапа. Первый этап - установление эмоционального контакта, преодоление негативизма ребенка к общению с взрослыми, нейтрализация страхов. Второй этап – преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучение его социальным нормам поведения, развитие его способностей.
Содержательной стороной занятий с ребенком является деятельность, которую он любит, которая доставляет ему приятные сенсорные ощущения, т. е. педагогу необходимо ориентироваться на интересы и пристрастия малыша.
Чтобы завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт, без которого невозможно проведение коррекционных мероприятий, предлагается проводить сенсорные игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.
Рекомендации по проведению сенсорных игр
Виды сенсорных игр
1. Игры с красками.
Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканов. Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски различных цветов. Обычно ребенок заворожено следит за тем, как “облачко” краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, - ребенок своей реакцией даст понять, какой из способов ему больше нравится.
Если ребенку нравится игра, скорее всего, он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию – предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем разлить воду по стаканам, а если прольет, вытереть лужу на столе или полу тряпкой. Инструкции должны быть четкими, и лучше, если вы действуете вместе с ребенком:
Открываем кран. А где наша бутылка? Вот она, в шкафчике стоит. Давай нальем в нее водичку – ух, какая тяжелая стала бутылка. Теперь разольем воду по стаканам. Буль-Буль-Буль – течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась на столе лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо.
Смешивание красок.
Для этого можно либо сливать воду разных цветов в один стакан, либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок, получая новые цвета.
2. Игры с крупами
Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску. Опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга – немножко колется, да?
Варианты:
3. Игры со свечами
Приготовьте набор свечей: обычную длинную, плавающие свечи, а также маленькие свечки для именинного торта. Начинайте с длинной свечи – установите ее устройство и зажгите на глазах у ребенка: Смотри, свечка горит – как красиво. Ребенок может испугаться – в этом случае отложите игру. Если реакция ребенка положительная, предложите подуть на пламя: А теперь подуем… Сильнее, вот так – ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок. Скорее всего, ребенок попросит зажигать свечу еще и еще. Варианты игры:
4. Игры со светом и тенями
Игры со звуками
Вместо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы. Количество пар коробочек можно постепенно увеличивать.
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!