Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-11-19 | 146 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1) префиксов: учить – вы учить, читать – про читать, ссориться – по ссориться;
2) суффиксов: открыть – откры ва ть, дать – да ва ть; рассмотр е ть – рассматр ива ть, прогул я ть – прогул ива ть; реш а ть – реш и ть, провер я ть – провер и ть; пон я ть – пон има ть, нач а ть – нач ина ть; привык а ть – привык ну ть, замерз а ть – замёрз ну ть; крич а ть – крик ну ть, прыг а ть – прыг ну ть; спасти – спас а ть.
3) места ударения: разрезать – разрезать, засыпать – засыпать, отрезать – отрезать, рассыпать – рассыпать.
4) суффиксов и префиксов (суффиксально-префиксально): глот а ть – про глот и ть, по куп а ть – куп и ть.
5) чередования гласных в корне: соб и рать – собрать, пос ы лать – послать, пред лаг ать – пред лож ить, выз ы вать – вызвать.
6) супплетивно – глаголы с разными корнями: брать – взять, говорить – сказать, искать – найти, класть – положить, возвращать – вернуть, ловить – поймать. |
Парные глаголы составляют основу вида как грамматической категории.
АУДИТОРНАЯ РАБОТА
Рассмотрим префиксальный способ образования видовых пар (эти приставки изменяют только грамматическое значение основы глагола).
НСВ " СВ
Imperfective | Perfective |
Как образуются?
Наиболее активные приставки: с-, за-, про-, по-, от-
Непродуктивные: вы-, из-, вз-, раз-, при-, пере-, под-, воз-
Малопродуктивные: на-, о-, у-
ЗАДАНИЕ 4. Укажите приставки глаголов СВ, запишите видовые пары.
с делать – делать, накормить – ___________________, позвонить – __________________, сварить – _______________, позвать – _______________, утонуть – ________________,
|
выучить – ______________, разделить – _______________, окрепнуть – ______________, засохнуть – ______________, намокнуть – _______________, оглохнуть – _______________,
заболеть – ____________, сдавить – ________________, подождать – ______________, сломать – ____________, приготовить – _____________, позавтракать – _________________, сберечь – _____________, поджечь – ________________, вырасти – ____________________.
Рассмотрим другие способы образования видовых пар.
Суффиксальный, суффиксально-префиксальный, чередование в корне
НСВ " СВ | ||
Как образуются?
СВ " НСВ | ||
Как образуются? | ||
– " -ва- | закрыть – закрывать | забыть – ………………………………………… |
вылить – выливать | надеть – ………………………………………… | |
умыться – умываться | смыть – ………………………………………… | |
дать – давать | узнать – ………………………………………… |
НСВ " СВ | ||
Как образуются? | ||
-ыва- " -а- | заказывать – заказать | списывать – …………………………………….. |
-ива- " -е- | рассматривать – рассмотреть | развязывать – …………………………………… |
-ива- " -я- | прогуливать – прогулять | осматривать – ………………………………….. |
-има- " -я- | обнимать – обнять | поднимать – ……………………………………. |
-ина- " -а- | начинать – начать | принимать – ……………………………………. |
понимать – ……………………………………… |
НСВ " СВ | НСВ " СВ | -а- " -ну- | ||
Как образуются?
| Как образуются? | |||
-а- " -е- | стирать – стереть | шагать – шагнуть | махать – ……………………………… | |
-а- " – | умирать – умереть | кричать – крикнуть | сверкать – …………………………… | |
тир " тер | сгорать – сгореть | прыгать – прыгнуть | стучать – …………………………….. | |
мир " мер | собирать – собрать | просыпаться – проснуться | глотать – …………………………….. | |
бир " бр | вызывать – вызвать | замерзать – замёрзнуть | капать – ……………………………… | |
зыв " зв | замыкать – замкнуть | привыкать – …………………………. |
НСВ " СВ | |
Как образуются? | |
-а- " -и- + про- | глотать - про глотить |
-я- " -и- + по- | кланяться – по клониться |
по- + -а- " -и- | по купать – купить |
Двувидовые глаголы (-ова-, -ирова-): использ ова ть, прогнозир ова ть, ассимилир ова ть, аргумент ирова ть, нокаут ирова ть, реаг ирова ть (среаг ирова ть), циркул ирова ть, НО! бесед ова ть – побесед ова ть; ранить, женить.
Запомните! В этих случаях определение вида глагола зависит от контекста.
ЗАДАНИЕ 5. Прочитайте предложения. Укажите вид глагола. Обратите внимание на сигналы-маркеры вида.
Я читаю журнал. Я только что прочитал статью. ____________________________________
Дима ещё пишет тест. Марина уже написала тест. ___________________________________
Что вы делаете сейчас? Вы уже сделали домашнее задание? ___________________________
Обычно Катя заказывает салат, но сегодня она заказала суп. __________________________
Алина никогда не пропускала уроки. Вчера она пропустила математику. ________________ ________________________
Андрей всегда покупает продукты в магазине. Сегодня он купил продукты на рынке. _____ ___________________
Денис сдавал экзамен 2 раза и, наконец, сдал его. ____________________________________
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ 6. Запишите видовые пары глаголов. Укажите, как они образованы.
Лечить – вы лечить, да ва ть – дать, _______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Слова для работы: лечить, доучивать, помогать, принимать, изучать, вылечить, положить, болеть, соединять, доучить, помочь, помещать, изучить, хотеть, стонать, расти, списать, подписывать, бриться, умываться, выздоравливать, раскрывать, трогать, смеяться, улыбаться, выполнять, переписывать, класть, заболеть, выздороветь, писать, застонать, переписать, подлечить, присоединить, долечить, дорасти, подрастать, поместить, тронуть, располагаться, улыбнуться, выполнить, умыться, раскрыть, побриться, расположиться, вырасти, захотеть, написать, подрасти, принять, соединить, засмеяться.
ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте таблицу. В задании № 8 найдите примеры для каждого контекста (укажите цифрой)
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!