Тема 3. Программно – изобразительная  музыка. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 3. Программно – изобразительная  музыка.

2020-07-07 124
Тема 3. Программно – изобразительная  музыка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Урок 17 -18 -19.

Сен-Санс. «Карнавал животных». Беседа, прослушивание и обсуждение пьес «Королевский марш львов», «Куры и петухи», «Антилопы», «Черепахи», «Слоны», «Кенгуру», «Аквариум», «Ослы», «Кукушка», «Птичник», «Пианисты», «Ископаемые», «Лебедь», «Финал».

Понятия: сюита, звукоизобразительность, контрабас, кларнет, флейта, ксилофон, виолончель.

Урок 20.

Чтение и обсуждение повести Пушкина «Метель».

Урок 22 – 23.

Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Прослушивание и анализ пьес «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Военный марш».

Понятия: музыкальные иллюстрации, романс, инструментовка.

Урок 24.

Мусоргский. «Картинки с выставки». Прослушивание и анализ пьес «Балет невылупившихся птенцов», «Быдло».

Урок 25.

Вивальди. «Времена года». Прослушивание и обсуждение 3 части концерта «Лето».

Понятия: концерт, камерный оркестр, солист.

Урок 26.

Контрольный.

Тема 4. Музыка к театральным спектаклям.

Урок 27 – 28- 29.

Григ. «Пер Гюнт». Музыка к спектаклю. Прослушивание с нотами и анализ пьес «Утро», «Смерть Озе», Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг» Последнюю пьесу лучше слушать в вокальном  варианте и, желательно, на языке первоисточника (познакомившись предварительно с русским текстом).

Урок 30 – 31.

Бизе-Щедрин. «Кармен-сюита». Просмотр и обсуждение фрагментов балета. Особенности жанра, оркестровки.

Урок 32.

Контрольный.

Класс

 

Тема 1. Выразительные средства музыки.

Урок 1 -2.

Содержание и выразительность произведения. Рассказ, прослушивание и обсуждение произведений: Лядов «Кикимора», Шостакович. Эпизод нашествия из симфонии №7.

Урок 3. Типы мелодии – кантилена, речитатив, мелодия инструментальная. Примеры: Сен-Санс «Лебедь», Паганини Каприс №24, Мусоргский «С няней», «В углу».

Термины  и определения мелодия, аккомпанемент, кантилена, речитатив.

Урок 4. Ритм в музыке. Метр. Метроритм. Примеры: Бетховен 5 симфония, экспозиция, Шуберт «Лесной царь».

 

Урок 5 -6.

Гармония.Примеры: Шопен прелюдии №4, 20, Бах прелюдия №1 из ХТК, Бах –Гуно «Ave, Maria».

Термины: аккорд,консонанс, диссонанс.

Урок7.

Темп.Динамика.Штрихи.

Термины: итальянские обозначения основных темповых и динамических терминов.

Урок 8.

Контрольный.

Урок 9.

Лад..Примеры: Шуберт вальс си-минор, Свиридов «Весна и осень».

Урок 10.

Регистр, диапазон. Примеры: Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов», «Быдло».

Урок 11.

Фактура, склад.. Песню «Во поле береза стояла» спеть одноголосно, затем сыграть в аккордовой, гомофонно-гармонической фактуре, затем спеть в виде трехголосного канона и, наконец, соединить с другой мелодией (чтобы получилась контрастная полифония).

Понятия: монодический склад, аккордовый склад, гомофонно-гармонический склад, полифоничесеий склад.

Урок 12.

Тембр. Мужские голоса. Примеры: Римский-Корсаков Песни Варяжского, Индийского и Веденецкого гостей из оперы Садко» (в видеозописи).

Понятия: тенор, баритон, бас.

Урок 13.

Тембр. Женские голоса. Примеры: Моцарт. Ария Царицы Ночи, Чайковский, песня Графини из оперы «Пиковая дама». Просмотр фрагментов опер.

Понятия: сопрано, меццо-сопрано, колоратурное сопрано.

Урок 14.

Виды хоров. Мужской, женский. Примеры: Вебер хор охотников из оперы «Волшебный стрелок», Бородин хор половецких девушек из оперы «Князь Игорь». Просмотр фрагментов опер.

Урок 15.

Виды хоров. Смешанный, детский. Примеры: Глинка хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин», детский хор из оперы «Кармен».

Урок 16.

Контрольный.

Тема 3. Инструментальные тембры и их выразительные возможности.

Урок17.

Симфонический оркестр. Группы инструментов. Дирижер. Просмотр видеозаписи (оркестр, отдельные инструменты).

Понятия: партия, партитура, tutti, solo, партитура, партия, группы оркестра, названия инструментов оркестра.

 

 

Урок 18.

Инструменты струнной группы. Просмотр видеозаписи. Прослушивание: Лист. Кампанелла, Сен-Санс «Лебедь», «Слоны».

Понятия: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Урок 19 - 20.

Духовые инструменты. Знакомство с инструментами в видеозаписи. Прослушивание: Чайковский Неаполитанский танец, Бах Скерцо.

Понятия: флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон, туба.

Урок 21.

Группа ударных инструментов и дополнительные инструменты.

Прослушивание: Хачатурян Танец с саблями, фрагменты балета А. Петрова «Сотворение мира», пьесы для арфы Дюссека.

Понятия: большой и малый барабан, тарелки, треугольник, кастаньеты, литавры, ксилофон.

Урок 22.

Духовой оркестр. Новые инструменты  альт, тенор, баритон, корнет, геликон.

Слушание: Агапкин. Прощание славянки, Джойс Осенний сон, Штраус полька «Трик-трак».

Урок 23.

Оркестр народных инструментов. Другие  виды оркестров.

Понятия: балалайка, домра, баян, гусли, трещотки, ложки.

Урок 24.

Клавишные инструменты.Слушание пьес в исполнении на клавесине. Фортепиано. История развития.

Понятия: клавесин, клавикорд.

Урок 25.

Орган. Устройство. История создания и развития. Слушанье: Бах Токката и фуга ре-минор.

Урок 26.

Контрольный.

Тема 4. Музыкальные жанры.

Урок 27. Что такое жанр. Какие бывают жанры. Песня. Слушание: Чайковский. Колыбельная в бурю. Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы. Гершвин. Колыбельная Клары.

Урок 28.

Марши. Характерные черты маршей. Разные виды маршей. Слушанье: Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик», Глинка Марш Черномора, Мендельсон Свадебный марш, Шопен Траурный марш из 2 сонаты.

Понятия: характерные черты марша.

Урок 29.

Танец. Народные танцы. Бальные танцы. Менуэт. Гавот. Полонез. Слушание: Боккерини Менуэт, Люлли Гавот, Огинский Полонез,.

Урок 30.

Бальные танцы: полька, вальс, мазурка. Слушание: Рахманинов Полька, Штраус Полька «Трик-трак», вальс «На прекрасном голубом Дунае».

Понятия: отличительные черты каждого танца.

 

 

Урок 31.

Мазурка. Краковяк. Тарантелла. Слушание: Чайковский Мазурка из балета «Лебединое озеро», Глинка Краковяк из «Ивана Сусанина», Россини Итальянская тарантелла.

Урок 32.

Итоговый.

                                  Список литературы.

 

1.Абызова Е.Н. «Картинки с выставки» Мусоргского.-М., 1987.

2.Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л., 1988.

3.Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989.

4.Гингольд Л. В поединке с судьбой. Героические дни Бетховена. М., 1973.

5.Дешкова И. Балет. Иллюстрированная энциклопедия в рассказах и исторических анекдотах. М., 1995.

6.Левашева Г. Поговорим о музыке. Л., 1964.

7.Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1986.

8.Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.

9.Осовицкая З., Казанцева А. В мире музыки. М., 1994.

10.Островская Я., Фролова Л., Цес Н. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. 1 год обучения. СПб 1999.

11.Островская Я., Фролова Л., Цес Н. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе. СПб 1999.

12.Рыцарева М. Музыка и я. Популярная энциклопедия для детей. М., 1994.

13.Фролов А. Музыкальная литература. Учебник для 3 класса ДМШ. СПб 2003.

14.Фролов А. Музыкальная литература. Учебник для 4 класса ДМШ.СПб 2005.

 

 

 

 

.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.