Милосердие (свт. Николай Чудотворец) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Милосердие (свт. Николай Чудотворец)

2020-07-07 68
Милосердие (свт. Николай Чудотворец) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слово, сказанное в день святителя Николая в Черкизовской Ильинской церкви г. Москвы

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Мф.5:7.

Какую великую награду обещает Господь. Иисус Христос милостивым? О какой святой добродетели говорит Спаситель в этих словах?

Эта добродетель любви и милосердия во всей красоте и силе олицетворяется, дорогие мои, в том, кого мы сегодня своим верующим, благоговейным сердцем прославляем: в лице «питателя сирот», утешителя скорбящих, предстателя и молитвенника обо всех, ищущих помощи Божией и милостей Божиих, — святителя и чудотворца Николая. В славе своей любви он сияет на небе церковном, и свет этой славы покрывает всю землю.

Добродетель милосердия — высшая в ряду других. Кто исполняет заповедь Христову о любви и милосердии, тот исполняет весь христианский закон. Это не наше, человеческое, рассуждение. Это — учение слова Божия.

Говорит святой апостол Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. «…» И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:1, 3).

И какие чудные плоды приносит эта святейшая и величайшая добродетель, завещанная нам нашим Господом Спасителем!

В течение всей своей земной жизни мы обращаемся ко Господу с просьбами и мольбами о прощении наших грехов. Мы хотим искупать наши согрешения, какие оплакиваем при раскаянии в них. Слово Божие указывает нам милостынями искупать свои грехи (см.: Дан.4:24; Прем.10:12; Ис.1:17-18).

Видите, мои дорогие, делами милостыни, добродетелью милосердия, плодами любви мы можем искупить свои грехопадения, в которых каемся перед лицом нашего Небесного Отца. Какое это утешение для нашего грешного сердца!

Было бы для нас счастьем, чтобы милость Божия снисходила на всю нашу жизнь, на наши труды. Так совершайте дела любви и милосердия! Слово Божие говорит нам: «…кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор.9:6).

Желаете вы испросить себе милосердие Божие на последнем и Страшном суде Христовом? Украшайте свою душу делами милосердия. Скажет Господь на Своем последнем суде: «…алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня… был болен, и вы посетили Меня;

в темнице был, и вы пришли ко Мне… «…» Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:35-36, 40).

Стремитесь вы к тому, чтобы благословение Божие почивало на ваших детях, на вашем потомстве, чтобы Господь не лишал вас и вашей семьи Своего Божественного попечения? Будьте сострадательны и милосердны. В слове Божием сказано святым пророком: «Я… не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет» (Пс.36:25-26).

Сея вокруг себя семена любви и милосердия, мы как бы обязываем Господа милостью Его к себе. То, что мы подаем нищему, голодному, нуждающемуся, то, что мы делаем страдающему, плачущему, утешая его, привлекает благословение Божие к нам. Сказано в слове Божием: «Милуяй нища взаим дает Богови…» (Притч.19:17). А Господь воздает всегда щедрым Своим Отеческим воздаянием.

Кто из нас не хочет, чтобы в дни скорбей, болезней, испытаний был милостив к нам Господь, призрел бы на наши скорби и воздыхания Своим любвеобильным Отеческим взором? К этому ведет путь милосердия. Слово Божие говорит: «Блажен, кто помышляет о бедном!.. В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь… «…» Господь укрепит его на одре болезни» (Пс.40:1-4).

Вот каковы плоды этой добродетели, этой священной заповеди нашего христианского закона о любви и милосердии, преподанной всем нам к неуклонному исполнению в жизни земной нашим Господом Спасителем!

Наш Господь Бог, в Которого мы веруем, называется в слове Божием Отцом сирот и убогих. И чем мы больше можем заслужить благоволение своего Небесного Отца, как не своим милосердием к нищему, убогому, плачущему, скорбящему, ко всем требующим и жаждущим от нас нашего сострадания, утешения, нашей помощи?

А тот, кто оскорбляет нищего, убогого, просящего о нашем сострадании, кто закрывает свое сердце к горю брата своего, тот оскорбляет Самого Господа Бога в лице меньшего брата своего. И о чем стал бы просить жестокий человек Господа Бога своего? Каких милостей стал бы ожидать тот, кто сам не оказывает милости, не проявляет любви и милосердия к брату своему?

Он встал бы на молитву, стал бы просить у Господа милости, а как бы рядом с ним встанет тот, кого он оттолкнул от себя. И такой, отверженный нами, скажет Господу: «Не подавай ему милости, ибо он мне не оказал милости».

И если человек жестокий, человек, сердце которого не имеет сострадания, стал бы просить себе у Господа в минуты своих скорбей и испытаний помощи Божией, ответил бы ему Господь Своими Божественными словами: «…суд без милости не оказавшему милости…» (Иак.2:13).

Если Господь попускает быть на земле и нищим, и плачущим, и скорбящим, голодным и унывающим, то это не только для того, чтобы испытать терпение и любовь к Богу тех, кого Он посещает этими испытаниями, но и для того, чтобы наше сердце расположить к делам любви и милосердия.

Оттого и стучится в дверь твоего дома нищий, чтобы ты милостыней искупал свои грехи. И оттого и встречаются на твоем пути плачущие и скорбящие, больные, ищущие проявления твоей любви, братской любви и милосердия, чтобы ты исполнил эту Божественную заповедь нашего Господа Иисуса Христа.

А мы, дорогие мои, должны не только не упускать ни одного случая помочь тому, кто ждет от нас духовной или телесной помощи, но и искать таких случаев, чтобы сердце наше обогащалось делами добра, чтобы наша жизнь светилась ими, согласно слову Христову: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).

Малым мы ведь приобретаем великое. Временным мы приобретаем вечное.

Тленным мы приобретаем нетленное.

За дела любви и милосердия Господь обещает милостивым самую великую награду, какую только может получить христианская душа, — помилование. Ведь Он всегда верен Своему Божественному слову: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

И мы, дорогие мои, в лице великого святителя и чудотворца Николая, святое имя которого мы сегодня, в день его праздника, с особым чувством благоговения призываем со всею Православною Церковью, чествуя этого величайшего и святейшего святителя Церкви Христовой, мы имеем такой яркий пример, такой благоухающий небесным духовным ароматом образец любви и милосердия!

Вся его земная жизнь была соткана из дел любви. И вся его посмертная жизнь, какой он живет в Царстве вечной славы, посвящена этому подвигу служения людям, ибо нет такой воздыхающей перед ним души, которая не встретила бы отклика в его любвеобильном сердце. О бесчисленных подтверждениях этого знает каждая православная душа.

Его святыми милостями, его святым примером пусть вдохновляется и каждый из нас, идущий по пути к своему вечному спасению!

Пусть жизнь каждого из нас обогащается изо дня в день теми делами добра, которые привлекают любящий взор Небесного Отца, которые составляют украшение человеческой жизни! Эти наши дела принесут и нам, грешникам, бесценное счастье, ни с чем не сравнимую радость, не земную, не скоро проходящую, а радость вечную — быть помилованными Господом и с Ним в бесконечных веках наслаждаться радостью вечного общения.

Этой радости, молитвами святителя Николая, всех нас да сподобит Господь!

ЖМП № 5 за 1955 г.

 

Одежда

Слово, сказанное в Пименовской церкви г. Москвы

Вы знаете, дорогие мои, что красота во всех ее проявлениях имеет свое обаяние, свое подчиняющее себе влияние на человека.

Вот мы смотрим на ночное звездное небо, стоим у берега бескрайнего моря, любуемся лесом с шумящими верхушками его деревьев или видим расстилающийся перед нами цветущий луг, — мы восхищаемся красотой природы, творением рук Божиих. Эти ощущения красоты в нас возникают через посредство нашего телесного зрения.

Мы говорим: красивая музыка, прекрасное пение. Мы говорим так тогда, когда музыка или пение своими звуками, своими мелодиями доходит до глубины нашего сердца, затрагивает сокровенные струны души, поднимает нас над житейской суетой, житейской грязью, уносит ввысь, в надзвездные края. Посредниками к восприятию этой красоты являются наши телесные уши, наш слух.

Но ни с красотой нашего зрения, ни с красотой нашего слуха не может сравниться красота духовная, какую видят очи нашей веры, — красота христоподражательной любви, красота смирения, чистоты и целомудрия бессмертной человеческой души.

Ах, какая это покоряющая сердце красота, превосходящая всякую другую, воспринимаемую нами через телесные органы!

Чтобы представить себе, что такое духовная красота, поставим себя на мгновение перед лицом преподобного Сергия Радонежского или преподобного Серафима Саровского, всея России чудотворцев. Мы знаем их, мы видим их, дорогих нашему сердцу русских угодников Божиих, на нашей земле воспитавшихся для Царства Небесного, во всей красоте их нетленного духа. Какая любовь струится из их очей, из их сердца! Эта любовь к людям переполняет их сердца доверха и переливается через края их истинно христианской души. А какое смирение у преподобного Сергия, когда он уклоняется от всяких почестей, когда прячется в свою келью от приезжего знатного человека, чувствуя, что тот будет прославлять его! Какое смирение у преподобного Серафима: тысячу дней и тысячу ночей он провел в молитве на камне; он излучал неземное сияние во время беседы, а почитал себя последним из своих собратий! По слову Святой Церкви, наши преподобные чистотой своей души удивили и самих ангелов Божиих.

Для тех, кто не живет духовною жизнью, непонятна красота нашего христианского смирения. Эти люди говорят, что смирение — это слабоволие, забитость, робость человеческой души. Совсем нет. Христианское смирение — это проявление силы человеческого духа, покоряющей и злобные и гневливые сердца, ломающей человеческую гордыню, какой не смогла бы победить никакая другая внутренняя и внешняя человеческая сила. Кто носит в себе такое смирение, какое носили преподобный Серафим, преподобный Сергий, каким обладали тысячи истинных рабов Божиих, — тот проявляет не слабость духа, а его величие, его крепость и свое нравственное превосходство.

Любовь, смирение, чистота, составляющие главные свойства духовной красоты, это та «брачная» одежда, о какой говорил Спаситель в своей притче о брачном пире царского сына (см.: Мф.22:2-14) и в какую должен быть облечен каждый истинный христианин, истинный сын своего Небесного Отца.

Если мы увидим рядом красивого человека и человека урода, от такой противоположности красота человека станет еще величественнее, а несчастье безобразного урода станет еще горше.

Священные евангельские страницы дают нам, мои дорогие, немало таких образцов духовной Красоты, когда носители этой красоты стоят рядом с теми, кто свою душу продал греху.

Вот день рождения царя Ирода. В верхних залах дворца, наполненных гостями, — опьянение, развлечения, разжигающие похоть человеческую, разгул страстей. В подвале этого дворца, в темнице проводит последние часы своей земной жизни бесстрашный обличитель греха, пламенный проповедник покаяния — святой Иоанн Предтеча, сам чистый душой и телом, исполненный любви и жалости к грешникам, которых он звал на путь раскаяния в грехах, и преданный Господу своему даже до смерти. Идут века, и этот образ немеркнущей духовной красоты, с исключительной яркостью сияющий на фоне греховного смрада Ирода и его гостей, властвует над нашим сердцем.

Наступила последняя среда в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Ночь под эту среду Спаситель провел в Вифании, невдалеке от Иерусалима, в доме Симона прокаженного. В этом доме женщина-блудница, принеся с собою миро, а вместе с ним свое кающееся в грехах сердце, лежала у ног Спасителя, обливала эти ноги слезами, возливала на них драгоценное миро и, отирая своими волосами, без слов молила о прощении своих грехов. В этом поступке женщина блудница показала красоту своей души, той души, которая припадает к ногам Божиим, которая идет за своим Сладчайшим Спасителем по Его зову. В этих слезах, капавших из ее глаз на ноги Спасителя, женщина проявила свою веру в то, что Спаситель не оттолкнет ее — грязную, грешную, смрадную. Этими слезами она свидетельствовала о своей крепкой надежде на милосердие Божие. Она принесла к стопам Христовым свое слезное раскаяние и свое смирение. И какое смирение! Она не смела ни встать, ни поднять своих очей, чтобы посмотреть на светлейшее лицо Господа. Опустив плачущее лицо, она только целовала ноги Спасителя и орошала их слезами.

В слове Божием сказано: «…сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19), — Господь не оттолкнет смиренного и (далее Владыка Николай говорит о двух евангельских событиях, соединяя их в одно (Мф.26:6-13 и Лк.7:37, 50). — Ред.) сокрушенного сердца. И встала эта блудница прощенной, очищенной от греха, спасенной, встала для новой жизни с твердым решением на путь этой жизни вступить и с помощью Того, у Кого выплакала свою грешную душу, идти за Господом.

Какая красота души открылась в этом поступке женщины-блудницы!

И рядом с этой красотой в этот день Великой Среды другой образ стоит перед нашим духовным взором. В этот день Иуда Искариотский направился к первосвященникам и книжникам с вопросом: «Что вы дадите мне, и я вам предам своего Учителя?» Они ответили ему: «Тридцать сребреников». С этого часа он стал искать случая, чтобы предать своего Учителя (см.: Мф.26:14-16). Рядом с красотой плачущей души мы видим такую мерзость греха!

Много грехов на земле. Есть грехи злобы человеческой, есть грехи немощи. И среди всяких грехов, в какие мы впадаем, какой страшный грех совершен Иудой-предателем! Господь Спаситель ничем неблагожелательным не отличал его среди Своих учеников, всегда обращался к нему с Отеческой любовью и, зная, как сердцеведец, о том, чем окончит Иуда свою жизнь, никогда ни с каким намеком или упреком не обращался к его душе. А Иуда, снедаемый страстью сребролюбия, идет продавать за жалкие тридцать сребреников своего Благодетеля, своего Отца, Божественного Друга и Божественного Учителя! Как говорит церковная песнь Великой Среды, в то время как блудница простирала свои руки, чтобы ими обнять ноги Спасителя, в этот час Иуда простирал свои руки, чтобы принять тридцать сребреников, за которые он продал своего Господа. Рядом с Иудиным «окаянством» еще пленительнее красота этой плачущей у ног Спасителя грешницы.

Если бы мы, дорогие мои, пожелали напомнить себе обо всех носителях духовной красоты, мы должны были бы назвать бесчисленные имена святых угодников Божиих, сияющих чистотой, терпением, делами любви, кротостью — всеми цветами духовной радуги христианских добродетелей, какие составляют «брачную» одежду сынов Царства Небесного.

Полноту никем и никогда не превзойденной духовной красоты мы видим в Господе Иисусе Христе. Его неиссякаемая любовь, вершину которой Он показал, умирая за грешников и за Своих врагов, Его Божественные смирение и кротость, Его долготерпение, Его преданность воле Небесного Отца, Его чистота совершенны. Явив в Своем Лице такой возвышенней-ший образец красоты, Господь зовет нас и ждет от нас, чтобы мы «научились от Него» (Мф.11:29), чтобы мы были, по Его слову, «совершенны» (Мф.5:48), подражая Ему.

И чтобы никто из людей никогда не сказал о том, что заповеди Христовы и подражание Господу недоступны для немощной человеческой природы, Господь со Своею благодатной помощью воздвиг целый сонм святых угодников: мучеников, преподобных, блаженных, святителей — носителей любви, смирения и чистоты. Тем святые и велики пред лицом всего человечества, что они следовали примеру Господа. И для нас они являются порукой того, что и мы можем идти тем же путем, имея в их лице бесчисленные примеры этого подражания.

С чего нам начинать наш путь за Христом, наши труды по украшению своей души? С покаяния. Покаяние — это сознание своего греховного недостоинства, это твердое решение исправить, перестроить свою духовную жизнь, это непоколебимое стремление, оставив грех, идти путем Христовых заповедей. Принося покаяние, мы должны творить «достойные плоды покаяния» (Лк.3:8). Такими плодами для нас должны быть смерть греху и восхождение по ступеням духовного совершенства.

Думаем ли мы о смерти или не думаем, хотим ли об этом думать или не хотим, но с каждым днем и с каждым часом мы приближаемся к порогу смерти. Наша земная жизнь — это приготовление к вечной жизни. Подобно осеннему плоду на дереве и мы должны к осени своей жизни созреть. Помните предостерегающий голос святого Иоанна Предтечи: «Уже секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10). И еще: «…лопата Его в руке Его и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф.3:12).

Жизнь не течет, а мчится. Нам трудно уследить за бегом времени. А войти в двери вечной жизни все мы, как христиане, должны в брачной одежде. Гордыня, присущая нашему духу, должна быть сломлена. Сердце, загрязняемое сквернами, должно быть очищено. Жесткая и себялюбивая душа должна стать мягкой, сострадательной к горю ближнего, милосердной. Вечное Небесное Царство — это Царство Света и Красоты, и только украшенные христианскими добродетелями будут наследниками этого Небесного Царства.

Не откладывайте на завтра этого труда над своим сердцем! Может быть, для некоторых из нас этого завтра и не будет.

Будем просить, мои дорогие, нашего Сладчайшего Господа, чтобы Он Сам, Своей Божественной благодатью, Своей Божественной силой оберегал пас от погибельных путей и помогал нам неуклонно идти по пути к вечной жизни в Царстве Небесном.

Благословением Божиим и молитвами наших дорогих небесных молитвенников да укрепятся наши слабые ноги на путях заповедей Христовых, да украсится одежда нашей души вечной красотой!

Если мы будем истинными детьми своего Небесного Отца на коротком нашем земном пути, мы будем Его детьми и там, в бесконечных веках.

ЖМП № 7 за 1950 г.

 

Благодать

Слово, сказанное в день св. пророка Илии в Ильинской церкви в Обыденском переулке г. Москвы

Сегодня память одного из самых пламенных пророков Ветхого Завета, проповедника веры и покаяния, обличителя человеческих страстей и пороков, св. пророка Илии.

Вы знаете, что недавно мы во главе с Патриархом Алексием совершали поездку в Святую Землю, в страну священных воспоминаний. Утром одного из дней нашего пребывания в Иерусалиме мы держали путь в Вифлеем. Он расположен в десяти километрах от Иерусалима. На пути, по левой стороне дороги, нам показывают высокое старинное здание, наподобие замка, с небольшим крестом наверху. Мы уже знали, что должны встретить на пути монастырь св. пророка Илии. Этот монастырь мы и увидели. Он основан в IV веке христианства и украшен в VI веке. Он стоит на том месте, на котором, по очень древнему преданию, не раз имел место отдыха среди своих трудов пророк Илия. Рядом с монастырем — скала; каменная скамья у ее подножия имеет как бы отпечаток отдыхающего тела. По преданию, эта скамья служила местом отдыха пророка Илии. Здесь он услышал голос ангела: «Встань, ешь и пей, потому что дальняя дорога перед тобой».

Когда мы увидели эту скалу и это каменное доже, воспоминания из далекого прошлого с такой силой овладели душой, что в какое-то едва уловимое мгновение показалось: вот-вот увидим мы пророка около этого его любимого места и услышим его обличительные речи.

В один из других дней нашего пребывания в Иерусалиме мы направлялись к Иордану через Иерихон. По обеим сторонам пути мы видели выжженную солнцем пустыню. Это была не гладкая поверхность, а груды каменистых холмов, нагроможденных один на другой. На склонах этих холмов не видно было пасущихся стад, глаз почти не встречал зелени. Мы знали, что это знаменитая пустыня Иудейская. Когда Спаситель говорил притчу о милосердном самарянине, он упомянул о дороге между Иерусалимом и Иерихоном, на которой был изранен и ограблен разбойниками человек. По этой дороге мы и ехали. И сейчас среди этих холмов бродят кое-где остатки прежних разбойничьих племен. Дорога и сейчас не совсем безопасна, и нас сопровождали вооруженные английские солдаты в машине.

По этой самой дороге когда-то шли за Иоанном Предтечей толпы народа из Иерусалима и окрестностей, покоренные его пламенным призывом к покаянию. Он их вел к берегам реки Иордана и там, во свидетельство их покаяния, совершал над ними крещение.

Мы смотрели на эти холмы, и казалось, что все эти камни, скалы, овраги и даже самый воздух — все напоено этими горячими призывами Предтечи к покаянию. Казалось, голос Иоанна Предтечи не умолкает до сих пор и звучит с прежней силой. Но… это не только кажется. Призывы ветхозаветных пророков к покаянию и исправлению жизни продолжает учрежденная Господом Иисусом Христом Церковь, и пока стоит земля и на ней наша Святая Церковь, не умолкнет эта проповедь о покаянии.

Все мы — грешники, все мы нуждаемся в покаянии. А Церковь получила от своего Основателя и Начальника нашей веры священную миссию — будить человеческую совесть и продолжать то священное дело, какое было возложено промыслом Божиим на древних пророков Ветхого Завета: спасение человеческих душ.

Но во сколько раз, в неизмеримо много раз мы, дети Православной Христовой Церкви, чада царства благодати, сыны Нового Завета, счастливее тех людей, которые были современниками ветхозаветных пророков и внимали их обличительным речам! Пророки Ветхого Завета, зовя людей к покаянию, имели власть только потрясать человеческую совесть, но не имели священного дара раздаяния благодати, потому что

Дух Святый еще не сошел на землю. Под влиянием их проповеди кающиеся грешники могли только силой своего верующего духа, подкрепляемого милостью Божией, достигать праведности и уничтожать в своей душе семена и корни грехов и страстей. А мы?

Мы, внимая призывам Церкви и покаянию, вместе с тем получаем в таинствах Церкви, в благословениях и молитвах Церкви благодатную силу Божию, прощающую, обновляющую и возрождающую человеческую душу. С тех пор как Господь Иисус Христос, согласно Своему обещанию, ниспослал от Отца Духа Святого на Своих апостолов, в ограде Церкви Христовой течет огромная, многоводная река благодати Божией. О ней, этой благодати. Спаситель и говорил: «Кто жаждет, иди ко Мне п пей. Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек». И грешники всех времен и всех народов воспаленными от зноя страстей устами припадают к водам этой реки, чтобы напоить свои иссохшие души.

Начало священному течению этой реки благодати положено самим Господом Иисусом Христом.

Из времени Его земной жизни мы знаем, как непосредственно исходившей от Него благодатью исцелялись и возрождались человеческие души.

Вот — Закхей. Это — начальник мытарей, тех, которые в глазах иудеев были самыми падшими людьми — изменниками своего народа: мытари принудительно собирали подати в пользу захватчиков, делали из этих сборов наживу в свою пользу. Таким путем нажил свое богатство и Закхей, начальник этих сборщиков. Сердце его было жестоким, закрытым к горю и слезам своих же соплеменников. Из евангельского повествования мы знаем, как он, заинтересовавшись проходившим по улицам Иерихона Спасителем, влез на смоковницу, чтобы только посмотреть на Проходившего. Мы знаем, как один взгляд Спасителя, брошенный на сидевшего на дереве, переродил Закхея, и он, быстро спустившись вниз, принимал Спасителя в своем доме уже новым человеком. Он обещал раздать нищим половину своего имения, вчетверо воздать всем обиженным им. И это чудо — чудо возрождения человеческой души — могла совершить только сила, исходившая от Богочеловека.

Я уже сказал, что наш путь из Иерусалима к Иордану лежал через Иерихон. В Иерихоне мы имели остановку. Мы посетили источник пророка Елисея, сделавшего горькую воду сладкой; почерпнув, попробовали этой воды, — она и сейчас приятная на вкус. Мы зашли в близ расположенный православный монастырь в честь пророка Елисея. Войдя в ворота монастыря, все мы сразу остановили свое внимание на огромном и многоветвистом дереве посредине двора. Это была смоковница. Видно, что дерево тщательно охраняется. Почти в один голос мы спросили своих спутников: что это за дерево? Нам сказали: «Монастырь, по преданию, устроен на том месте, на котором Закхей увидел Господа и если эта смоковница не та, на которую он влез, чтобы посмотреть на Спасителя, то во всяком случае дерево имеет давность более чем в полторы тысячи лет и является ближайшим потомком той исторической смоковницы». Мы подошли к дереву, подняли свои глаза кверху; невольно подумалось: не по этим ли ветвям когда-то карабкался Закхей, и не на этом ли дереве совершалось чудо его перерождения.

Эти чудеса возрождения и спасения человеческих душ продолжаются в Церкви Христовой силою и действием благодати Святого Духа. Одних эта благодать охраняет от грехопадений с дней младенчества и детства, возводя их к совершенству духовной красоты, как преподобного Сергия и преподобного Серафима. В сердца других благодать стучится в течение всей жизни человека, обличая во грехах и призывая к исправлению. Третьих она или внезапно останавливает на краю пропасти или подымает со дна порока. Преподобная Мария Египетская, служившая пороку 17 лет, в течение нескольких мгновений посещенная этой благодатью, дала обещание оставить свой греховный путь и за последующие 47 лет своего подвига достигла вершин святости. Просветитель Руси равноапостольный Владимир до своего крещения вел невоздержную жизнь, был человеком грубым, жестоким. После принятия христианства, под воздействием благодати Божией, Владимир переродился. Для народа он стал красным солнышком, для Церкви — благоверным, святым, равноапостольным. Он стал примерным семьянином, нищелюбцем, ласковым, скромным.

Та благодать Божия, которую Православная Церковь преподает своим чадам, имеет необычайную, чудодейственную силу. Она навсегда изглаждает грех из сердца кающегося грешника; она укрепляет его духовные силы в дальнейшей борьбе с грехами; она гордых делает смиренными, блудных — чистыми, жестоких и себялюбивых — милостивыми и сострадательными. Мы, дети Православной Церкви Христовой, часто даже не сознаем, как мы счастливы, принадлежа к этой Церкви и питаясь этой благодатью Божией!

Не забудем, что, кроме старого, земного Иерусалима, хранителя заветных святынь для христианского сердца, поклониться которым не всем дает Господь, есть Иерусалим новый, небесный, как называет Слово Божие царство небесное. В этот новый, небесный Иерусалим Господь зовет всех нас по окончании нашего земного пути, и туда надо придти всем нам. А войдет во врата небесного Иерусалима только тот, кто, питаясь благодатью Божией, будет истреблять в своем сердце страсти и пороки, кто потрудится над очищением этого сердца для того, чтобы сделать его. обителью Духа Божия, кто зажженную в его сердце Духом Святым веру сохранит до конца своих дней.

«ЖМП» № 9 за 1945 г.

 

Вера и дела (прор. Илия)

Слово, сказанное в Ильинской церкви, что в Черкизове г. Москвы

Сегодня в праздник святого пророка Илии, этого пламенного проповедника веры и огненного ревнителя славы Божией, мне хочется побеседовать с вами, мои дорогие, о вере — той истинной вере, которая спасает нас для вечности.

Я напомню вам об одном евангельском событии из земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Мф.8:5-13). Однажды в городе Капернауме к Спасителю подошел сотник, начальник римской стражи, и просил у Господа исцелить своего тяжко заболевшего слугу. Он был язычником, но слышал о Господе как великом проповеднике и великом чудотворце и в своем сердце носил веру в Него. Спаситель сказал сотнику: «Я приду и исцелю его». В ответ на это сотник воскликнул: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой…» В этих словах сотник проявил такую веру во всемогущество Иисуса Христа, в чудодейственную силу Его слова, что удостоился за это похвалы от Спасителя. Господь сказал, обращаясь к окружающим: «Истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры». Господь добавил еще к этим словам: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю…» Обращаясь к сотнику, Он сказал: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе». Слуга сотника выздоровел в тот же час.

Кто эти «сыны царства», о которых говорил Спаситель? Это иудеи, современные Господу Иисусу Христу. Они гордились тем, что по плоти были. потомками Авраама. Они рассуждали в себе: мы — потомки Авраама; мы сохранили истинную веру в Единого Бога; мы исполняем все обряды ветхозаветного закона и, конечно, мы — первые наследники, первые участники того Царства Божия, о котором проповедует Христос.

Еще святой Иоанн Предтеча упрекал этих гордых иудеев, говоря: «…не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф.3:9). И Сам Господь Иисус Христос не раз обличал их за это самопревозношение, за то, что они почитали себя наследниками Царства Божия, невзирая на то, достойны ли этого или нет по жизни и своим делам. Вразумляя иудеев, Господь говорил им, что одно происхождение их от Авраама, без духа благочестия и без добродетелей, не спасет их.

Все вы знаете слова Христовы: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21). А одну из Своих притчей Спаситель закончил грозными словами в отношении иудеев: «…отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его…» (Мф.21:43). За греховную нечистоту и беззакония иудеев Господь, по Его словам, отнимет от них Царство Божие и даст его другим людям, которые по плодам своей жизни будут его достойны.

Вспоминая слова Божественного приговора в отношении современных Спасителю иудеев, не переживаем ли мы, мои дорогие, в сердцах своих чувство священного трепета? Ведь и мы, грешные и грязные, можем заслужить ту же участь, если будем по своей жизни недостойными детьми своего Небесного Отца.

Все мы с вами духовно рождены в Святой Православной Церкви. Все мы крещены во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы. С детства, сначала приносимые руками наших матерей, а затем самостоятельной волей мы приобщаемся Святых Тайн Христовых. Мы исполняем обряды Святой Церкви, ходим в храм Божий. Всё это необходимо для христианина, но это еще не делает нас истинными детьми своего Небесного Отца. Скажет нам Господь Спаситель на Своем Божественном суде: «…покажи Мне веру твою от дел твоих» (ср.: Иак.2:18), «ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26). Слово Божие говорит нам: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» (Иак.2:14).

Истинная вера состоит не в том только, чтобы мы исповедовали ее истины и эти истины хранили в своем сердце. Она состоит в живом убеждении нашего сердца, которое направляет наши мысли, наши чувства, наши желания, является руководящей силой всей нашей земной жизни. Можно исполнять все обряды Православной Церкви и быть плохим христианином, быть хуже язычника. Истинная вера свидетельствуется нашей добродетельной жизнью. Надо, чтобы она светилась в добрых делах нашей жизни, чтобы свет веры сиял перед людьми, как завещает нам Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).

Вот подумайте, дорогие мои. Мы веруем в Господа Бога — Творца мира и видимого и невидимого. Так веруя, мы знаем, что каждому из нас жизнь дарована Господом, что она в руках Божиих и, когда Господу угодно, Он пресечет эту земную жизнь, исторгнет нашу бессмертную душу из бренного тела, и душа перейдет в бесконечную жизнь. Веруя в это, мы должны дорожить каждым часом своей жизни, боясь хотя бы один день своего короткого земного пути оставить бесплодным для вечной жизни, в которую призывает каждого из нас Небесный Отец. Верующий христианин твердо убежден в том, что всё, чем он пользуется в жизни — от луча солнца до малой капли воды, от злака до последней нитки на нашей одежде, — это всё дар Божий, это всё подается нам Небесным Отцом, и он с благоговением и любовью хочет ответить на эту любовь Небесного Отца. В его сердце воспламеняется горячая, сыновняя благодарная любовь ко Господу. Он хочет — во имя этой любви Господа к нему — быть достойным имени истинного христианина не только внешним исполнением обрядов, но самой жизнью своей: своей любовью, незлобием, сострадательностью, чистотой, смирением. Он не отдает всего своего сердца земле и земным заботам: он о горнем думает.

Мы веруем в Промысл Божий, в то, что ни один шаг в жизни человека не совершается без воли Божией. Веруя так, мы должны принимать как от руки Божией всё: и радостное, и скорбное, печальное и тяжелое в нашей земной жизни. Такая вера спасает нас от отчаяния, поддерживает в те минуты, когда тяжесть жизненного креста ложится на наши плечи. Верующий раб Божий не прилепляется своим сердцем к богатству, когда оно к нему течет, не плачет и не впадает в уныние, когда оно и убегает от него.

Мы веруем в то, что Бог — Вездесущий и Всеведущий. Мы знаем, что Господь видит не только каждый шаг нашей жизни, но видит наши желания, лишь только они зарождаются в нашем сердце, наши намерения, когда они только образуются в нашем уме. И потому мы должны всё делать как бы перед очами Всевидящего Господа: и думать, и желать, и радоваться; и в печалях возлагать свое упование на Господа. Такой христианин тщательно следит за своим сердцем, чтобы оно не стало местом грязных пороков, вместо того чтобы быть обителью для Господа.

Мы веруем в Бога как Праведного Судию и Мздовоздаятеля, Который призовет каждого из нас на Свой суд и на этом суде мы или постыдимся, или прославимся, по слову Божию (см.: 1Ин.2:28; Рим.8:17). Поэтому мы должны страшиться оскорбить величие Божие, огорчить Святыню Божию своими грехами и леностью и небрежностью в деле своего вечного спасения. Истинный христианин всегда носит в своем сердце страх перед грозным приговором грешникам на последнем суде: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…» (Мф.25:41). Не произнес бы ему Праведный Судия этих страшных слов! И он спешит свое грязное сердце омывать слезами и раскаянием. Он боится погибнуть для вечной жизни.

Мы веруем в Господа Иисуса Христа, Который был распят за нас на кресте и претерпел тягчайшие муки для того, чтобы освободить нас от вечной смерти, от власти над нами греха и диавола. Мы всегда должны помнить, какой ценой Сыном Божиим куплено для нас право наследовать Царство Небесное и получать прощение грехов, во имя каких страшных страданий нам подается это прощение и это вечное счастье. И истинный христианин любит

Господа Иисуса Христа всем своим сердцем, всей душой, всем помышлением. Он любит Крест Христов, любит его лобызать, любит с благоговением полагать на себе крестное знамение «во имя Отца и Сына и Святаго Духа», веруя в то, что сила крестного знамения ограждает его от врагов видимых и невидимых. Он любит слово Божие, как оставленное нам Господом завещание; переживает чувство радостного духовного наслаждения, когда читает или слушает его. Он любит Святую Церковь, которая его духовно родила и будет напутствовать в жизнь вечную надгробными песнопениями, никогда не переставая молиться о своих чадах и после того, когда они уходят в свое вечное отечество. Он любит свой храм, с которым у него связаны самые лучшие, самые святые и возвышенные переживания всей его земной жизни. Такой верующий христианин хочет во всем подражать своему Господу Иисусу Христу: молиться, как молился Господь, терпеть, как Он терпел, чувствовать и мыслить, как <


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.