Стили семейного воспитания и их воздействие на возникновение личных проблем подростков — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Стили семейного воспитания и их воздействие на возникновение личных проблем подростков

2020-11-03 91
Стили семейного воспитания и их воздействие на возникновение личных проблем подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ребенок проходит в своем развитии определенные стадии, но и его родители тоже преодолевают этап за этапом со своими специфическими задачами, особенностями и трудностями. Дети в семье – обогащают жизнь двух людей, связавших себя узами брака. Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами, столь же сложны и отношения родителей к своему ребенку, неоднозначны стили семейного воспитания. «Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка». Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях позволили психологам составить описание различных типов воспитания.

Во многих работах, посвященных детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, но демократический и попустительский.

Но впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания – хаотический и опекающий.

· Авторитарный стиль воспитания характеризуется тем, что все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле и авторитету. Они ограничивают свободу и самостоятельность ребенка, не считают должным объяснять и обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности. Однако, жесткий контроль редко дает положительный результат. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные и сильные подростки сопротивляются, бунтуют и становятся избыточно агрессивными. Он, как правило, сразу покидают родительский дом, как только предоставляется малейшая возможность. Робкие, неуверенные в себе подростки слушаются родителей во всем, не предпринимая попыток самостоятельных решений. При таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на страхе перед наказанием или чувстве вины. Как только угроза внешнего наказания исчезает, поведение подростка может стать асоциальным.

· Демократический стиль воспитания характеризуется тем, что родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение родителей, учатся обосновывать и отстаивать свою точку зрения. Взрослые, чутко относясь к запросам подростка, требуют от них в ответ осмысленного поведения, проявляют твердость, сталкиваясь с капризами и проявлениями немотивированных вспышек гнева, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины. Все это формирует в подростке ответственное социальное поведение. Такие дети более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить отношения со сверстниками, они ответственно относятся к своим обязанностям.

· Попустительский тип воспитания характеризуется тем, что ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет их указаний. Для таких родителей характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Подростки, выросшие в таких семьях, конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. Они воспринимают недостаток

руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, а, следовательно, чувствуют страх и неуверенность. Нежелание и неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку он оказывается лишен психологических механизмов, необходимых для ответственного, самостоятельного поведения в обществе.

· Хаотический стиль воспитания характеризуется отсутствием единого подхода к воспитанию, когда нет выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания оказывается фрустрированной одна из базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности, провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а иногда даже агрессивность, неуправляемость и социальную дезадаптацию. У подростка при таком воспитании не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка.

· Опекающий стиль воспитания характеризуется стремлением постоянно быть около ребенка, решать за него возникающие проблемы. В этом случае родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельность, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, подобный стиль воспитания, приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.005 с.