Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-06-02 | 117 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
На фоне значительного отставания в развитие связной речи у детей с задержкой психического развития экспериментальной группы отмечались существенные различия в овладении навыками этого вида речевой деятельности. Сопоставление результатов выполнения заданий позволяет выделить две группы детей в зависимости от степени сформированности различных сторон связной речи и навыков рассказывания. Первую, более слабую группу (10 человек) составили дети, у которых были выявлены серьезные нарушения уже при построении высказывания на уровне фразы. Отмечались серьезные затруднения в смысловой организации высказываний.
Выполнение творческого задания оказалось для них практически не доступным. Исследование показали, что дети этой группы не владеют навыками самостоятельного составления рассказа: в их высказываниях характерно крайняя бедность используемых языковых средств, наличие грубых аграмматизмов, нарушающие связность повествования.
У детей второй группы (10 человек) нарушение в построении отдельных высказываний и развернутых сообщений были выражены в меньшей степени по сравнению с первой группой. Они, как правило, справлялись с заданием на построение фраз на наглядной опоре: при этом отмечались недостатки главным образом в грамматико – синтаксическом оформлении фразы-высказывания.
При составлении рассказов наблюдались специфические нарушения (в логико – смысловом построении сообщения, на уровне программирования и контроля за реализацией высказывания). Были выявлены недостатки в языковом оформлении сообщений – не резко выраженные нарушения связности повествования, лексические затруднения, различные аграмматизмы. В отличие от детей первой группы, более или менее выраженные недостатки речи у этих детей проявлялись избирательно, в некоторых видах заданий (пересказ, составление рассказа по наглядному сюжету). Наибольшие трудности у детей этой группы вызывало выполнение заданий творческого характера.
|
Выделение указанных групп имеет значения в плане дифференцированного подхода к детям при проведении коррекционной работы по формированию связной речи.
Кроме того, комплексное исследование детей с использованием различных видов заданий дает возможность установить, в каких видах исследуемой связной речи у каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды можно опираться в процессе коррекционного обучения. Это намечает пути индивидуального подхода в условиях проведения групповой работы.
Таким образом, во всех видах заданий у детей с задержкой психического развития обнаружились существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации. У детей с задержкой психического развития имеется отставание в развитие планирующей функции речи, трудности кодирования и декодирования текста.
Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи у детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
Уровень сформированности связной монологической речи у детей с задержкой психического развития неодинаков.
Таким образом, исследование показало, что в продуктивной речи детей обеих категорий в основном употребляют простые малораспространенные и распространенные предложения, выражающие объектные и обстоятельственные (преимущественно пространственные) отношения. Используемые синтаксические структуры свидетельствуют о том, что дети на втором году обучения еще не владеют в должной мере навыками выражения отношений абстрактного и обобщенного характера. В создаваемых детьми предложениях редко встречаются обозначение атрибутивных отношений, временных связей, недостаточно характеризуется качество действия, способ его совершения, почти не раскрываются причинно – следственные зависимости, целевые, условные отношения. Редко используются сложные предложения и почти не употребляются в их составе придаточные определительные, сравнительные. В устной речи исследуемых присутствуют все знаменательные и служебные грамматические категории, но количественно преобладают те, которые характеризуются простотой содержания и конкретностью форм.
|
Дети с задержкой психического развития отличаются затруднениями в грамматическом и семантическом оформлении предложений, что проявляется как в продуктивной, так и репродуктивной речи. Они не подготовлены к восприятию и воспроизведению логико–грамматических конструкций, требующих оперирования пространственными соотношениями. Работая по экспериментальным заданиям, дети с детей с задержкой психического развития чаще, отказываются выполнять задания.
Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в раскрытии связей, взаимозависимости предметов и явлений, обозначении признаков предметов, их отношений, не справляются с оформлением простых и сложных предложений, так как не обладают достаточным словарным запасом и знанием грамматических форм, а также необходимых синтаксических средств.
Ограниченность лексических возможностей детей с задержкой психического развития при репродуцировании предложений проявлялось в нарушениях грамматической формы слов, их замене, пропуске, что часто нарушало смысл высказывания. При конструировании предложений из данных слов дети с задержкой психического развития затруднялись в установлении парадигматических связей. Количество слов, употребляемых ими при составлении предложений, оказалось меньше (2-4), чем у детей с ЗПР контрольной группы (4-7).
Таким образом, на основании проведённых исследований можно сделать следующие выводы:
У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития экспериментальной группы отмечается значительное отставание в формировании навыков связной речи, что составляет 45,73% выполнения всех заданий по сравнению с детьми с ЗПР контрольной группы, 69,2%. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида деятельности (Приложение, рисунок № 6,1).
Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние речи детей с задержкой психического развития, которое необходимо учитывать при проведении коррекционной работы. Однако все приведенные данные не составляют целостной картины нарушений речи у детей с задержкой психического развития.
Глава III. Содержание коррекционной работы по формированию связной речи у шестилетних детей с задержкой психического развития
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!