Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-04-01 | 248 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В предлагаемом параграфе рассмотрим структурные особенности студенческой газеты. На структуру газетной полосы обратил внимание М. Н. Гуревич, в частности им было отмечено, что при размещении и оформлении различного текстового материалы на газетной полосе используются следующие средства: обыкновенный заголовок и подзаголовок, шапка и рубрика – все эти средства помогают читателю составить представление о теме и содержании текста.[80]
Опираясь на выводы ученого, мы выделили следующие способы оформления текста в газете «Петрозаводский университет»:
обыкновенный заголовок, который предваряет различные виды публикаций, дает первичное представление о содержании: статья с заголовком - «Сказ о двух пирожках, бедном доценте и голодном журналисте» - посвящена актуальной для студентов и преподавателей, теме питания в университетской столовой. («ПУ»№5, 1992, стр.3)
подзаголовок конкретизирует стоящий над ним заголовок. Так, заголовок репортажа «Здравствуй, племя веселое и находчивое» имеет ряд уточняющих подзаголовков: «День первый», «День второй» («ПУ», №6, 2008); «Третьим будешь?» с подзаголовком «Отчет о встречах в верхах»; («ПУ», № 29, 1991)постоянный подзаголовок «Русский рок. Страницы биографии» имеют публикации различной жанровой принадлежности О. Гальченко («ПУ»,№1, 4, 9, 13. 1991), который, как правило, поясняет основной заголовок рубрика, как правило, определяет содержание и характер текста или группы текстов в газетной публицистике. По нашим наблюдениям, рубрикация в газете «Петрозаводский университет» носит непостоянный характер, практически нет четко переходящих из номера в номер, постоянных рубрик, это обусловлено характером издания. Для студенческой газеты «Петрозаводский университет характерна зависимость ее структуры от «сиюминутных» новостей. Увеличения объема новостной информации в газете приводит к снижению доли в ней постоянных рубрик. Нами отмечены постоянные, но нерегулярные рубрики, то есть такие, которые встречаются не в каждом номере, хотя и сохраняют свою тематику, содержание, стилистику, авторство. Приведем примеры некоторых из них (с указанием номера и года издания): «В вузах страны» («ПУ», №5, 11, 13 и др. 1991) – краткие заметки; ряд репортажей различных авторов («Окно в Европу» А. Фукс, «Другая ступень цивилизации» Г. Тюнь и др.) под рубрикой «Наши за границей» («ПУ», №4, 8, 9, 10, 11 35, 39. - 1991); «Официальная хроника» - короткие хроникальные заметки без автора; «Королевский бутерброд» рубрика А. Фукса («ПУ» № 1, 2, 4, 6, 7 и др. 1992), в которой помещены заметки, репортажи с конференций, собраний, эпизоды «общения с верхами», «Опять воспитывать будете?» М. Булгаков «Собачье сердце» («ПУ», № 1, 2, 6.-2008) – включает публикации разных авторов, преимущественно одной жанровой формы (статьи); «Памятные даты в истории ПГУ»; заметки под рубрикой «Управление социального развития сообщает» («ПУ», №2, 6.- 2008).
|
Итак, нами установлено, что постоянная тематическая рубрикация носит эпизодический характер. Анализ структуры рубрикаций газеты позволил выявить некоторые закономерности:
под одной рубрикой могут помещаться публикации различной жанровой принадлежности, но одного автора («Королевский бутерброд» А. Фукс // «ПУ», 1992);
тексты, принадлежащие разным авторам, но на одну тему в пределах одной рубрики («Окно в Европу» А. Фукс, «Другая ступень цивилизации» Г. Тюнь и др. рубрика «Наши за границей» // «ПУ», 1991).
Итак, анализ газеты показал, что на страницах студенческой газеты актуальной является служебная, или рубрикация «по случаю», например, отчет «Вузовская наука в условиях рынка» («ПУ» №5, 1991, стр. 2) о прошедшем совещании заместителей деканов по научной работе опубликован под рубрикой «Готовимся к обсуждению на ученом совете», которая имеет прямое отражение в тексте: «Это, можно считать, была генеральная репетиция перед заседанием ученого совета»; репортаж «Забудьте на время, что на носу очки, а в душе осень» // «ПУ», №4, 1991, стр. 4) опубликован под рубрикой «Спартикиада «Бодрость и здоровье»; информационная заметка без автора «Абитуриенту на заметку» («ПУ», №2, 2008); репортаж студентки 1 курса специальности «журналистика» А. Бекировой «Наша северная земля» («ПУ», №3, 2008); публикации стихов студентов – «Проба пера» («ПУ», №14, 1992).
|
Речевые особенности на страницах студенческой газеты «Петрозаводский Университет»
В условиях постиндустриального общества (его также называют информационным) роль информации постоянно возрастает. Как уже было отмечено, значительная доля в информационном потоке принадлежит печатным изданиям: газетам, журналам и т.п. Речевые особенности отдельных газетных жанров разнообразны, они участвуют в реализации основных функций: информационной и воздействующей. Первая из них проявляется в таких особенностях, как документальность, фактологичность, официальность изложения, объективность, сдержанность, наличие стандарта, то есть, большое количество устойчивых и клишированных выражений, журналистские штампы, стандартные термины и названия, используемые с целью создания большей объективности, беспристрастности сообщаемого. Вторая функция (воздействующая, или экспрессивная) выражается в открытой, социальной оценочности, эмоциональности речи, призывности, полемичности и экспрессивности языка как способа выражения авторской оценки и привлечения внимания аудитории.[81]
Экспрессия, экспрессивность, экспрессивные средства языка - понятия неоднозначно трактуются разными учеными.[82]
Как видим, в составе данной категории выделяют следующие содержательные компоненты: оценочность, эмоциональность, образность, интенсификация признака, которые по-разному представлены в разных жанрово-стилевых и индивидуально-авторских контекстах.
В нашей работе под термином «экспрессия» мы понимаем выразительно-изобразительные средства языка, которое выражают ненейтральное отношение к содержанию речи и наилучшим образом (или наоборот) реализуют цели и задачи общения.
|
Газетные жанры не одинаковы в плане использования в них оценочных средств. Журналист не только информирует читателя о социально значимых фактах, событиях и явлениях действительности, но и даёт оценку сообщаемому. Экспрессия на страницах газеты, прежде всего, связана и с личностью автора, и его речевым воздействием на адресата.
«Образ автора, позиция производителя речи – это главная характеристика речи любого функционального стиля, это центр, в котором сходятся все образующие, все составляющие жанровой формы».[83] По мнению Г.Я. Солганика, проблема автора — одна из главных как для формирования публицистической картины мира, так и для выявления характера средств ее выражения, для формирования газетно-публицистических жанров
Сегодня на смену «директивной, одноцветно идеологизированной прессе пришла публицистика более раскованная по мысли и стилю»,[84] в связи с этим, автор в современной публицистике все отчетливее персонифицируется. Таким образом, принципиальной на сегодняшний день является категория авторства в публицистике, что связано с тенденцией усиления личностного, авторского начала в публикациях любых жанров. Уместно, в связи с этим упомянуть и метафору Л. Е. Кройчика, который сравнивает публицистический текст с двугорбым верблюдом, где первый горб – факт, второй – отношение автора к факту.
В современной литературе связь между жанром и образом автора усложняется, становится более обобщенной, не столь жесткой, но тем не менее не исчезает. Принципиальным отличием образа автора в публицистике является то, что реальный создатель произведения и лицо, от имени которого ведется повествование – совпадают.[85] Образ автора в публицистике – это авторское «я» журналиста, характер его отношения к действительности и, при рассмотрении этой категории применительно к разным жанрам, образ автора имеет различную форму, характер. Так, информационные жанры – обезличены, категория авторства – условна – речь в таких жанрах не содержит, как правило, лексических и стилистических средств, обнаруживающих отношение автора к содержанию сообщаемого. В иных жанрах авторская речь усложняется в связи с иной формой образа автора, включает в себя элементы комментирования, оценки, многообразные формы авторского отношения к сообщаемому (призыв, побуждение, анализирующая речь, рассуждения). Словоупотребление пишущего, его индивидуальная система текстопорождения отражают существенные черты той социальной группы, к которой он тяготеет или принадлежит. Авторское «я» в газетном тексте всегда получает если не явное, то скрытое выражение, поскольку язык устроен так, что практически ни одно высказывание нельзя построить, не учитывая его субъективную модальность.
|
Таким образом, одним из главных, существенных признаков жанровой формы является образ автора, который во многом определяет способ речевой организации жанра, отбора языковых средств, общую стилистическую тональность произведений. В контексте нашей тематики образ автора заслуживает внимания: студенческая газета «Петрозаводский Университет» разнообразна по своему авторскому составу – студенты, преподаватели, сотрудники университета – так как позволит нам выявить жанровые и речевые особенности текстов.
По мнению исследователей, стилистическая специфика публицистической речи заключается в использовании журналистом особых экспрессивных средств.[86] Далее нам представляется интересным рассмотреть особенности выражения экспрессии на различных языковых уровнях, и прежде всего, на лексико-фразеологическом и синтаксическом. В результате исследования нами было собрано более 200 карточек, фиксирующих наличие эмоционально-экспрессивных средств на различных уровнях. (См.: Приложение 5)
на фонетическом уровне – использование фонетической выразительности:
создание звукообраза: «Автобус пошмыгал между деревьями и, наконец, остановился в загородном владении» («ПУ», № 20, 31 мая, 1991, стр. 2, А. Фукс);
опора на фонетическую необычность: «Один из этих подлых студиозусов» ( «ПУ», № 6, 1992, стр. 4)
на морфемно-словообразовательном уровне:
использование экспрессивных аффиксов (с частными значениями усилительности и эмоциональности): «Ну, а потом был банкет, были цветы, винцо лилось рекой» («ПУ», №1, 1992, стр. 3.); «Взрослые люди от 18 до 25, у одних ноги из шеи растут, у других ручищи из головы, шею минуя, - так всю жизнь и будете титьку искать?» («ПУ», №31, 1992, стр. 2. Заголовок к очерку Дениса Горелова, журналист газеты «Столица»)
на лексико-фразеологическом уровне.
Как можно было видеть в главе 3.2. тематика газеты «ПУ» богата: она охватывает различные сферы деятельности, интересы сотрудников и студентов университета, соответственно, и лексика газетных публикаций разнообразна. Далее рассмотрим более подробно лексику с точки зрения происхождения, использования, употребления и функционально-стилевой принадлежности.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!