Культурная и общественно-полезная деятельность — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Культурная и общественно-полезная деятельность

2020-04-01 158
Культурная и общественно-полезная деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Деятельность сокольских организаций включала в себя множество вещей, никак не связанных со спортом.

Одним из них была музыка, традиционно важный элемент чешской национальной культуры. О занятиях пением говорилось ещё в первом варианте устава Пражского «Сокола», принятом в 1862 году. В том же году у Общества появился музыкальный ансамбль, который выступал как самостоятельно, так и сопровождая ряд мероприятий, включая похоронные процессии. Некий А. Ян Свобода даже сочинил специальный марш под названием «Вылет соколов», посвящённый сокольским поездкам. А в 1868 году мастер Червены из города Градец-Кралове создал особый музыкальный инструмент, который был назван «соколовкой» и распространялся среди чешских гимнастических обществ.

Торжества, посвящённые принятию знамени «Сокола», состоявшихся 1 июня 1862, о которых выше уже упоминалось, стали первыми в ряду многочисленных других увеселительных мероприятий, проводимых «соколами». В частности, ещё ранее был проведён совместный праздник с певческим обществом «Глагол». Многочисленные встречи такого рода проводились и в последующие годы, например, в честь 4-х-летнего юбилея Пражского «Сокола». «Соколы» также участвовали в религиозных праздниках, всевозможных официальных мероприятиях, вроде открытия третьего моста в Праге в 1865 году. В 1868 году «соколы» приняли участие в 70-летнем юбилее Франтишека Палацкого, который пользовался среди них большим авторитетом и любовью.

Праздники «соколов» были важной частью светской жизни Праги во многом потому, что они располагали самым вместительным помещением в городе.

Особым событием были сокольские балы-маскарады. «Соколы» претендовали на честь первых организаторов подобных мероприятий в чешских землях. Эти торжества были столь популярны, что было решено не пускать на них тех, кто состоял в «Соколе» менее трёх месяцев. В 1870 году на одном из маскарадов в Праге люди надели следующие костюмы: «ганаки, словаки, русские, поляки, цыганки…. дворяне, крестьянки, юркие жокеи, разнообразные черти… стая летучих мышей, ловкий медведь…» Вслед за пражанами, свои маскарады устраивали и провинциальные «соколы».

Также «соколы» предприняли совместные поездки, будучи пионерами местного туризма. Так, в 1862 пражские «соколы» посетили гору Ржип, селения Крч и Завист, замок Кршивоклат, Штернберк и др. Обычно о конечных пунктах назначения сообщалось заранее, однако однажды для привлечения внимания это осталось секретом. Поездки предпринимали «соколами» не только из Праги, но и из других городов. В них могли принимать участие и представители других организаций, например рабочих.

Свои поездки «соколы» обозначали словом «vylet», т.е. «вылет», в современном чешском языке это слово употребляется для любой поездки за город, однако нам пока неизвестно, употреблял ли кто-нибудь это слово в таком значении до этого или же это след влияния «соколов» на чешскую речь. Косвенным подтверждением этого предположения может быть то, что в одном сообщении поездка «соколов» прямо сравнивается с полётом.

В выборе пунктов назначения проявлялся интерес «соколов» к собственной истории. Так, возле упомянутой горы Ржип, как писал Козьма Пражский, якобы «люди расположили свои первые поселения… здесь они основали свои первые жилища…». В том же году пражские «соколы» приняли участие в неком празднике, посвящённом памяти Карла Гавличека-Боровского. Другим патриотическим шагом было покупка поля, на котором погиб Ян Жижка из Троцнова всё в том же году. Но следует отметить, что восхваляя храбрость и бескорыстность гуситов, «соколы» при этом осуждали их жестокость. Также соколы участвовали в сооружении памятника Жижке.

Другими праздниками, связанными с чешской историей, в которых «соколы» приняли участие, были встреча прибывших в Прагу чешских королевских регалий и 50-летний юбилей открытия Краледворской рукописи.

«Соколы», как и вся чешская общественность, активно принимали участие в деле строительства Национального театра, которое, как известно, имело чрезвычайное значение в истории Чехии. В частности, они участвовали в сборе средств на его строительство, и церемонии его закладки, дата которой не раз передвигалась, но наконец, состоялась 16 мая 1868 года. В ней принимали участие собственно пражские и малостранские «соколы».

Ещё одним направлением деятельности «соколов» была благотворительность.

Также движением выпускалось ряд изданий, в основном для внутреннего пользования. Так, в 1862 вышло мемориальное изображение «соколов», в 1863 - песенник, в 1865 - календарь. С 1863 года планировалось издание сокольского журнала и «всестороннего издания о гимнастике на чешском языке». В 1865 году было решено, что последнее будет состоять из статистической, исторической и технической частей. Тогда же произошли кое-какие подвижки в деле издания журнала. В 1866 был издан альбом, куда вставлялись портреты пражских «соколов», в 1867 - альбом из 700 фотографий и статистический обзор всех «чешскославянских» гимнастических обществ. В 1868 по прежнему существовала идея издания сокольского издания, причём в качестве официального органа так и не созданного «Объединения австро-славянских сокольских обществ». Тогда же готовился новый статистический обзор сокольских обществ. С 1871 года журнал «Сокол» наконец-то начал выходить. В 1872 году вышел «Сравнительный статистический перечень сокольских обществ, включая раздел спортивных результатов и карту»

При Пражском «Соколе» функционировала библиотека, не ограничивавшееся только спортивными изданиями. Вслед за Прагой, как и в ряде других аспектов, следовали и другие сокольские общества.

Деятельность «соколов» порой самым причудливым образом отражалась в чешской культуре. Так, в 1864 один магазин приготовил съестные фигурки в виде пражских «соколов». В честь «соколов» слагались стихи.

После смерти первого старосты общества, Индржиха Фигнера, его память было решено увековечить. В 1866 был создан бюст Фигнера, тогда же были предприняты попытки дать одной из пражских улиц его имя, или назвать её «Сокольской». В 1870 был создан памятник этому деятелю, за которым заботливо следили.

В 1865 году было принято решение о создании при Пражском «Соколе» пожарной команды. Когда в том же году Праге грозило наводнение, «соколы», по просьбе пражского сейма, выполняли функцию спасателей.

В итоге заметим, что «Сокол» совмещал в своей деятельности самые разные сферы общественной жизни, являлся площадкой для построения новой городской светской культуры окончательно оформлявшейся чешской политической нации.

Занимаясь же такими вопросами как пожаротушение, спасение людей и благотворительность, «соколы» по сути вторгались в сферу деятельности государства, что можно с осторожностью расценить как шаг если не к независимости, то к автономии.

 

Военный вопрос

До этого мы говорили о сокольской деятельности в области спорта, в области культуры, однако история - это не только то, что произошло, это ещё и то, чего не случилось. Речь идёт о собственно чешских воинских формированиях, которые появятся лишь в период Первой мировой войны.

Как известно, Фердинанд II в 1627 году создал для Богемии, а затем и для Моравии, «Обновлённое земское устройство», превратившее Чехию в государство с абсолютной монархией. Одно из его положений гласило: «ни один человек не может тайно или открыто нанимать солдат, проводить парады или какие-либо другие военные мероприятия, …а также приводить в земли или проводить через них вооружённых и невооружённых солдат, если Мы или будущий правитель и наследник королевства не отдаст соответствующее распоряжение».

Ещё во время польских событий 1863 года «соколы» не только выражали солидарность своим соседям, но и экстраполировали их проблемы на себя, надеясь однако, что в чешской Праге не произойдёт того, что случилось в одноимённой части польской Варшавы.

В 1866 году произошла австро-прусская война. В июле пражские «соколы» создали ночные дозоры. Тогда же «соколы» заявили о своём намерении организовать добровольные отряды для ведения боевых действий в горах на подступах к Чехии. Однако власти не дали согласие на эти формирования. Планируя свои действия, они вспоминали о традициях таких чешских средневековых исторических деятелей, как Бржетислав I, Ян Жижка и Прокоп Голый. Последующая прусская оккупация на некоторое время приостановила рост движения.

В 1867 году ряд участников сокольского движения выступил за введение в программу занятий военной подготовки. Но это предложение посчитали не своевременным, так как представлялось сомнительным, что после своего первого отказа власти изменят своё решение. При этом руководство движения признавало необходимость дальнейших реформ в этой и других сферах, указывало на опасность сохранения немногочисленной и плохо обученной армии, а также на пример успешного сражения под Тиролем, когда в боевых действиях принимали участие не только регулярная армия, но и народное ополчение. Также подчёркивалась необходимость быть осторожными в сотрудничестве с Германией, высказывались австрославистские идеи.

Как мы уже писали, в 1868 году «соколы» стали заниматься стендовой стрельбой. Значение этого факта станет особенно понятным, если вспомнить о том, какую роль сыграли стрелковые общества Юзефа Пилсудского в польском национальном движении в годы Первой мировой войны. Однако у чехов на данном этапе эти занятия ещё не приняли массовый характер.

О том, что «соколы» не оставляли идеи о создании, в том или ином виде, военных формирований, свидетельствует тот факт, что когда в 1870 году начало выходить военное издание «Жижка», то его целевой аудиторией рассматривались именно «соколы». Название этого издания свидетельствовало об интересе «соколов» к военному прошлому Чехии.

В целом в рассматриваемый период военная составляющая сокольства ещё не реализовала свой потенциал, это произойдёт лишь в гораздо более поздний период, однако необходимо отметить, что определённые шаги в этом направлении уже предпринимались уже во второй половине 1860-х - начале 1870-х годов XIX века.

 

Женский вопрос

 

Во второй половине XX века одной из популярнейших тем стали гендерные исследования. История сокольского движения в этом смысле не стала исключением и уже рассматривалась под таким углом в современной историографии. Представляется, что имеющиеся в распоряжии источники позволяют освятить этот вопрос.

С одной стороны, сокольство осознавалось его участниками как мужское братство. В частности, почти любое обращение, объявление и т.д. начиналось со слова «Братья!», а само сокольство называлось «братством».

С другой, стойким рефреном звучали слова об уважении к женщинам, начиная ещё с речи писательницы Каролины Светлы, «матери» сокольского знамени 1 июня 1862 года. Именно женщины, например, из «Клуба чешских дам поздравляли «соколов» с победами на соревнованиях и вручали им награды.

Однако этим дело не ограничилось. Уже с 1863 года в «Соколе» обучались не только юноши, но и девушки, а затем и женщины, причём под руководством инструкторов-женщин.

Женщины также посещали в качестве слушателей сессии Общего собрания Пражского «Сокола». В 1868 они также появились среди членов-меценатов этого общества.

В октябре 1869 года было создано Пражское гимнастическое общество «женщин и девушек», во главе которого встала Катержина Фигнер, дочь Индржиха Фигнера и будущая жена Мирослава Тырша. Другим его лидером стала София Подлипска. В прессе утверждалось, что это общество было первым в своём роде в Европе.

Новое общество получало поддержку Пражского «Сокола», например, пользовалось его помещениями, но при этом принимало самостоятельные решения, например, в 1870 году отказалось хранить свои деньги в общей кассе. Более того, в том же году оно в свою очередь помогло «Соколу» средствами на восстановление разрушенного непогодой гимнастического зала.

В своей агитации активистки движения отмечали, что занятия домашним хозяйством недостаточны для всестороннего физического развития, что последнее необходимо во время приобретения самостоятельной профессии и что при определении нагрузок будут учитываться особенности женского организма.

Подобно своим коллегам-мужчинам, участницы общества не замыкались на одном только спорте, а занимались ещё, например, пением, выписывали прессу. Одной из их целей было привлечь к занятиям спортом учениц высших учебных заведений.

Таким образом, процессы женской эмансипации действительно отразились на сокольстве. Представительницы «слабого пола», пусть и не на равных и не столь массово, но занимались спортом, их организация была официально признана и развивалась.


Заключение

 

марта 1872 года «соколы» отмечали 10-летний юбилей своей деятельности. Как писал анонимный автор сообщения об этом событии, показательные выступления, проведённые в тот день «явились наилучшим доказательством того, что идеи, которыми руководствовались покойный Фигнер и его верные соратники - основатели сокольского братства, не только пустили глубокие корни, из них выросло мощное здоровое дерево, окружённое нашей неустанной заботой».

За этими красивыми словами, вообще свойственными выступлениям представителей этого движения, стояло реальное содержание. За 10 лет «соколы» прошли путь от одного немногочисленного Пражского гимнастического общества к сотням отделений по всем чешским землям и далеко за их пределами.

Движение, имея неудачный опыт попытки объединения в одно целое, начало реализовывать эту задачу на местном уровне. Сложности этого процесса обуславливались трудными и неоднозначными отношениями «соколов» с австрийскими властями, чешскими немцами и их спортивным движением.

Непростыми были и отношения внутри сокольского движения, ведь шла острая внутренняя борьба, причины и развитие ещё во-многом остаются для нас загадкой.

Однако главным, по крайней мере внешне, направлением движения являлся спорт, в развитии которого они достигли больших успехов, как и в разнообразной культурной и общественно-полезной деятельности, повышении социального статуса женщин и инвалидов. Куда меньших успехов удалось добиться в военной сфере.

Несмотря на достигнутые успехи, «соколы» не собирались останавливаться на достигнутом, они уже начали думать о том, что позже выльется в лозунг «Каждый чех - Сокол!». Сокольству, как и всему чешскому национальному движению, ещё предстояли годы напряжённой работы.



Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.