Положение особенности региональной прессы — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Положение особенности региональной прессы

2020-04-01 164
Положение особенности региональной прессы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

периодическая региональная печать пресса

Многие региональные журналисты и СМИ держатся на плаву исключительно благодаря финансовым дотациям местных властей, региональных политиков или предпринимателей. Экономическая зависимость взяла на себя роль цензуры. Но есть немало примеров, когда с помощью схем перекрестного финансирования региональная пресса обрела экономическую независимость и определенную редакционную свободу. При этом большинство журналистов избегают «опасных» тем, таких как коррупция или подавление протестов, в силу большой зависимости СМИ от политической и бизнес-элиты. Исследователи региональной периодики считают, что российские журналисты в массе своей свыклись с правилом «кто платит, тот заказывает музыку», отчего в стране распространены скрытая имиджевая реклама и заказные. [47]

Конечно не все так безрадостно, часть изданий можно отнести к «положительной периодике», не только региональные филиалы «Новой газеты», «Коммерсанта» или «Эха Москвы», но и независимые региональные издательства, появившиеся в последнее время. Например, газета «Вечерний Северодвинск», которую выпускает ИД «Северная неделя» на доходы от продажи целого ряда неполитических изданий - «Пенсионерской правды», «Бабьих радостей» и пр. Из исследованных регионов России, самым либеральным можно считать Пермский край, в котором журналисты могут рассчитывать на достаточно объективное рассмотрение исков к СМИ в судах. Хуже всего оценивается положение дел в Краснодарском крае, особенно в Сочи. Исследование «Проблемы развития региональных рынков печатных СМИ», проведённое на рубеже 20011-20012 годов Фондом развития информационной политики (ФРИП) и Союзом журналистов России (СЖР), послужило основой данных утверждений. В исследовании участвовало 350 руководителей и журналистов региональных СМИ, экспертов и представителей органов власти. На вопрос: «Когда российские региональные медийные рынки станут прозрачными и открытыми для честного бизнеса?» 35,6% из них ответили - никогда. По мнению 15,2%, для этого потребуется 10-20 лет, 6,7% воздержались от ответа, а 32,6% - предложили другие варианты. [50]

Внерыночные основы существования большинства местных и региональных газет не позволяют прогнозировать их будущее на основе чисто экономических факторов. Здесь многое определяет административный ресурс. Поэтому коммерческие издания в кризис закрывались чаще. Впрочем, сохранение численности региональных и местных газет тоже не является свидетельством их эффективности. Наоборот, многие проблемы местной прессы усугубляются, так как региональные и муниципальные власти обычно просто поддерживают свои издания на плаву, не ставя перед ними задач развития. По сумме показателей большинство региональных рынков прессы России в 2012 году было отброшено за уровень 2008-2010 годов, а общий рост тиражей обеспечили регионы-лидеры, в число которых входят Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская, Пермская, Свердловская, Тюменская и Кемеровская области, Краснодарский, Забайкальский, Хабаровский и Приморский края.

Каждый регион имеет свою специфику, которая определяется состоянием его экономики, политикой региональных властей и, в значительной мере, удаленностью региона от центра страны. Ситуация в Центральном федеральном округе, например, во многом определяется его географическим соседством с Москвой. Свои особенности есть на юге России, в Сибири и т.д.

В Краснодарском крае, например, зарегистрировано 880 печатных СМИ, в том числе, 539 частных газет и журналов, 58 изданий с региональным участием, и 9 муниципальных газет. Действует около 250 типографий различной формы собственности, а на тысячу жителей приходится 350 экземпляров подписной периодики. Основную часть подписного рынка составляют газеты - 91 %, в том числе, районные и городские - 26%, краевые - 15%, остальное - федеральная пресса, доля которой в структуре подписки сокращается. [51]

По данным ИД «Абак-Пресс», краснодарский рынок глянца по объему рекламы стабильно входит в десятку ведущих рекламных рынков России, уступая лишь Москве, Санкт-Петербургу, Екатеринбургу, Ростову на Дону, Уфе, Нижнему Новгороду и Челябинску. По разным оценкам, в городе с той или иной периодичностью выходят до 40 журналов, но основных игроков не более 15-17 из них. Как и везде, краевой рынок прессы корректируется с поправкой на кризис. Прежде всего, исчезают издания, находящиеся на грани прибыльности. Финансовая поддержка местных СМИ, входящих в краевой реестр (семь краевых, 45 районных (городских) газет и три журнала) осуществляется в форме субсидий на возмещение редакциям части производственных затрат. Основные параметры государственной поддержки местных СМИ определены краевым законом «Об экономической поддержке средств массовой информации». Для сравнения, в Тюменской области зарегистрировано около 500 печатных СМИ, в том числе более 260 газет и 190 журналов. Реально в свет выходят меньше, но только в столице региона работает до 100 газет и журналов.

Газетный рынок считается насыщенным. В числе основных проблем отмечаются сравнительно невысокие продажи тиражей и низкая коммерческая успешность большинства изданий, часть из которых является бюджетными. Помимо региональных выпусков «Комсомольской правды», в городе с 460-тысячным населением работают четыре собственные ежедневные общественно-политические газеты: «Тюменская правда», «Тюменская область сегодня», «Тюменские известия» и «Тюменский курьер» (все учреждены региональными или муниципальными органами власти), насчитывающие от 4 до 24 полос и выходящие пять раз в неделю тиражом от 5 до 105 тыс. экземпляров. У остальных изданий, включая федеральные, аудиторные показатели много ниже. Пик открытия местных журналов в Тюмени пришелся на 2007-2008 годы. Чаще всего запускались автомобильные и рекламно-информационные издания. Всплеск премиального глянца в основном обеспечили сетевые издания - «Дорогое удовольствие», «Fashion Collection», «Стольник» и «Happy». [51]

К числу действующих СМИ в Ленинградской области относятся 59 региональных, местных и корпоративных газет, 2 журнала, 24 радиопрограммы, 22 телекомпании (без учета кабельных операторов). Интернет-проекты, как самостоятельные СМИ, в области широкого распространения пока не получили. Основная масса общественно- политических СМИ региона учреждена при участии его администрации и администрации муниципальных образований (к таковым относятся 29 газет, 14 телекомпаний и все радиопрограммы проводного вещания).

Разовый тираж ежедневных газет Ленинградской области составляет около 150 тыс. экз., плюс 55 тыс. экз. насчитывает пятничный (основной) выпуск региональной газеты «Вести». На тысячу жителей области приходится около 136 экземпляров подписной периодики, включая петербургские и федеральные издания. Общая численность сотрудников СМИ в Ленинградской области достигает 1,2 тыс. человек (без учета занятых в полиграфической отрасли), примерно половина из них - журналисты. СМИ региона оказывается существенная поддержка из местного бюджета.

С 1996 года в области действует закон о государственной поддержке организаций по выпуску средств массовой информации, телерадиовещания и полиграфии в виде субсидий. Они могут покрывать до 100% затрат на полиграфическое производство, газетную бумагу, экспедирование и распространение, и до 50% затрат на оплату услуг связи, электроэнергии, аренды помещений и коммунальных услуг. Субсидии выделяются ежегодно на конкурсной основе. В 2009 году их получали 25 печатных и 12 электронных СМИ, на что было истрачено 107,25 млн. рублей. Размер бюджетной поддержки сферы массовой информации в 2010 году планируется сохранить на таком же уровне. Согласно данным опроса населения Ленинградской области, проведенного в октябре 2012 года по заказу администрации региона Центром политических и психологических исследований, основным источником информации для её жителей является телевидение (85%). На втором по значимости месте находятся пресса (36%), на третьем - радио (17%), и на последнем Интернет (13%). С небольшими вариациями структура рынков печатных СМИ в большинстве регионов Российской Федерации примерно такая же. Да и политика региональных властей в отношении прессы, в общем-то, мало различается. Подчинённость дотационных СМИ местным органам власти может быть разной, но сути дела это не меняет, так как практически везде они лишь ограниченно свободны в редакционной политике. Однако и огульно отрицать рациональный смысл такой практики тоже нельзя, так как бюджетная поддержка местной прессы обеспечивает стабильное информирование населения о политике федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Кое-где без этого вообще сложно обойтись. К примеру, в Республике Саха (Якутия) правительство 26 декабря 2008 года приняло постановление «О создании автономного учреждения «Сахапечать» - «для исполнения полномочий редакций, издателя и распространителя СМИ». В «Сахапечать» вошли республиканские газеты «Кэскил», «Юность Севера», «Илкэн», «Забота - Арчы» и журналы «Чолбон», «Полярная звезда», «Чуораанчык» («Колокольчик») и «Далбар Хотун». К слову, предприятие с многолетней историей и отлаженной системой распространения печати под названием «Сахапечать» в Якутии уже существовало, но в 2006 году было принято решение присоединить его к НИПК «Сахаполиграфиздат», что привело к разбалансировке системы распространения прессы в регионе. Поэтому воссоздание «Сахапечать» выглядит своевременной мерой. [53]

В мае 2009 года агентство Татарстана по массовым коммуникациям «Татмедиа» было преобразовано в Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа». Оно стало органом государственной власти, осуществляющим полномочия по управлению сферы печати и массовых коммуникаций республики. При этом, «Татмедиа» остаётся крупнейшей медийной компанией, имеющей 90 филиалов и выпускающей 148 СМИ, совокупным тиражом 465 тыс. экземпляров. Всего в Татарстане сегодня действуют 1292 СМИ, в том числе 968 печатных, 50 телекомпаний, 86 радиостанций, 12 информагентств и почти 230 издательско- полиграфических предприятий. Практически все они подконтрольны местным властям. Большой государственный сектор печатных СМИ создан и в Башкортостане.

В мае 2009 года реформой взаимодействия власти с региональной и местной прессой озаботились и в Воронежской области. Тогда было ликвидировано областное Управление по делам печати и средств массовых коммуникаций. Предполагалось, что в дальнейшем государственные СМИ (газеты «Молодой коммунар», «Воронежский курьер» и телеканал «Губерния»), образуют единый региональный холдинг. Рассматривался также вопрос увеличения тиража районных газет за счёт их преобразования во вкладки областных изданий. Правда, под давлением областного отделения Союза журналистов России реформирование воронежской прессы по столь жёсткой схеме было отсрочено. Изменения в закон Красноярского края «Об экономической поддержке средств массовой информации», внесённые Законодательным Собранием региона 8 октября 2009 года, предусматривают дополнительные механизмы финансирования печатных СМИ. В частности, субсидии из краевого бюджета на конкурсной основе теперь смогут получать не только автономные некоммерческие организации, но и юридические лица, являющиеся издателями или редакциями печатной прессы. Закон вступил в силу с 1 января 2010 года. В рамках мер по сокращению расходов городского бюджета Брянска в ноябре 2009 года было закрыто МУП «ИД «Наш город», являвшееся учредителем и издателем муниципальных газет «Наш город Брянск» и «Брянск». Но сами газеты не закрылись. В городском конкурсе по их выпуску победило ООО «Брянский печатный двор».

Победителями конкурса, организованного Комитетом по печати и взаимодействию со СМИ правительства Санкт-Петербурга с целью увеличения подписки для льготных категорий горожан, стали газеты «Санкт- Петербургские ведомости» и «Санкт-Петербургский курьер» (ИД «Курьер- медиа»), которые в 2009 году получили соответственно 6 и 1млн. рублей. В Ростовской области субсидии на возмещение затрат по выпуску и реализации общественно-политических изданий, входящих в областной реестр, колеблются от 50% до 90%. Они предоставляются как редакциям СМИ, так и организациям, обеспечивающим материально-техническое обеспечение их выпуска. Помощь не предоставляются лишь организациям, находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства, имеющим задолженности по налогам, штрафам, заработной плате или другим обязательным платежам. В Перми меры региональных властей по поддержке СМИ носят комплексный характер и направлены как на поддержку газет и журналов, так и на поддержку системы их распространения. К ним относятся льготы по аренде и обязательным платежам, а также решения по расширению ассортимента сопутствующих товаров в киосковых сетях. В точках розничных продаж печати региона кроме прессы разрешена реализация ещё 155 наименований товаров, выручка от которых позволяет киоскам легче удерживаться на плаву и не допускать высоких цен на газеты и журналы. Печатные СМИ Новосибирской области дотируются на конкурсной основе через систему государственной поддержки реализации социально- значимых проектов в них. Но в конкурсе могут участвовать только издания, учреждённые местными органы государственной власти. Общая сумма субсидий в 2009 году составила 11 млн. рублей, а максимальный размер гранта - 1 млн. рублей. В итоге гранты получило 21 СМИ. [53]

Активизация деятельности региональных печатных СМИ в Интернете тоже не влечет за собой автоматического сохранения их общественно-значимых позиций на территории распространения, поскольку аудитория Интернета в большинстве российских регионов невелика, разрозненна и непостоянна. Сказывается и отсутствие стратегически выверенного участия государства в развитии рынка печатных СМИ (решении давно назревших проблем их налогового регулирования с учётом специфики печати). Возможности. Падение рекламного рынка усилило конкуренцию СМИ за финансирование из муниципальных и региональных бюджетов, что потенциально содействует повышению прозрачности этих процессов, росту активности региональной печати в Интернете, а также вовлечению её читателей в создание контента, как способа повышения жизнеспособности и сохранения лояльности аудитории. Одновременно региональная пресса проявляет возрастающий интерес к созданию дополнительных каналов распространения. Для компенсации потерь от продаж рекламы редакции региональных СМИ также усилили инновационную активность, направленную на производство и распространение других продуктов, что позитивно сказывается на их финансовой устойчивости и политической независимости. Таким образом, на региональных рынках прессы сегодня идут процессы как способствующие укреплению экономической устойчивости местных газет и журналов, так и работающие на снижение их общественной значимости.

Как и ранее, суммарные доходы от реализации тиражей и рекламы не обеспечивают независимого развития большинству отечественных газет и значительной части журналов, что вызвало потребность в продолжении их финансовой поддержки из федерального и региональных бюджетов. Особенно острую потребность в этом испытывала и испытывает региональная пресса, играющая огромную роль в сохранении единого информационного пространства Российской Федерации. [54]

По каждому тематическому направлению устанавливается минимально необходимый объем и количество публикаций. Редакциям печатных СМИ, претендующим на получение государственной субсидии, возмещаются следующие расходы, связанные с подготовкой и опубликованием социально значимых материалов: авторский гонорар журналиста, подготовившего публикацию, оплата труда редактора и корректора, а также часть производственных затрат (в процентном отношении ко всем затратам, понесенным редакцией газеты, журнала или альманаха при выпуске отдельного номера издания). Официальный порядок предоставления государственных субсидий печатным изданиям на реализацию социально значимых проектов размещён на сайте Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям по адресу: www.fapmc.ru <http://www.fapmc.ru>.

Стремление регионов оказать такую поддержку средствам массовой информации можно расценить как позитивное, поскольку это способствует их развитию. Другое дело, что механизм финансовой помощи должен быть предельно прозрачен. Проще говоря, все средства следовало бы распределять исключительно с применением конкурсных процедур, как того, кстати, требует и действующее законодательство. Во многих субъектах РФ именно так и поступают. Поддержка СМИ в виде целевых грантов, выделяемых на конкурсной основе, осуществляется в Алтайском крае. В Саратовской области дотации газетам распределяются по конкурсу в рамках местной целевой программы «Развитие информационного партнёрства органов государственной власти Саратовской области со СМИ». Благодаря региональным грантам СМИ Псковской области в 2006 году будут реализовывать проекты по освещению деятельности областного Собрания депутатов, обладминистрации, а также мероприятий общероссийского и областного значения. В форме реализации государственно заказа поддерживаются СМИ в Калужской области и ряде других регионов. Но это далеко не всеобщая практика. Проблема избирательного оказания финансовой поддержки СМИ по принципу «свой»-«чужой» из региональных и местных бюджетов остаётся актуальной. Разумеется, её следует изживать, поскольку она является ярким примером недобросовестной конкуренции, деформирующей рынок прессы, так как издания, не получающие бюджетных дотаций, вынуждены работать на нём в явно неравных экономических условиях. Конечно, вопросами финансирования региональной прессы из местных бюджетов её проблемы не исчерпываются. Главное для неё сегодня самой научиться зарабатывать средства, достаточные для собственной экономической и политической независимости, без потери при этом своей информационной и социальной роли. Ведь на самом деле региональные и местные печатные СМИ - огромная сила. Достаточно напомнить, что на их долю в настоящее время приходится почти 2/3 читателей газет, а вместе с региональными вставками федеральных изданий этот показатель приближается к 80 %. Да и количество региональных изданий впечатляет. В Пермском крае, например, зарегистрировано 665 печатных СМИ, в Саратовской области в настоящее время реально издаётся 367 изданий, в Тульской области - 136, на Ямале - 100, в Чувашии - 200, в Ставропольском крае - 300, в Дагестане - более 400. А в Нижегородской области только в 2005 году зарегистрировано 147 новых газет и журналов. Следует отметить, что в любом российском регионе сегодня имеется несколько экономически устойчивых и востребованных читателями местных газет и еженедельников. И число таких изданий растёт. При этом, при оптимизации структуры редакции штаты у них стали меньше, успевают они гораздо больше, а сами газеты стали много насыщеннее, в том числе тематически (как правило, они активно пишут о местных событиях и нуждах своего региона). Как правило, все успешные издания серьезно и последовательно работают с рекламодателями. Сегодня совершенно очевидно, что дальнейшее развитие местной прессы невозможно вне законодательного поля, созданного Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нём, в частности, предусмотрено право муниципальных органов власти создавать СМИ для публикации местных правовых актов. Это логично - о принимаемых решениях население должно быть информировано. В то же время, такое ограничение исключает возможность создания полноценного печатного СМИ, поскольку вводит прямой запрет на соответствующее расходование средств из местного бюджета. В ряде субъектов Российской Федерации (Самарской, Архангельской, Свердловской областях и др.) редакции местных газет были выведены из-под юрисдикции муниципальных органов власти и объединены с государственными региональными газетами (а кое-где и с электронными СМИ) в единые государственные медиа- холдинги. Подобная концентрация обеспечивает местным газетам гарантированную финансовую поддержку за счёт средств бюджета субъекта Федерации, но одновременно уменьшает профессиональную самостоятельность редакций и сужает возможность информационного плюрализма в регионе. Власти Алтайского и Красноярского краёв отстояли свои законы «Об экономической поддержке СМИ». Дума Ханты-Мансийского автономного округа приняла региональный закон о СМИ, регулирующий взаимоотношения органов государственной власти и средств массовой информации. На основании этого закона все медийные и полиграфические организации, учрежденные окружными властями, объединены в издательский дом. В Вологодской области с нынешнего года отношения власти с местными СМИ строятся только на договорной основе. Но эта лишь одна сторона медали. Параллельно возникает вопрос, как действовать в сложившейся ситуации самим муниципальным властям, которые без наличия печатных изданий, по крайней мере, в настоящий момент, обойтись не смогут. Неясно и то, как вообще пойдет муниципальная реформа, если у органов местного самоуправления не будет каналов для информирования о ней населения. Объективная потребность в общении с людьми на эту тему через прессу существует уже хотя бы потому, что Федеральный закон о местном самоуправлении и так достаточно непрост для реализации, к тому же уклад жизни в различных регионах России имеет весьма ярко выраженную специфику. Так что применить этот закон один к одному в Якутии, Татарстане, Хабаровском крае, Ростовской и Рязанской областях вряд ли удастся. Выход здесь, по преимуществу, видится один - тесное сотрудничество муниципальных органов власти с районными и городскими газетами на договорной основе. В том числе, используя опыт успешной работы ряда районных газет по изданию специальных зональных выпусков для каждого муниципального образования. Представляется, что право учреждения полноценных СМИ муниципальными властями «упущено» в Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления», скорее всего, не случайно. Возможно, разработчики закона ориентировались на западноевропейский опыт, где издание муниципальных средств массовой информации не практикуется. [61]



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.