Глава 3. Проблема урегулирования межэтнических конфликтов — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава 3. Проблема урегулирования межэтнических конфликтов

2020-04-01 124
Глава 3. Проблема урегулирования межэтнических конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Конфликтологический менеджмент представляет собой особый раздел конфликтологии, который изучает стратегии, методы и способы управления конфликтом и его регулирования. В рамках этой проблематики применяется особая терминология, характеризующая различные аспекты работы с конфликтом.

Управление и регулирование - наиболее общие понятия, которые охватывают всю гамму позитивной работы по ограничению, смягчению и сдерживанию конфликта. По объёму понятие «регулирование конфликта» шире, чем понятие «управление». Как правило, термин регулирование конфликта предполагает деятельность на макрополитическом уровне, которая означает организацию в рамках политической системы определённых институтов, осуществление процедур и практик регуляции повторяющихся конфликтов, а поэтому этот термин применим по отношению к разным конфликтам одного типа. Помимо управления отдельными конфликтами регулирование включает и деятельность по предотвращению или предупреждению деструктивных, то есть насильственных, форм проявления конфликта, которую также называют превентивной деятельностью.

Управление конфликтом представляет собой форму целенаправленного влияния на различные компоненты спора и борьбы сторон, которое предполагает повышение соответствия их состояния сознательным намерениям того или иного субъекта.

Управление и регулирование соотносятся с деятельностью по смягчению конфликта и контролю над ним. Смягчение конфликта - широкое понятие, которое включает все разновидности деятельности по контролю, управлению, разрешению, посредничеству, облегчению и регулированию конфликта, кроме предотвращения или предупреждения конфликта. Контроль над конфликтом обычно предполагает ориентацию на ограничение возможностей возникновения или эскалации конфликта или на ускорение завершения конфликта.

На развитие межэтнических конфликтов влияют не только причины, приводящие к ним. Но и другие обстоятельства: во-первых, то, насколько широко они разрастаются, какое охватывают пространство; во-вторых, население какого типа поселений вовлечено в конфликт - большого города, малого города, посёлкоа и т.д. Имеют значение также интенсивность и время развития конфликта, поскольку, например, чем затяжнее конфликт, тем сложнее выходить из него.

Также немалую роль играет то, какого типа субъекты вовлечены в конфликт. Это могут быть и достаточно массовые этнонациональные движения, и локальные столкновения численно небольших групп.

От всех этих обстоятельств зависят возможности и способы регулирования конфликтов.

Методом ослабления конфликта является деконсолидация сил, участвующих в конфликте, с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путём дискридитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам, переговорам. Важно в процессе регулирования конфликта исключить воздействие факторов, способных консолидировать ту или иную конфликтующую сторону. Таким фактором может быть применение силы или угроза её использования.

Приёмом торможения конфликтов является использование широкого спектра санкций - от символических до военных. Вооружённое вмешательство считается допустимым только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму насильственных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека. При вооружённом вмешательстве окончательное решение, согласно международной практике, принимает президент. Если вооруженные силы используются на территории других государств, то обязательно требуется заручиться санкциями международных организаций.

Как правило, наиболее эффективен прерыв конфликта. Данный способ ослабления конфликта позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию. Также в результате этого меняется эмоциональный фон конфликта, ослабевает общая консолидированность групп в конфликте.

Особые правила существуют и в переговорном процессе. Для того чтобы добиться успеха, его важно прежде всего прагматизировать.Прагматизация переговоров состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные ходы не только для себя, но и для партнёра. Полезным считается участие в переговорах посредников и медиаторов. В особо сложных ситуациях легитимацию договорённостям придаёт участие представителей международных организаций.

 


Заключение

 

В заключение хотелось бы высказать собственное мнение по данному вопросу.

Проблема конфликтов на этнической или религиозной почве не нова. Такие конфликты всегда существовали, существуют и будут существовать. Люди всегда будут искать причины для ненависти. Такова видимо природа человека. Этнические различия - это социальная реальность. Все мы говорим на определённом языке, принадлежим к этнической общности, которая имеет свою особую историю. Чувство национального единства - не зло само по себе. Наоборот, это чувство сплачивает, объединяет людей. Вопрос в том, в какое русло направлено это чувство. Открыта ли определённая этническая общность по отношению к другим народам, или наоборот сосредоточена на своих внутренних проблемах. Во втором случае намного проще найти врага со стороны и обвинить его во всех своих несчастьях и неудачах. Ведь легче переложить вину на кого-то другого, чем разбираться во внутренних причинах происходящего. И отношение к этносу здесь не причём. Человек не рождается ненавидящим близлежащие народы, это чувство навязывается ему социумом, окружающей обстановкой. И главное здесь не ненависть к людям, отличающимся в этническом или религиозном плане, а в простом стремлении людей улучшить своё положение за счёт другого, и не важно, сосед это по лестничной площадке или граничащее с твоим государство. При этом следует отметить, что зачастую причина конфликта кроется в притязаниях на территорию, экономическую стабильность, политический статус, независимость, а не «этнической неприязни» как таковой. Ведь мы же не испытываем в большинстве случаев неприязни к народам, которые территориально далеки от нас и не представляют как нам кажется угрозы нашим интересам. Эта проблема практически неразрешима, так как эти стереотипы мы передаём другим поколениям, и рано или поздно конфликты возникают снова.

Особого внимания заслуживает проблема диаспор. Зачастую всё начинается именно с негативного отношения к приезжим группам. Здесь основная проблема в том, что приезжие расцениваются как что «чужеродное», а значит плохое. Тем более что ко всему прочему примешивается экономическая составляющая, так как приезжие занимают большое количество рабочих мест. Также нередко в странах своего пребывания диаспоры формируют сети «этнической преступности», создают террористические организации, структуры наркоторговли и т.д., и вообще порою ведут себя вызывающе, не беря во внимание культурные и этнические особенности страны, в которой находятся. Всё это представляет серьёзную проблему для местных жителей и не может, в конечном счёте, не раздражать их.

Что касается религиозных конфликтов, то здесь вообще порою доходит до полного абсурда. Главная мысль, на которой основаны классические религии - это любовь к ближнему, вне зависимости от вероисповедания и национальности. Таким образом, противоборствующие стороны противоречат сами себе, догматам, на которых основано единственно верное с их точки зрения учение. Тем более, когда речь идёт о противостояниях двух направлений одной религии, таких как православие и католичество в христианстве, суннизм и шиизм в исламе. Религия - удобное оружие для людей, преследующих свои цели, по-своему трактуя религиозные догматы, они влияют на мнение людей, по большей части необразованных и легко поддающихся подобному влиянию.

Таким образом, пока человек не научится здраво мыслить, делать собственные выводы, а не придерживаться укоренившихся стереотипов, проблема межэтнических и межконфессиональных конфликтов не потеряет своей актуальности.

 


Список использованной литературы

 

1. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент. М., 2005. С.30-31, 59-71, 116-118, 322-323

.   Андреев А. Чёрные африканцы бегут из Ливии // Независимая газета. - №218, 17 ноября 2000 г. - С. 6

.   Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. М., 2002. Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/unknown_konflictions/5.aspx

.   Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М., 2007. С. 187-195.

.   Десять самых значительных религиозных конфликта XX века. [Электронный ресурс]/ НГ РЕЛИГИИ. №6 от 5 апреля 2006. - Режим доступа: http://religion.ng.ru/world/2001-12-26/7_conflicts.html

.   Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2001. С.54, 160

.   Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса: Статьи и доклады 90-х годов. М., 1999. С.240

.   Мукомель В. Демографические последствия этнических и региональных конфликтов в СНГ//Социологические исследования. - М.: 1999. № 6. С.68-71.

.   Николаев А.И., Ушакова Т.А. Религиоведение. Учебный курс. Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook205/book/index/index.html?go=part-012*page.htm

.   Политическая конфликтология: Учебное пособие/ Под ред. С. Ланцова. - СПб., 2008. С.56-58, 60, 61, 62-65

.   Потери вооружённых сил. Статистическое исследование. [Электронный ресурс]/ Россия и СССР в войнах XX века. - Режим доступа: http://www.rus-sky.com/history/library/w/w11.htm

.   Романенко С.А. История и историки в межэтнических конфликтах в конце XX века. Почему и как возраждается сознание «закрытого общества»? - М., 1997. С.39-40

.   Современные международные отношения и мировая политика: учебник/ [А.В.Торкунов, И.Г.Тюлин, А.Ю.Мельвиль и др.]. - М.: Просвещение, 2005. С. 358-359

.   Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003. С.60.

.   Этносоциология: Учебное пособие для вузов/ Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева, А.А. Сусоколов. М., 1998.С. 229-230, 232-237, 239-244, 255-257


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.