Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2019-12-27 | 191 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Художественная образность декоративного искусства, предполагающая высокую степень условности, обобщенность, синтетические качества образа, определенное абстрагирование от природных объектов и особую эмоциональную насыщенность изобразительно-смыслового начала предметной формы, основанную на ассоциативно-метафорическом языке декоративного искусства, предоставляет исключительные возможности для активизации интеллектуальной деятельности личности в процессе декоративного творчества.
Использование эмоционально-ассоциативных возможностей декоративной формы лежит в основе художественного образа декоративно-прикладного искусства. Художественная форма произведения декоративно-прикладного искусства всегда сохраняет пластические особенности исходных природных форм, определенные ассоциации с ними, поскольку условность обобщения жизненного материала является следствием интерпретации жизненных форм, их составным элементом.
Образные характеристики, содержащие эмоционально-ассоциативные связи, складываются в ходе ассоциативного мышления, которое, по словам Н.Л. Лейзеро-ва «... сводится к замещению неясного искомого явным, хотя, как правило, и неожиданным, представлением, сложившимся на основе предшествующего знания и эмоционального эстетического опыта»1.
Связанные с образным мышлением эмоциональные переживания, возникшие в результате творчества — создания предметной декоративной формы и внесения в нее элементов образности, — обусловливают эмоциональные свойства художественной выразительности произведений декоративно-прикладного искусства. Образно-эмоциональная выразительность декоративной формы служит средством достижения художественной выразительности и включает в себя «сложный комплекс переживаний, составляющий образ объективно существующей вещи во всех ее многосторонних взаимодействиях»2.
|
В процессе построения художественного образа декоративного искусства необходим учет ассоциативных связей, вызываемых предметной формой, сопутствующих основному представлению о ней, ее функциональном назначении. Особую эмоционально-ассоциативную реакцию вызывает также учет расширительного смысла, метафорического значения, свойственных традиционным изобразительным мотивам декоративно-прикладного искусства и элементам его художественной формы. Архети-пическая связь вещей, издревле запечатленная в глубинах сознания человека, оставила след в самой структуре смыслового восприятия и мысленного воспроизводства мира.
Предметная декоративная форма способна порождать и чисто зрительные ассоциации, сложность и отдаленность которых зависят от степени обобщенности формы. Чем более обобщен, формализован объект изображения в структуре декоративного образа, тем менее определенно изобразительное значение декоративной
1 Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. — М., 1974, с. 82
2 Сап его И. Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в созда
нии пластической формы. — М., 1984, с.85
Вестник № 2
формы. Отстраненная от иллюзорно-натуралистической изобразительной функции художественная форма легко переходит в новые, часто неожиданные, изображения, позволяет проецировать на себя множество образов. Так, в современном декоративном искусстве отсутствие конкретности изобразительного решения становится залогом многозначности образов, возможности различных толкований, призывом к активности зрительской фантазии, к соучастию зрителя в творческом акте художника.
Установка восприятия для целей изображения на формализацию, обобщение натурного объекта ведет к изобразительной неоднозначности, возможности различной интерпретации, позволяет использовать ассоциативность как художественный прием, углубляющий образно-эмоциональную сферу, обогащающий метафорический язык произведений декоративного искусства.
|
В качестве основного практического метода, обеспечивающего формирование образных изобразительно-выразительных характеристик декоративного произведения, выступает прием стилизации, являющейся также действенным средством освоения художественного опыта создания выразительной и содержательной декоративной формы.
Стилизация в искусствоведческой науке буквально определяется как обращение к внешним формам и приемам, сложившимся в искусстве прошлого. В структуре художественного образа декоративно-прикладного искусства стилизация выступает как система изобразительного обобщения натуры, приобретающая условный характер, который диктуется необходимостью переработки объекта изображения в соответствии с предметной формой декоративного произведения.
Преображение реальных жизненных форм в стилизованном изображении осуществляется на основе найденных и выделенных художником специфических выразительных черт объекта действительности. В связи с этим метод стилизации включает такие важные моменты, как обобщение, типизация, абстрагирование.
Стилизация, выступающая как метод изобразительного обобщения натуры, базируется на тенденциях к обобщениям, заложенных в природе художественного восприятия и имеющих два основных направления.
С одной стороны, процесс восприятия для целей изображения включает движение от созерцания к образованию обобщений понятийного плана, так как сам процесс синтезирования чувственных данных в образ объекта опирается на категориальную направленность мыслительной деятельности. Таким образом, художественное обобщение проявляется в тяготении изобразительных элементов к аллегории, эмблеме, символу, что сообщает декоративному образу иносказательность, метафоричность, основанные на сложных логических ассоциациях.
С другой стороны, в художественном восприятии заложено тяготение к структурированию зрительных данных, организации их по определенным рациональным схемам, к построению из выделенных элементов ясных структур, подчиняющих реальные формы своего рода условной геометризации. Так изобразительное обобщение реализует присущую зрению человека тенденцию к формализации объектов, что проявляется в композиционной, пластической, тектонической, линейно-ритмической, колористической упорядоченности стилизованного декоративного изображения.
|
Таким образом, процесс декоративного обобщения охватывает формальный и содержательный аспекты сложения стилизованного образа посредством понятийно-содержательного и визуального обобщения, базирующихся на тенденциях к формализации объекта изображения, заложенных в природе художественного восприятия и связанного с ним художественно-образного мышления.
115
Вестник № 2
Лихачев А. Ю.,
Старший преподаватель кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна МПГУ
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!