Применение как форма реализации права. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Применение как форма реализации права.

2020-01-13 100
Применение как форма реализации права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Реализация права

Реализация права – это осуществление правовых предписаний в правомерном поведении граждан, их организаций, органов государства (деятельность согласно с выраженной в законе волей).

 

Цель реализации права: практическое осуществление заложенных правом требований (государственной воли, выраженной в правовой форме) в целях конструирования правопорядка.

 

Сущность реализации права: повиновение субъекта требованиям права, осуществление их в поведении.

 

Реализация права: правовая норма → реальные общественные отношения → конструирование правопорядка.

 

Нормативный акт (должное предписание) ↔ Сущая действительность.

 

Естественно-правовой подход: объективные требования общественных отношений → процесс законотворчества (реализация естественного права).

Юридический позитивизм: конституция → процесс законотворчества (отношение подчинения).

 

Право в законодательстве: материальное право ↔ процессуальное право (поиск права – передача значения права властному решению, сформированному в процессе следования установленным процедурам законодательной деятельности).

Право вне законодательства: законодатель отыскивает право, следует ему, формулируя нормы закона.

 

Реальное действие права → Поступок адресата.

Правовое предписание → (сознание и воля) → Поведение адресата.

Абстрактная социальная модель (ценность) → Реальная практика.

Проблема недействующего права: реализация права ↔ материальное обеспечение (появлению материально не обеспеченных законов препятствуют требования экономического обоснования предлагаемых норм в пояснительной записке к законопроекту, заключения правительства).

 

  Реализация права:

1. Следование праву со стороны органов государства и должностных лиц.

2. Осуществление права в поступках граждан, деятельности их организаций и объединений.

 

Реализация права:

1. Строго обусловленный процесс осуществления правовых предписаний – воплощение предписаний в поведении людей (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей.

2. Конечный результат (достижение полного соответствия между требованиями правовых норм совершить определённые поступки, воздержаться от них и фактически последовавшими действиями).

 

Реализация права:

1. Субъективная сторона (осознанная деятельность граждан, их организаций, должностных лиц государственных органов).

2. Объективная сторона - материальная и духовная деятельность, совершаемая в соответствии с предписаниями правовых норм, приводящая к определённым результатам, приводящая к определённому результату:

a. Упорядочению общественных отношений.

b. Преобразованию социальной действительности.

 

Правомерное поведение (реализация) ↔ Противоправное поведение (нарушение).

Юридическое содержание реализации правовых норм:

1. Соблюдение правовых запретов.

2. Исполнение юридических обязанностей.

3. Использование субъективных прав.

 

Формы реализации права:

 

I. Непосредственные:

 

a. Соблюдение права – воздержание от совершения действий, запрещённых правовыми нормами (активные действия не требуются, выполняется пассивная обязанность; реализуются запрещающие нормы права, запреты, выраженные правоохранительными нормами права; включается процесс бездействия или совершения правомерных действий). Обязателен активный или пассивный вариант поведения. Социальная роль: недопущение причинения вреда обществу, государству, личности. Государство → мера принуждения.

 

b. Исполнение права – обязательное совершение действий, предусмотренных правовыми нормами (активные действия требуются в силу юридических обязанностей субъекта; реализуются обязывающие нормы права; выполняются возложенные обязательства). Обязателен активный или пассивный вариант поведения. Государство → мера принуждения. Пример: конституционные обязанности граждан.

 

c. Использование (осуществление) права – совершение действий, дозволенных правовыми нормами, осуществление субъектами своих прав (обязательный вариант поведения субъектов не требуется; активно реализуются управомочивающие нормы права, возможности, предоставляемые нормой в общественном отношении; при использовании права государственными органами использование приобретает обязательный характер – проявляется ответственность). Государство → гарант использования. Пример: осуществление гражданами конституционных права.

 

II. При официальном содействии государства:

 

a. Применение права – государство сформировывает у граждан, должностных лиц, организаций потребность, желание, осознание необходимости совершения предусмотренных нормами права действий (государство ↔ воля субъектов реализации права):

i. Обещание награды.

ii. Угроза физического принуждения, лишения благ.

 

Право → Жизненные потребности людей → Отпадение государственного принуждения (добровольное повиновение).

 

Смешение форм реализации права:

Исполнение (издание указов) ← Компетенционная норма (норма, устанавливающая компетенцию органа или должностного лица государства) → Использование (издание указов).

 

Реализация права (субъективных прав и юридических обязанностей):

1. Посредством правоотношений (реализация права протекает в рамках конкретных и общих правоотношений; рассматриваются конкретные правовые связи, связи с наличием одного субъекта и определяемой соответственно ситуации второй стороной).

2. Вне правоотношений («всеобщие» права и обязанности – права, которыми определённые субъекты права пользуются в отношении всех остальных субъектов, обязанных не препятствовать осуществлению, обязанности субъекта в отношении всех остальных субъектов). Пример: право собственности на недвижимость, авторское право, право на жизнь.

 

Правомерное поведение.

 

Правомерное поведение – поведение, которое соответствует предписаниям права.

 

Правомерное поведение – структурированная правовыми принципами, нормами деятельность коллективных, индивидуальных субъектов, государства в целом, его институтов и должностных лиц, осуществляемая в форме соблюдения правовых запретов, исполнения юридических обязанностей, использования субъективных прав, правоустановления, правоприменения компетентными субъектами (связано с правотворческой и правореализационной деятельностью).

 

Правомерное поведение – вид волевой активности и нормативно-правовой аспект деятельности человека, в котором опредмечивается позитивное субъективное отношение к правовым принципам и нормам, обладающий социальной ценностью.

 

Характеристики правомерного поведения:

1. Соответствие предписаниям права (поведение урегулируется нормами права, находится в сфере правового регулирования).

2. Социальная значимость (социально-полезное поведение обеспечивается государственными мерами поощрения, мерами государственного принуждения за противоправное поведение). Некоторые проявления правомерного поведения не считаются социально полезными (в законе содержатся антистимулы; неблагоприятные последствия наступают только для адресата правовой нормы). Социально ценное правомерное поведение охраняется государством.

3. Подконтрольность сознанию и воле лица (осознанное поведение; сознательно осуществляемое действие или бездействие – поступок; поступок – акт поведения, выражающийся в действии или бездействии, социальное значение которого осознаётся индивидом).

 

Состав правомерного поведения:

1. Объективная сторона (соответствие деяния нормам права, направленность на достижение социально-полезного результата).

2. Субъективная сторона (характер осознания, мотивация правомерного поведения).

3. Субъекты поведения (< субъекты права: субъект правоотношения – организация, субъект поведения – члены организации).

 

Виды правомерного поведения:

 

I. В зависимости от преобладающих мотивов:

 

a. Маргинальное поведение (поведение основано на страхе перед ответственностью, личном расчёте, боязни осуждения; сочетается с предрасположенностью к противоправному поведению).

b. Конформистское (пассивное) поведение (пассивное соблюдение норм права в силу подчинения своих действий поведению окружающих).

c. Положительное (привычное) поведение (поведение в рамках привычной деятельности по соблюдению и исполнению правовых норм). Пример: исполнение служебных обязанностей.

d. Социально-активное поведение (деятельность по реализации правовых норм на основе осознания их ценности, глубокого убеждения в необходимости исполнения; высшая форма правомерного поведения, обладающая наибольшей ценностью). Социально-правовая активность – психологическая готовность человека к активным действиям по надлежащей реализации права, инициативная деятельность по использованию своих прав, исполнению обязанностей.

 

II. В зависимости от отрасли права, нормы которой реализуются:

 

a. Гражданско-правовое.

b. Административно-правовое.

 

III. В зависимости от характера акта поведения:

 

a. Правомерное действие (активная деятельность, направленная на реализацию субъективных прав, исполнение юридических обязанностей).

b. Правомерное бездействие (пассивная деятельность по соблюдению установленных в правовых нормах запретов).

 

IV. По характеру реализуемых правовых предписаний:

 

a. Правомерное соблюдение.

b. Правомерное исполнение.

c. Правомерное использование.

d. Правомерное применение.

 

Социализация (процесс приобщения индивида к социальной среде, нормативно-ценностной системе и культуре общества) ↔ Правовая социализация (процесс приобщения индивида к социально-правовой среде).

 

Психологическая модель формирования правомерного поведения:

1. Познание правовых принципов и норм.

2. Оценочное восприятие норм, формирование интереса к ним на рациональном, эмоциональном уровне (заинтересованность участников общественных отношений в реализации принадлежащих им прав проявляется в сфере действия управомочивающих норм, за пределами действия запретов, ограничений, обязывающих велений; правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий, в случае их нарушения; при осуществлении обязывающих норм затрачиваются силы – государство обещает компенсацию).

3. Формирование положительного оценочного отношения к нормам, принятие их разумом и чувством.

4. Преобразование нормативных предписаний во внутреннюю ценность личность (правовые убеждения; чувство долга → исполнение обязанности).

5. Закрепление нормативно-установочного стереотипа в результате повторной реализации нормы в поведении.

 

Правовая социализация → Правомерное поведение.

 

Правовое поведение – социально значимое поведение индивидуальных или коллективных субъектов, подконтрольное их сознанию и воле, предусмотренное нормами права, влекущее юридические последствия (правовое поведение = правомерное поведение + противоправное поведение).

 

Признаки правового поведения:

1. Социальная значимость.

2. Контроль сознания и воли лица.

3. Чёткая регламентированность правовыми нормами.

4. Подконтрольность государству.

5. Наличие юридических последствий.

6. Дифференциация правового и противоправного поведения.

 

Правоприменительные акты.

Правоприменительный акт – документ, в котором содержится индивидуально-конкретное предписание, вынесенное компетентным органом в итоге решения юридического дела.

 

Правоприменительный акт – внешнее объективное проявление индивидуально-конкретного государственно-властного предписания, вынесенного компетентным органом в итоге решения юридического дела (государственно-властный характер, авторитет государства).

 

Правоприменительный акт – государственно-властный индивидуально-определённый акт, совершаемый компетентным субъектом права по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав, юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормального осуществления.

 

Правоприменительный акт:

1. Письменная форма (имеет определённые реквизиты).

2. Устная форма.

3. Бессловесная форма (конклюдентные действия, жесты).

 

Правоприменительный акт:

1. Действие.

2. Документ.

Состав правоприменительного акта:

1. Издающий субъект.

2. Адресат акта.

3. Объект (конкретная ситуация подлежащая разрешению).

4. Содержание (индивидуально-конкретное предписание).

 

Юридическая правоприменительная техника – правила формулирования, составления текста правоприменительных актов (относящиеся к содержанию акта правила структурного построения и оформления правоприменительных актов, придания ему внешних атрибутов).

 

Требования к правоприменительным актам:

 

1. Строгое соответствие НПА, на основе которых принимаются индивидуальные акты.

2. Издаются в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица.

3. Содержат глубокую и всестороннюю мотивировку.

4. Имеют все необходимые реквизиты, придающие актам применения официальный характер.

 

Характеристики правоприменительного акта:

 

1. Имеют государственно-властный характер.

2. Издаются компетентными органами на основе правовых норм.

3. Направлены на индивидуальное регулирование конкретных общественных отношений (в отличие от НПА, предназначенного для общего, нормативного регулирования). Правоприменительный акт – юридический факт, влекущий возникновение, изменение, прекращение у адресатов субъективных прав и обязанностей.

4. Обязательны к исполнению (акты применения права обычно вступают в юридическую силу с момента принятия, по истечении определённого срока, в специально указанный срок). Юридическая сила правоприменительного акта (свойство действовать, порождать определённые правовые последствия) основывается:

a. На государственно-властных полномочиях компетентных органов, производных от суверенитета государства.

b. На юридической силе применяемых норм права.

5. Не являются источником права (применяются к конкретному событию, случаю, лицу).

 

Нормативный правовой акт Акт применения права
Предписания общего характера Предписания индивидуального характера (индивидуально-конкретные предписания, выступающие в качестве юридических фактов)
Неопределённый круг юридических и физических лиц-адресатов для многократного применения Строго определённый круг лиц-адресатов по определённому поводу для однократного применения
Широкий круг общественных отношений Строго определённый вид общественных отношений
Действие вне зависимости от общественных отношений Прекращение одновременно с прекращение общественных отношений

 

Классификация правоприменительных актов:

 

I. По издающим субъектам:

 

a. Акты органов законодательной власти.

b. Акты органов исполнительной власти.

c. Акты контрольно-надзорных органов.

d. Акты судебных органов.

e. Акты негосударственных организаций.

 

II. По времени действия:

 

a. Однократного действия. Пример: протокол о наложении административного взыскания в виде штрафа.

b. Длящегося действия (юридические последствия продолжаются определённый или заранее не определённый срок). Пример: решение о назначении пенсии, приговор суда, устанавливающий наказание в виде лишения свободы.

 

III. По типу принятия:

 

a. Принятые единоначально.

b. Принятые коллегиально.

 

IV. По характеру применяемых норм права:

 

a. Регулятивные (устанавливаются субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений; документы принимаются на основе регулятивных – запрещающих, обязывающих, управомочивающих норм права в связи с правомерным поведением людей).

b. Правоохранительные (акты принимаются на основе правоохранительных норм права для определения конкретного вида и меры юридической ответственности за противоправное поведение).

 

V. В зависимости от значения в процессе разрешения юридического дела:

 

a. Основные (документы, содержащие завершённое решение юридического дела).

b. Вспомогательные.

 

VI. По форме регулятивного воздействия:

 

a. Исполнительные (направлены на организацию исполнения содержащихся в нормах права предписаний применительно к конкретному лицу или случаю; предопределяют возникновение конкретных прав и обязанностей лиц в связи с их правомерным поведением).

b. Правоохранительные акты (предназначены для охраны существующих норм права от возможных нарушений; издаются в связи с предупреждением правонарушения, при совершении правонарушения).

 

Эффективность правоприменительного акта зависит от:

 

1. Цели издания.

2. Результатов действия.

3. Соизмерения результатов с целью, неизбежными издержками (полная эффективность – достижение цели при минимальных издержках за счёт материальных, социально-политических, идеологических, организационных, юридических средств обеспечения эффективности).

 

Реализация права

Реализация права – это осуществление правовых предписаний в правомерном поведении граждан, их организаций, органов государства (деятельность согласно с выраженной в законе волей).

 

Цель реализации права: практическое осуществление заложенных правом требований (государственной воли, выраженной в правовой форме) в целях конструирования правопорядка.

 

Сущность реализации права: повиновение субъекта требованиям права, осуществление их в поведении.

 

Реализация права: правовая норма → реальные общественные отношения → конструирование правопорядка.

 

Нормативный акт (должное предписание) ↔ Сущая действительность.

 

Естественно-правовой подход: объективные требования общественных отношений → процесс законотворчества (реализация естественного права).

Юридический позитивизм: конституция → процесс законотворчества (отношение подчинения).

 

Право в законодательстве: материальное право ↔ процессуальное право (поиск права – передача значения права властному решению, сформированному в процессе следования установленным процедурам законодательной деятельности).

Право вне законодательства: законодатель отыскивает право, следует ему, формулируя нормы закона.

 

Реальное действие права → Поступок адресата.

Правовое предписание → (сознание и воля) → Поведение адресата.

Абстрактная социальная модель (ценность) → Реальная практика.

Проблема недействующего права: реализация права ↔ материальное обеспечение (появлению материально не обеспеченных законов препятствуют требования экономического обоснования предлагаемых норм в пояснительной записке к законопроекту, заключения правительства).

 

  Реализация права:

1. Следование праву со стороны органов государства и должностных лиц.

2. Осуществление права в поступках граждан, деятельности их организаций и объединений.

 

Реализация права:

1. Строго обусловленный процесс осуществления правовых предписаний – воплощение предписаний в поведении людей (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей.

2. Конечный результат (достижение полного соответствия между требованиями правовых норм совершить определённые поступки, воздержаться от них и фактически последовавшими действиями).

 

Реализация права:

1. Субъективная сторона (осознанная деятельность граждан, их организаций, должностных лиц государственных органов).

2. Объективная сторона - материальная и духовная деятельность, совершаемая в соответствии с предписаниями правовых норм, приводящая к определённым результатам, приводящая к определённому результату:

a. Упорядочению общественных отношений.

b. Преобразованию социальной действительности.

 

Правомерное поведение (реализация) ↔ Противоправное поведение (нарушение).

Юридическое содержание реализации правовых норм:

1. Соблюдение правовых запретов.

2. Исполнение юридических обязанностей.

3. Использование субъективных прав.

 

Формы реализации права:

 

I. Непосредственные:

 

a. Соблюдение права – воздержание от совершения действий, запрещённых правовыми нормами (активные действия не требуются, выполняется пассивная обязанность; реализуются запрещающие нормы права, запреты, выраженные правоохранительными нормами права; включается процесс бездействия или совершения правомерных действий). Обязателен активный или пассивный вариант поведения. Социальная роль: недопущение причинения вреда обществу, государству, личности. Государство → мера принуждения.

 

b. Исполнение права – обязательное совершение действий, предусмотренных правовыми нормами (активные действия требуются в силу юридических обязанностей субъекта; реализуются обязывающие нормы права; выполняются возложенные обязательства). Обязателен активный или пассивный вариант поведения. Государство → мера принуждения. Пример: конституционные обязанности граждан.

 

c. Использование (осуществление) права – совершение действий, дозволенных правовыми нормами, осуществление субъектами своих прав (обязательный вариант поведения субъектов не требуется; активно реализуются управомочивающие нормы права, возможности, предоставляемые нормой в общественном отношении; при использовании права государственными органами использование приобретает обязательный характер – проявляется ответственность). Государство → гарант использования. Пример: осуществление гражданами конституционных права.

 

II. При официальном содействии государства:

 

a. Применение права – государство сформировывает у граждан, должностных лиц, организаций потребность, желание, осознание необходимости совершения предусмотренных нормами права действий (государство ↔ воля субъектов реализации права):

i. Обещание награды.

ii. Угроза физического принуждения, лишения благ.

 

Право → Жизненные потребности людей → Отпадение государственного принуждения (добровольное повиновение).

 

Смешение форм реализации права:

Исполнение (издание указов) ← Компетенционная норма (норма, устанавливающая компетенцию органа или должностного лица государства) → Использование (издание указов).

 

Реализация права (субъективных прав и юридических обязанностей):

1. Посредством правоотношений (реализация права протекает в рамках конкретных и общих правоотношений; рассматриваются конкретные правовые связи, связи с наличием одного субъекта и определяемой соответственно ситуации второй стороной).

2. Вне правоотношений («всеобщие» права и обязанности – права, которыми определённые субъекты права пользуются в отношении всех остальных субъектов, обязанных не препятствовать осуществлению, обязанности субъекта в отношении всех остальных субъектов). Пример: право собственности на недвижимость, авторское право, право на жизнь.

 

Правомерное поведение.

 

Правомерное поведение – поведение, которое соответствует предписаниям права.

 

Правомерное поведение – структурированная правовыми принципами, нормами деятельность коллективных, индивидуальных субъектов, государства в целом, его институтов и должностных лиц, осуществляемая в форме соблюдения правовых запретов, исполнения юридических обязанностей, использования субъективных прав, правоустановления, правоприменения компетентными субъектами (связано с правотворческой и правореализационной деятельностью).

 

Правомерное поведение – вид волевой активности и нормативно-правовой аспект деятельности человека, в котором опредмечивается позитивное субъективное отношение к правовым принципам и нормам, обладающий социальной ценностью.

 

Характеристики правомерного поведения:

1. Соответствие предписаниям права (поведение урегулируется нормами права, находится в сфере правового регулирования).

2. Социальная значимость (социально-полезное поведение обеспечивается государственными мерами поощрения, мерами государственного принуждения за противоправное поведение). Некоторые проявления правомерного поведения не считаются социально полезными (в законе содержатся антистимулы; неблагоприятные последствия наступают только для адресата правовой нормы). Социально ценное правомерное поведение охраняется государством.

3. Подконтрольность сознанию и воле лица (осознанное поведение; сознательно осуществляемое действие или бездействие – поступок; поступок – акт поведения, выражающийся в действии или бездействии, социальное значение которого осознаётся индивидом).

 

Состав правомерного поведения:

1. Объективная сторона (соответствие деяния нормам права, направленность на достижение социально-полезного результата).

2. Субъективная сторона (характер осознания, мотивация правомерного поведения).

3. Субъекты поведения (< субъекты права: субъект правоотношения – организация, субъект поведения – члены организации).

 

Виды правомерного поведения:

 

I. В зависимости от преобладающих мотивов:

 

a. Маргинальное поведение (поведение основано на страхе перед ответственностью, личном расчёте, боязни осуждения; сочетается с предрасположенностью к противоправному поведению).

b. Конформистское (пассивное) поведение (пассивное соблюдение норм права в силу подчинения своих действий поведению окружающих).

c. Положительное (привычное) поведение (поведение в рамках привычной деятельности по соблюдению и исполнению правовых норм). Пример: исполнение служебных обязанностей.

d. Социально-активное поведение (деятельность по реализации правовых норм на основе осознания их ценности, глубокого убеждения в необходимости исполнения; высшая форма правомерного поведения, обладающая наибольшей ценностью). Социально-правовая активность – психологическая готовность человека к активным действиям по надлежащей реализации права, инициативная деятельность по использованию своих прав, исполнению обязанностей.

 

II. В зависимости от отрасли права, нормы которой реализуются:

 

a. Гражданско-правовое.

b. Административно-правовое.

 

III. В зависимости от характера акта поведения:

 

a. Правомерное действие (активная деятельность, направленная на реализацию субъективных прав, исполнение юридических обязанностей).

b. Правомерное бездействие (пассивная деятельность по соблюдению установленных в правовых нормах запретов).

 

IV. По характеру реализуемых правовых предписаний:

 

a. Правомерное соблюдение.

b. Правомерное исполнение.

c. Правомерное использование.

d. Правомерное применение.

 

Социализация (процесс приобщения индивида к социальной среде, нормативно-ценностной системе и культуре общества) ↔ Правовая социализация (процесс приобщения индивида к социально-правовой среде).

 

Психологическая модель формирования правомерного поведения:

1. Познание правовых принципов и норм.

2. Оценочное восприятие норм, формирование интереса к ним на рациональном, эмоциональном уровне (заинтересованность участников общественных отношений в реализации принадлежащих им прав проявляется в сфере действия управомочивающих норм, за пределами действия запретов, ограничений, обязывающих велений; правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий, в случае их нарушения; при осуществлении обязывающих норм затрачиваются силы – государство обещает компенсацию).

3. Формирование положительного оценочного отношения к нормам, принятие их разумом и чувством.

4. Преобразование нормативных предписаний во внутреннюю ценность личность (правовые убеждения; чувство долга → исполнение обязанности).

5. Закрепление нормативно-установочного стереотипа в результате повторной реализации нормы в поведении.

 

Правовая социализация → Правомерное поведение.

 

Правовое поведение – социально значимое поведение индивидуальных или коллективных субъектов, подконтрольное их сознанию и воле, предусмотренное нормами права, влекущее юридические последствия (правовое поведение = правомерное поведение + противоправное поведение).

 

Признаки правового поведения:

1. Социальная значимость.

2. Контроль сознания и воли лица.

3. Чёткая регламентированность правовыми нормами.

4. Подконтрольность государству.

5. Наличие юридических последствий.

6. Дифференциация правового и противоправного поведения.

 

Применение как форма реализации права.

 

Применение права – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путём вынесения индивидуально-конкретных предписаний (не допускается бездействие, пассивное поведение; право на правоприменительную деятельность сливается с обязанностью её осуществления; обеспечивается реализация права третьими лицами).

 

Правоприменение – форма реализации права, осуществляемая государственными или общественными организациями в пределах их компетенции в форме властной организующей деятельности по конкретизации правовых норм на основе строгого соблюдения законности.

 

Правоприменение – комплексная правореализующая деятельность (сочетается исполнение, соблюдение, использование), необходимая в случаях, когда для обеспечения полной реализации правовых норм требуется вмешательство компетентных органов (правовая норма ↔ государство-посредник ↔ адресат нормы; часть правовых норм реализуется только через правоприменение; правоприменительная деятельность реализуется только специально уполномоченными на это государством органами).

 

Правоприменение – сложная юридическая и организационная деятельность государства по обоснованному осуществлению правовых норм относительно конкретных субъектов, фактов, отношений реальной общественной жизни в рамках закона.

 

Правоприменение:

1. Стандартная деятельность.

2. Творческая деятельность.

 

Правоприменительная деятельность осуществляется:

 

1. Когда субъективные права и обязанности (в силу их повышенной социальной значимости) у конкретных лиц не могут возникнуть без государственно-властной деятельности компетентных органов. Пример: назначение пенсии, призыв на военную службу.

2. Когда требуется официальное признание определённых юридических фактов, официальная регистрация определённых действий людей, наиболее важных с точки зрения общественного интереса. Пример: регистрация актов гражданского состояния, регистрация личного автотранспорта, нотариальное удостоверение сделок.

3. Когда субъекты правового общения не могут прийти к соглашению, необходимо защитить нарушенное субъективное права. Пример: взыскание алиментов, восстановление на работе.

4. Когда совершено правонарушение, необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности. Пример: наложение штрафа за административный проступок, определение меры уголовного наказания за кражу.

 

Характеристики правоприменительной деятельности:

 

1. Осуществляется только специально уполномоченными на это государством органами (государственными или негосударственными), в отличие от иных форм реализации права.

По Шершеневичу: правоприменение – подведение конкретных бытовых отношений под абстрактные нормы права (нормы права применяются всеми, кто стремится сообразоваться свои действия с указаниями права через достижение юридического результата).

 

2. Носит государственно-властный характер (решение принимается по одностороннему волеизъявлению соответствующего органа, выступающего от имени государства, при необходимости исполнение решения обеспечивается принудительной силой государства; обладает повышенной социальной значимостью). Правоприменительный орган ↔ компетенция (управленческая деятельность). Полномочие органа ↔ суверенная государственная власть. Правоприменение:

a. Оперативно-исполнительная форма (организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов). Пример: приём о приказе на работу, выдача свидетельства о регистрации брака.

b. Правоохранительная форма (деятельность, направленная на охрану норм права от нарушений; применение мер государственного принуждения к правонарушителям; обеспечение исполнения назначенных мер наказания; принятие мер по предупреждению правонарушений).

 

3. Носит управленческий, организующий характер, служит для упорядочения общественных отношений (реализация социального назначения государства; правовая форма государственного управления обществом; управленческие решения → правовая форма → обязательность исполнения).

 

4. Продолжает начатый правотворчеством процесс нормативного регулирования общественных отношений, дополняет его индивидуальной регламентацией, конкретизирует права и обязанности субъектов права, уточняет правовое положение субъектов права в определённой ситуации (этап механизма правового регулирования общественных отношений, составляющий индивидуально-конкретное, поднормативное регулирование; основывается на правовой норме).

 

5. Имеет результатом вынесение индивидуально-конкретных предписаний, содержащихся в правоприменительных актах, адресованных конкретным субъектам права (устанавливаются права и обязанности сторон, находящихся в конкретной ситуации).

 

6. Осуществляется в особых установленных нормативными актами формах, процедурах (существует официальный порядок принятия правоприменительных актов, жёстко регламентируемый по важным случаям, процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных государственных органов и должностных лиц). Степень детализации порядка правоприменительной деятельности может отличаться (наивысшая у судебных и следственных органов).

 

7. Между субъектом применения права и адресатом деятельности устанавливается правоотношение – связь, характеризуемая наличием взаимных прав и обязанностей (обусловливаются особенности возникающих в процессе правоприменения правоприменительных отношений).

 

8. Осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами:

 

a. Законность (необходим правильный в


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.221 с.